Фото Sascha Schuermann/Getty Images
В немецком приграничном городе Ахене подписан новый франко-германский договор о партнерстве. Это соглашение рассматривается обеими сторонами как обновление договора, заключенного 23 января 1963 года между тогдашним канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром и французским президентом Шарлем де Голлем. В 1963 году этот договор, носящий название «Елисейский» (от места подписания), трактовался как примирение заклятых противников, которые на протяжении веков вели друг с другом кровопролитные войны. Не случайно для подписания обновленной версии был выбран старинный Ахен. В этом городе короновались императоры Священной Римской империи, существовавшей с 962 по 1806 год и вобравшей в себя многие европейские территории. Поэтому ее в Европе считают предтечей современной объединенной Европы. Так что в символическом обрамлении договора, который был подписан нынешним французским президентом Эмманюэлем Макроном и еще действующим канцлером Германии Ангелой Меркель, недостатка не было.
Главный вопрос, которым задаются аналитики, связан с выбором момента для подписания договора и его содержанием.
Французская газета Monde отсылает своих читателей к 26 сентября 2017 года, когда Макрон, выступая в Сорбонне, заявил о необходимости нового франко-германского договора с целью придания ускорения европейской интеграции. Понятно, что начало наступившего года наиболее подходило для подписания из-за предстоящих в мае выборов в Европарламент, от которых в связи с активизацией евроскептиков во многих странах – членах ЕС действительно может зависеть судьба союза. Именно поэтому в договор было включено много пунктов о политическом сотрудничестве двух стран, так сказать, франко-немецком моторе евроинтеграции. Германское информационное агентство Deutsche Welle отмечает соглашения о реализации совместных проектов в сфере обороны и взаимодействии на международном уровне, в том числе в рамках таких организаций, как Совет Безопасности ООН. В частности, агентство обращает внимание на формулировку четвертого пункта нового договора. В нем по аналогии с Уставом НАТО немцы и французы подтверждают обоюдную готовность отвечать на военную агрессию третьей стороны.
Агентство связывает появление такого пункта с заявлениями нынешнего президента США о возможном выходе его страны из Североатлантического альянса, что поставит под вопрос все политические гарантии НАТО. В Ахенском договоре Германия и Франция помимо прочего обязуются продвигаться в сторону сближения своих целей и стратегий в сфере обороны. Для этого, по данным газеты Handelsblatt, создается совместный совет по обороне. Пока он будет решать задачи обучения солдат и совместных проектов в области вооружений.
Договор охватывает 16 страниц и включает 28 статей. В основном, подчеркивает газета, в них речь идет об углублении сотрудничества двух стран в экономике, исследованиях и политике. Всего намечена реализация более 60 совместных проектов. Это главным образом инвестиции в стартапы и инфраструктуру. В основном они служат целям создания единого экономического пространства.
Важным конкретным пунктом договора является организация поддержки Францией стремления Германии получить постоянное место в Совете Безопасности ООН. При этом более ранняя идея – предоставление места в Совете Безопасности ООН объединенной Европе вообще не упоминается, словно она уже снята с повестки дня. Впрочем, иронизирует Handelsblatt, в этом случае Франции пришлось бы пожертвовать своим местом в Совете Безопасности ООН ради объединенной Европы.
Критики, отмечает Handelsblatt, считают, что Ахенский договор избегает наиболее острых тем, характерных для современной Европы. Это прежде всего миграционная политика Европы, где мнения Макрона и Меркель существенно расходятся. Не нашло отражения в договоре и стремление Макрона продвигать политическое объединение Европы. Не поднимает договор и такой темы, как гармонизация налоговой политики Евросоюза. А ведь именно это предопределяет проведение единой финансовой политики в Европе, о чем неоднократно говорил Макрон. Поэтому, замечает немецкое информационное агентство n-tv, поставленная в договоре цель – создание единого экономического пространства – остается больше «вопросом веры, чем реальности».
Что означает подписание подобного договора для Европы? Handelsblatt считает, что тем самым Германия и Франция дали сигнал всем остальным европейским странам, что они намерены противодействовать последствиям брекзита и усилению националистических тенденций на континенте.
Конечно, договор был важен, отмечает n-tv, и лично для Меркель, и лично для Макрона. Дело в том, что оба политика подвергаются критике в своих странах. Добавим, что даже исключение из договора наиболее острых для Европы проблем, будь то миграционная политика или гармонизация финансовой политики, тем не менее позволяет лидерам обеих стран представить его как успех для дальнейшей интеграции Европы.
комментарии(0)