Фото сайта odkb-csto.org
Пока на границе Азербайджана и Армении шла перестрелка, много вопросов возникло по поводу того, кто может вмешаться в боевые действия и в случае необходимости развести враждующие стороны. Инструментом умиротворения в этой ситуации могли стать силы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), однако ее функционеры так и не выступили с содержательными предложениями. Приходится констатировать: нет примеров, когда ОДКБ участвовала бы в разрешении подобных противоречий. Повторение ситуации в очередной раз поставило вопрос о том, насколько действенна эта структура и кому она нужна.
Сейчас в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Все они считаются союзниками России, которую принято считать силой, заинтересованной в сохранении организации. Что же РФ за это получает? Ни один из членов ОДКБ не признал независимый статус Абхазии и Южной Осетии, как это сделала Москва. Завис и вопрос о статусе Нагорного Карабаха (НК). Вопрос об этой территории представляет собой как бы квинтэссенцию всех противоречий вокруг Договора о коллективной безопасности. Армения входит в ОДКБ, а Азербайджан был в этой организации, но практически сразу вышел из нее в 1994 году. Это случилось, видимо, после того как в Баку поняли, что 20% территории, которую удерживает Армения в Карабахе, вряд ли без большой кровопролитной войны отойдет Азербайджану… Конфликт есть, и варианты его разрешения в рамках ОДКБ не намечаются.
Помнится, в 1990-х годах ходили разговоры, что в Нагорный Карабах введут коллективные миротворческие силы ОДКБ. Более того, нет ни одного примера, чтобы организация участвовала в разрешении подобных противоречий. А конфликтов было немало. Таджикистан – события 2010 года в Ферганской долине. Июнь 2010 года, когда из-за противостояния киргизской и узбекской диаспор, фактически поставившего Киргизию на грань гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Его созвали для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся во введении в страну подразделений Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). С этой просьбой к тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву обратилась глава Киргизии того времени Роза Отунбаева. Но ответ был – нет… Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве – члене ОДКБ резкой критике эту организацию подверг президент Белоруссии Александр Лукашенко. Может быть, именно поэтому 28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года). А ведь после этого были еще противостояние Грузии с Абхазией и Южной Осетией в 2008 году, Донбасс 2014 года. Задачей организации названа защита территориально-экономического пространства стран – участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. ОДКБ как единый военно-политический союз все эти задачи выполняет пока виртуально. КСОР ни разу не участвовали в боевых операциях.
При этом мы видим другой пример – действия коллективных сил НАТО, которые проявляют активность и в тех регионах, где у России и ее союзников по ОДКБ есть свои геополитические интересы. Признавая определенные противоречия между странами – членами Североатлантического блока, нельзя отрицать боевую эффективность и слаженность его действий в конфликтных зонах. Бомбежки в 1999 году Югославии, отторжение Косово, а также оккупация в начале 2000-х годов Ирака, а в последующем Афганистана, Сирии – эти примеры говорят о том, что в НАТО верны исповедуемым принципам, как бы мы к ним ни относились.
Но вернемся к размышлениям о том, кому выгодно существование ОДКБ. Мы видим, что Армения и Казахстан хоть и являются членами организации, но заигрывают с НАТО. Они готовы укреплять военно-политические связи с альянсом и даже подумывают о членстве в блоке. Как это сочетается с сохранением ОДКБ, сказать трудно. Между тем коллективные силы каждый год проводят совместные учения, собираются в штаб-квартире в Москве, чтобы обсудить насущные проблемы. Но, к сожалению, реальной работы по защите интересов входящих в организацию государств, решению конфликтных проблем – минимум.
Пока идет лишь регулярная подготовка войск. Главный побудительный мотив к этому, конечно, формирует Москва. Начиная с 2005 года Россия начала безвозмездно готовить кадры для стран ОДКБ в своих военных учебных заведениях. С 2010 года в РФ стали учиться военнослужащие из Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии. Сейчас их в военных вузах насчитывается несколько тысяч человек. Но есть ли в этом сотрудничестве какой-то смысл и польза для нашей коллективной обороны? Пока отношения между странами складываются так, что непонятно, в каких вооруженных конфликтах окажутся замешанными окончившие российские военные вузы специалисты после выпуска, а главное – на чьей стороне.
комментарии(0)