0
2930
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

10.07.2019 20:53:00

Северная Корея может помочь космической отрасли России

Для укрепления своих позиций в АТР Москве следует использовать проекты добычи природных ископаемых

Сергей Ушаков

Об авторе: Сергей Сергеевич Ушаков – политический эксперт, выпускник магистерской программы Университета Макуори (Сидней, Австралия).

Тэги: атр, рф, экономика, торговля, природные ископаемые, бор, кндр


атр, рф, экономика, торговля, природные ископаемые, бор, кндр Фото сайта kremlin.ru

Стратегическая переориентация на Восток – дело тонкое и специфическое для России, подразумевающее переоценку внешнеполитических ценностей и перспектив. Сегодня, когда взаимоотношения Москвы с Западом упираются в труднопреодолимые политические барьеры, а партнеры на постсоветском пространстве все больше тяготеют к самостоятельности, возможно, стоит с новой оптикой взглянуть на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

В качестве примера возможного взаимовыгодного и перспективного сотрудничества России со странами АТР, на мой взгляд, имеет смысл рассмотреть добычу полезных ископаемых, обмен технологиями и торговлю готовыми индустриальными продуктами. Представляется, что на данный момент самое трудное для РФ – это выйти на этот регион не как стране с Тихоокеанским побережьем, а в качестве интересного и выгодного партнера по торговле и – в перспективе – внешнеполитическим проектам. К сожалению, пока Россия с точки зрения экономики и торговли особого интереса у быстроразвивающихся и развитых стран Азии не вызывает.

Тем не менее все же имеются возможности по формированию нового статуса России как полноценного и сильного в экономическом отношении игрока на Тихом океане. Не обладая такими колоссальными финансовыми ресурсами, как США или Китай, Россия может, конечно, не без труда, успешно сыграть на построении цепочек добычи, производства и обеспечения услугами в АТР. Основная трудность при этом заключается в выявлении и развитии соответствующих отраслевых предприятий: ведь тот же Китай проводит агрессивную инвестиционную политику и сможет легко перебить любые российские начинания своими финансовыми рычагами. Рассмотрим эти потенциальные возможности РФ на примере добычи бора и производства композитов, столь ценных для такого наукоемкого производства, как авиационная и космическая отрасли.

Бор – редкий химический элемент, встречающийся в природе в виде минералов. Он применяется в пищевой промышленности, медицине, сельском хозяйстве, но наиболее важное значение имеет при производстве композитных материалов – боропластиков. Боропластики исключительно ценны при использовании в космической отрасли ввиду своей особой стойкости к агрессивным средам, одной из которых является космос, и позволяют увеличить срок эксплуатации космических спутников.

Наиболее интересный регион с точки зрения поиска полезных ископаемых – Корея и юг Китая. Эти места всегда были богаты ценными природными ресурсами, но из-за исторических особенностей развития региона не все они по достоинству оценивались или даже были известны. В частности, российский Дальнегорск находится в той же геологической области, что и указанные корейские и китайские районы, и является ключевым объектом по добыче бора на территории РФ.

Исторически так сложилось, что основные азиатские месторождения начали активно исследоваться лишь в ХХ веке. По большей части это делалось японцами, которые ввиду ограниченности своих возможностей и доминирования США и европейских держав вынуждены были искать новые источники ценных ресурсов, в частности, в Корее, которую традиционно считали своей колонией. Сейчас наиболее богатые залежи бора находятся на территории Северной Кореи, которая пересматривает изоляционистскую политику и всячески ищет новые возможности по развитию.

Создав совместное предприятие по добыче бора в Северной Корее, Россия в дальнейшем могла бы продавать его продукцию другим странам Тихоокеанского региона, в частности, Индонезии, да и не только ей. Китай, например, не обладая сегодня собственными разработанными месторождениями бора, но имея амбициозную космическую программу, вынужден искать этот ресурс за рубежом. В дальнейшем российской стороне можно было бы создать предприятия по производству изделий на основе бора с той же Индонезией, Японией или Китаем, параллельно обогащая свою технологическую базу. В связи с увеличением производства различной техники, содержащей композитные материалы, будет расти и добыча природных ископаемых, связанных с этим кластером. Очевидно, что Китай будет постепенно наращивать производство данных технологических элементов, стремясь закрыть свои потребности в авиационной и космической отраслях, однако сделать это Пекину будет крайне сложно, прежде всего из-за наукоемкости данной отрасли.

Обеспечение финансовой безопасности и нейтрализация угрозы поглощения совместных «боровых» фирм, созданных российской стороной, должны будут осуществляться за счет формирования собственной банковской сферы в Тихоокеанском регионе, через проработку морской логистики и системы стандартизации, что в будущем также позволит Москве влиять на международную судебную практику. Создав собственный банк и проводя через него инвестиционные проекты, российская сторона одновременно получит возможности для усиления своих позиций в регионе АТР, тем самым обезопасив личные экономические начинания. В дальнейшем развитая банковская система позволит РФ влиться в региональную систему стандартизации и аудирования, что, в свою очередь, откроет хорошие перспективы для активного участия в международной правовой деятельности.

Азия как стремительно развивающийся регион имеет множество растущих потребностей, и проект формирования производственного кластера на основе добычи бора – лишь один из примеров возможного использования Россией в собственных интересах особенностей азиатской экономической специфики. Построенная на этой основе внешнеэкономическая стратегия позволит Москве избежать появления явного гегемона в Тихоокеанском регионе, будь то США или КНР. Большое количество акторов с пересекающимися интересами вынудит их создать в АТР пространство для коммуникаций и выработки совместных решений, которые будут учитываться всеми игроками и формировать единые для всех правила взаимодействия в регионе.

В таком случае ключевые тихоокеанские игроки будут заинтересованы в кооперации, а крупнейшие из них – США и Китай – не захотят ограничиваться внутренними достижениями. Уже сейчас Соединенные Штаты проводят активную политику умиротворения Северной Кореи, а Китай все настойчивее распространяет свое разнообразное влияние на соседей. Очевидно, что России не стоит держаться в стороне от этих тенденций – напротив, следует учиться успешно использовать их в своих интересах. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
428
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
677
Киев заготовил бюджетную "дыру" для поступления от российских активов

Киев заготовил бюджетную "дыру" для поступления от российских активов

Наталья Приходко

При этом оплата в некоторых украинских секторах выросла в 10 раз

0
464
Молдавским румынам указали, за кого голосовать

Молдавским румынам указали, за кого голосовать

Светлана Гамова

Бухарест озаботился преемственностью действующей кишиневской власти

0
517

Другие новости