0
3770
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

07.04.2020 15:46:00

Эксперт: Ускорение инфраструктурных проектов РЖД сегодня имеет особое стратегическое значение

Иван Стариков

Об авторе: Иван Валентинович Стариков - Действительный государственный Советник РФ, руководитель координационного Центра «Единая Евразия. Транссиб 2.0», профессор Института экономики РАН

Тэги: экономика, нацпроекты, ржд, бам, транссиб, железная дорога, инфраструктура, транспорт


экономика, нацпроекты, ржд, бам, транссиб, железная дорога, инфраструктура, транспорт Фото сайта rzd.ru

«Главное наше бремя –

есть бремя земли русской

непокорного, необъятного,

разбегающегося пространства»,

философ Иван Ильин

 

Не приходится сомневаться в том, что глобальная пандемия коронавируса уже в среднесрочной перспективе может привести к существенным структурным экономическим сдвигам по всему миру. На первое место для всех стран сегодня выходят вопросы суверенитета, стабильности и в то же время диверсификации национальных экономик с учетом новых реалий. Важнейшее значение в этой связи приобретают инфраструктурные преобразования, имеющие цель цифровизации различных отраслей, развития научно-технического потенциала, создания новых зон экономического роста и транспортно-логистических коридоров. Для России в этой ситуации крайне важным представляется ускорение реализации разработанных в 2018 году на основании майских указов президента приоритетных национальных проектов.

Уже очевидно, что инерционное развитие мировой экономики и Российской Федерации, как её важной части станет невозможным в новых политико-экономических реалиях. Россия монопольно обладает крайне важным ресурсом – территорией в 17 млн. кв. километров, раскинувшейся на 9 часовых поясах. Эти необъятные пространства Евразии уникально расположены между Восточной Азией и Европой. Между мировыми центрами производства и потребления. Между рынками в 4 млрд. потребителей или 60% населения земного шара.

В 2008 году Пол Кругман получил Нобелевскую премию за работу «Пространственная экономика», именно эти подходы в работе известного экономиста должны стать осмысленным, содержательным ответом Российского государства и общества на новые концентрированные исторические вызовы после окончания глобальной пандемии.

Огромное внимание в ближайшее время, судя по всему, будет уделяться входящему в их число комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Особенно в части, касающейся железнодорожной отрасли. Это подтверждает недавнее назначение на пост председателя совета директоров ОАО «РЖД» первого вице-премьера Андрея Белоусова, курирующего в правительстве исполнение комплексного плана. Вместе с Белоусовым в совет директоров перевозчика вошли вице-премьер, бывший президент оргкомитета сочинской олимпиады Дмитрий Чернышенко, министр экономического развития Максим Решетников, а также первый замглавы Министерства строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин.

 Важнейшее структурное звено

Тот факт, что правительство значительно увеличило присутствие в управляющем органе РЖД, о многом говорит. Действительно, львиная доля всех намеченных в плане преобразований приходится на РЖД, поскольку железнодорожная отрасль является сегодня ведущим структурным звеном транспортной системы, занимая более чем 87% рынка грузоперевозок, если не считать трубопроводный транспорт. Однако, при всех своих достоинствах трубопроводный транспорт не создаёт пояса экономической активности на территории страны. Географически именно железнодорожные артерии связывают западные и восточные границы страны и обеспечивают экспорт российских грузов в самом перспективном направлении - Азиатско-Тихоокеанского региона. Создают и поддерживают сотни тысяч рабочих мест на предприятиях в разных отраслях национальной экономики.

Доля автомобильных, морских и авиационных перевозок в общей структуре грузопотока хотя и постепенно возрастает, однако по объемам не идет в сравнение с железнодорожными. Так, например, в прошлом году грузооборот на автомобильном транспорте вырос на 5,8%, что не может не радовать. Однако произошло это во многом за счет улучшения логистики и развития, по сути, мультимодальных перевозок, в которых задействован тот же железнодорожный сегмент.

Стоит отметить, что на протяжении последних лет РЖД реализуют целый ряд важнейших инфраструктурных проектов, а после майских указов Владимира Путина перевозчик открыл и новые направления деятельности. Теперь все они будут под еще более пристальным контролем правительства и лично первого вице-премьера. Представляется, что это кадровое решение в первую очередь как раз связано с особой стратегической значимостью ускорения инфраструктурных проектов РЖД. Ведь приходится признать, что сбрасывать со счетов риск торможения, к сожалению, нельзя. Чтобы решить возникшие проблемы поставщиков, в частности, угольщиков и поддержать отрасль, недавно компания договорилась с правительством Кузбасса об объемах перевозок в направлении Восточного полигона. Кроме того, РЖД в последнее время предоставили и максимальные скидки на экспортные перевозки энергетического угля в направлении портов Азово-Черноморского бассейна, а также уменьшила тарифы для транспортировки угля в Китай и в направлении Северо-Запада.

Однако, несмотря на большое значение предпринимаемых мер для поддержки российских экспортеров, все эти решения носят экстренных характер. Главное же, что сегодня необходимо – реализация плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, что создаст мультипликативный эффект для всей экономики страны, а особенно для Сибири и Дальнего Востока. И конечно даст зеленый свет для транспортировки российских грузов в еще больших объемах за рубеж.

Концептуально комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры ставит задачи повышения уровня экономической связанности регионов, подвижности населения и, в конечном итоге, обеспечивает России достойное место в мировом рейтинге по индексу эффективности грузовой логистики. К числу важнейших задач также относятся увеличение объема экспорта российских товаров и транзитных контейнерных перевозок по территории нашей страны. Механизмами реализации намеченного являются собственно совершенствование самой железнодорожной инфраструктуры и развитие транспортных коридоров в направлениях «Восток – Запад» и «Север - Юг». Также, согласно плану, важно добиться прироста производственных мощностей портов, в том числе за счет строительства железнодорожных подходов к ним, увеличения скорости транспортировки грузов с Востока на Запад до семи суток с нынешних почти десяти суток и повышения суммарной провозной способности магистралей примерно в полтора раза. 

Открытие новых возможностей

Фактически все реализуемые сегодня РЖД проекты напрямую связаны с решением этих задач. Крупнейший из них – проект модернизации БАМа и Транссиба, окончание которого намечено на 2024 год.

Вместе с тем, 31 мая 2021 года исполнится 130 лет со дня начала строительства Великого Сибирского Рельсового Пути, который впоследствии назвали Транссибом. Рельсовый железнодорожный путь, соединивший Россию с Сибирью и Дальним Востоком, превратил в цельный экономический организм, в единое военно-стратегическое пространство огромную страну, раскинувшуюся на девять часовых поясов. Он стал одним из самых грандиозных инфраструктурных человеческих творений.

Вполне подходящий юбилей, чтобы компания обоснованно смогла заявить о необходимости завершения всего проекта минимум на год раньше. План амбициозный, но шансы выполнить обещанное есть. РЖД уже удалось досрочно, еще в прошлом году, выйти на целевые показатели по первому этапу модернизации магистралей. Согласно данным, озвученным самой компанией, уложено более 300 км станционных путей, построено 39 станций и почти сотня искусственных сооружений, включая второй Байкальский тоннель и мост через Лену. Теперь госкомпании предстоит продолжить расшивку так называемых узких мест магистралей, в результате чего их пропускная способность увеличится со 124 млн тонн грузов до 180 млн тонн.

Еще больше повысить привлекательность российских железных дорог сможет увеличение скорости перевозок грузов. Это, пожалуй, самая сложная задача, решение которой позволит в четыре раза увеличить контейнеропоток – соответствующая программа, рассчитанная тоже до 2024 года, уже реализуется РЖД. В частности, компания занимается проектно-изыскательскими работами по строительству дополнительных путей и реконструкции более двадцати станций. По окончании проекта время в пути с Дальнего Востока до западных границ сократится до семи суток, что в перспективе обеспечит России большое конкурентное преимущество на международном рынке транзитных перевозок грузов с высокой добавленной стоимостью. Уже сегодня можно прогнозировать, что в соотношении цена-качество (скорость) предложение РЖД по транспортировке контейнеров из Азии в Европу будет уникальным и выигрышным по сравнению с более дорогостоящими авиаперевозками и сильно зависящими от погодных условий морскими контейнерными перевозками.

Немаловажно, что фактор времени доставки целого ряда грузов до потребителя, станет главным конкурентным преимуществом железнодорожного транспорта перед морским, в изменившемся экономическом укладе.

Вместе с тем, для повышения эффективности перевозок в комплексном плане делается ставка на разумную кооперацию различных транспортных систем внутри страны. И тому подтверждение – ряд проектов ОАО «РЖД», направленных на развитие дальних и ближних выходов к морским портам. Так, например, ведется строительство более чем 100 км дополнительных путей и двух разъездов на участке Междуреченск-Тайшет для освоения перспективного грузопотока в направлении портов Дальнего Востока. Активизировал перевозчик и свою деятельность в вопросе строительства подходов к портам Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов. К 2025 году объемы транспортируемых по ним грузов должны возрасти до 179,9 млн тонн и 131,1 млн тонн соответственно. Но основная часть работ, которая позволит повысить объемы более чем наполовину от заявленных показателей, будет завершена уже в этом году. Только за прошлый год, согласно статистике РЖД, удалось повысить уровень провозной способности к южным портам более чем на 3 млн тонн и превысить показатель в 87 млн тонн грузов в год.

Перспективным для поддержки экономики страны проектом, находящемся в стадии строительства, можно назвать и развитие направления Пермь-Соликамск. Для обеспечения вывоза грузов из Березниковско-Соликамского промышленного узла к 2021 году будут реконструированы более десяти станций. Занимается перевозчик и обеспечением условий для увеличения грузопотока в рамках проекта по созданию Северного широтного хода. В усиление инфраструктуры на Северной и Свердловской железных дорогах к 2022 году он намерен инвестировать более 100 млрд рублей собственных средств. А строительство обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги обойдется РЖД в 51,6 млрд рублей. Всего более 300 млрд рублей собственных средств компания планирует инвестировать и в масштабный проект развития Центрального транспортного узла. Он реализуется с 2012 года в два этапа, а его окончание, как известно, намечено на 2024 год. В конечном итоге создаваемая новая транспортная инфраструктура в столичном регионе позволит повысить качество обслуживания городских агломераций, таких как Апрелевка, Пушкино, Раменское, Подольск, Лобня, Красногорск и других, и снизит нагрузку на автомобильные магистрали.

Стоит особо подчеркнуть, что в сфере модернизации транспортной инфраструктуры немасштабных проектов, фактически, не бывает. Ведутся работы на БАМе или на локальном участке той же Приволжской железной дороги – все они являются дорогостоящими и зачастую весьма сложными в техническом исполнении. Однако их скорейшее завершение сейчас имеет принципиальное значение для состояния экономики России и, самое главное, для ее стабилизации после окончания пандемии.

Пока сложно сказать, будет ли скорректирован разработанный в феврале проект транспортной стратегии до 2036 года. Но совершенно очевидно, что сама по себе близкая к форс-мажору ситуация свои коррективы уже вносит. В нынешней редакции проект учитывает два возможных сценария развития. Согласно базовому, по окончании модернизации инфраструктуры особое внимание будет уделяться повышению экономической мобильности населения и как следствие реализации новых инвестиционных проектов в различных регионах. Согласно консервативному – население продолжит концентрироваться в крупных городах и всплеска инвестиционной активности не произойдет. Однако в связи с изменениями на рынке труда в результате пандемии может сложиться такая ситуация, при которой все большее число россиян будут готовы к переезду в поисках работы и возможностей для ведения бизнеса, и тем самым кризис фактически подстегнет экономическую активность населения. Есть уверенность, что транспортная отрасль, и в частности РЖД, как ведущее связующее регионы и обеспечивающее экспорт логистическое звено, к любому варианту развития событий должны быть готовы.

Очевидно одно: модернизация магистральной транспортной инфраструктуры позволит стянуть Российскую Федерацию новым стальным обручем, преодолеть критическое нарастание диспропорции в социально-экономическом развитии страны, в первую очередь у ряда регионов Сибири и Дальнего Востока.

Закономерным и достойным результатом реализации этих планов станет выполнение Указа Президента №204 от 07.05.2018 г. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Ольга Соловьева

В РФ сохраняется экономический рост на фоне замедления кредитования

0
3021
В Венесуэле предстоят выборы в условиях жесточайшего кризиса

В Венесуэле предстоят выборы в условиях жесточайшего кризиса

Дмитрий Морозов

Мадуро срочно ищет деньги и способ избежать протестного голосования

0
2736
Искусственный интеллект будет бороться с ростом цен

Искусственный интеллект будет бороться с ростом цен

Анастасия Башкатова

Переход от "экономики дефицита" к "экономике изобилия" зависит от вычислительных мощностей

0
2540
Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.03.24

0
4304

Другие новости