0
3263
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

03.07.2019 19:52:00

К чему приведет противостояние США с Ираном

Балансируя на грани войны

Анна Глазова

Об авторе: Анна Владимировна Глазова – ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований.

Тэги: иран, сша, конфронтация, ядерная проблема, терроризм, санкции


иран, сша, конфронтация, ядерная проблема, терроризм, санкции Фото Win McNamee/Getty Images

Уже более двух месяцев мировое сообщество с тревогой наблюдает за раскручивающейся спиралью конфронтации между Вашингтоном и Тегераном. После того как президент США Дональд Трамп якобы сначала отдал, а затем отменил приказ о нанесении военных ударов по Ирану, эксперты и политики заговорили об опасности новой большой войны на Ближнем Востоке.

Противоречия между США и Ираном при Трампе давно вышли за рамки ядерной проблематики. Белый дом требует от Тегерана умерить свои региональные амбиции и отказаться от программы разработки баллистических ракет. Некоторые ключевые члены администрации США, такие как советник по национальной безопасности Джон Болтон и госсекретарь Майкл Помпео, а также их ближайшие союзники на Ближнем Востоке – Израиль и Саудовская Аравия – видят в ИРИ экзистенциальную угрозу и открыто призывают к свержению режима «иранских мулл».

Не стоит недооценивать и еще одну немаловажную причину давления на Иран – региональную конкуренцию в сфере энергетики. Некоторые страны – поставщики энергоресурсов, такие как Саудовская Аравия (КСА) и ОАЭ, заинтересованы в выдавливании с нефтяного рынка такого крупного игрока, как Иран. Они рассчитывают извлечь максимальную выгоду от ужесточения санкций против ИРИ, получив дополнительную прибыль из-за сочетания высоких цен на нефть и объемов ее экспорта. После принятого в начале мая решения США не продлевать ряду стран режим исключения из нефтяных санкций КСА и ОАЭ заявили, что они смогут компенсировать недостающие объемы нефти.

При этом ближневосточные союзники США пытаются остаться в стороне от конфликта и не быть втянутыми в возможную военную эскалацию в Персидском заливе. По крайней мере именно такие заявления в последние месяцы делают официальные лица Израиля и Саудовской Аравии. Поэтому, если США все же начнут военные действия против Ирана, им придется в основном рассчитывать на свои силы. В 2010 году Роберт Гейтс, бывший в то время министром обороны США, заметил, что саудовцы хотят «сражаться с иранцами до последнего американца». Похоже, его слова остаются актуальными и по сей день.

Для того чтобы побудить ближневосточных союзников предпринять более активные действия против Ирана, Помпео в ходе недавнего визита в КСА и ОАЭ призвал создать глобальную антииранскую коалицию, включающую страны Азии и Европы, готовую, по его выражению, оказать сопротивление «крупнейшему в мире спонсору терроризма». Вряд ли эти призывы приведут к каким-либо практическим результатам. США на протяжении последних лет неоднократно предпринимали попытки создать в регионе Ближневосточный стратегический альянс с участием стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Египта и Иордании, направленный против Ирана. Однако идею арабского НАТО, как ее называют журналисты, так и не удалось реализовать из-за нежелания ряда стран – потенциальных членов блока ввязываться в ненужный им конфликт с Тегераном.

Упоминание об Иране как «спонсоре терроризма» прозвучало не случайно. В последнее время сенаторы США от обеих партий, а также спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси неоднократно напоминали Белому дому, что без разрешения Конгресса «никакие действующие законодательные акты не позволяют США наносить удары против правительства ИРИ». В администрации США придерживаются иного мнения по этому вопросу и ссылаются на имеющееся у президента разрешение от 2001 года, позволяющее проводить военные операции против «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) без согласования с законодателями. Чтобы доказать, что между Ираном и «Аль-Каидой» существуют тесные связи, госсекретарь США уже провел несколько брифингов для конгрессменов. Его утверждения абсолютно беспочвенны, о чем заявляют не только эксперты, но и некоторые представители разведсообщества США.

Безусловно, Трамп не хочет войны с Ираном. Еще один вооруженный конфликт с участием США станет политическим убийством для нынешнего президента, недавно объявившего о начале своей предвыборной кампании. Это хорошо понимают в Тегеране, поэтому иранское руководство не только не спешит садиться за стол переговоров с США, но и выдвигает Западу ультиматумы.

В начале мая Иран предупредил, что, если европейские страны (Великобритания, Франция и Германия), подписавшие Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), в течение 60 дней не предпримут конкретных шагов для поддержки иранской экономики, Тегеран начнет работы по обогащению урана до запрещенного соглашением уровня. На состоявшейся 28 июня в Вене встрече стран – участников СВПД требования Ирана стали главной темой переговоров. По итогам встречи официальные представители ЕС заявили, что они готовы запустить механизм торговых обменов, известный как INSTEX, призванный обойти американские санкции. Реакцией на эту встречу со стороны США стало заявление спецпредставителя по Ирану Брайана Хука, объявившего, что Вашингтон будет санкционировать любые незаконные закупки иранской нефти.

Беспрецедентное санкционное давление уже нанесло серьезный удар по иранской экономике из-за падения доходов от продажи нефти. В апреле 2018 года Иран поставлял на мировой рынок 2,5 млн барр. нефти в сутки, с ноября 2018-го, когда были введены санкции, этот показатель снизился до 1,3 млн. В первые три недели июня этого года он составил лишь 300 тыс. барр. При этом эксперты сомневаются, что разработанный европейцами инструмент бартерной торговли заработает в полную силу и позволит Ирану экспортировать нефть. В этом случае единственным результатом давления на Иран станет не капитуляция, как надеется Трамп, а выход ИРИ из ядерной сделки.

Когда президент Трамп в мае прошлого года вывел США из СВПД, американские эксперты предупреждали, что этот шаг может подтолкнуть Иран возобновить программу ядерного обогащения и, чтобы остановить ее, у США не останется иного выбора, кроме применения военной силы. Но представители Белого дома тогда отвергли подобные опасения и настаивали на том, что наилучший способ заблокировать ядерную программу Ирана – это санкционное и политическое давление. Срок ультиматума, предъявленного иранским руководством, истекает 7 мая, и, если Тегеран выполнит свою угрозу, США и их союзникам придется либо смириться с этим фактом, либо начать наносить военные удары по ядерным объектам Ирана. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Новой валюты БРИКС пока не будет

Новой валюты БРИКС пока не будет

Ольга Соловьева

Москва призывает дружественные страны создавать "бесшовные финансовые сервисы"

0
2025
Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Игорь Субботин

Проект модернизированного самолета F-35 слишком дорог и ненадежен

0
2508
США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

Владимир Мухин

Самолеты и большое количество ударных дронов планируют поставить Киеву летом

0
3143
Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Владимир Скосырев

На этом фоне Байден сделал весьма неудачную оговорку, которая может сказаться на отношениях Америки с островным государством

0
1540

Другие новости