0
11328
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

10.10.2017 00:01:00

Новый раскол на Ближнем Востоке

Александр Игнатенко

Об авторе: Александр Александрович Игнатенко – президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Тэги: ближний восток, конфликты, ирак, сирия, иран, шииты, сунниты


ближний восток, конфликты, ирак, сирия, иран, шииты, сунниты Фото Gettyimages

Замшелый экспертный трюизм – ссылаться на противоречия между суннизмом и шиизмом при объяснении конфликтной ситуации в Сираке (едином регионе Сирии и Ирака) и в зоне Персидского залива. Но реакция на военно-политическую и религиозно-идеологическую экспансию Ирана в этнически чуждых ему зонах задает новый тренд – обостряющиеся шиитско-шиитские противоречия.

Начало текущего раунда шиитско-шиитских противоречий восходит к 2003 году, когда в оккупации Ирака силами западной коалиции под руководством США принимали активное участие шиитские «коллаборационисты» – Корпус «Бадр», военное крыло Высшего совета исламской революции в Ираке (ныне движение «Бадр»), сформированного под эгидой Высшего совета исламской революции в Ираке (ныне – Высший исламский совет). Иран использовал этих иракских шиитов в целях реванша за, как иранцы полагали, агрессию саддамовского Ирака против Ирана и опустошительную ирано-иракскую войну 1980–1988 годов. И, очень важный момент, эта атака на иракскую государственность осуществлялась в координации и сотрудничестве между иранцами и американцами, которые сделали ставку на шиитов, как иранских, так и иракских, в свержении Саддама Хусейна и ликвидации тогдашней иракской государственности. В память об этих событиях в шиитской оппозиционной пропаганде в Ираке нынешний лидер части иракских шиитов иранец Али ас-Систани традиционно изображается в чалме из американского флага.

В Ираке есть мощное и перспективное антиамериканское и антииранское религиозно-политическое движение – «Садритское течение», имеющее вооруженное крыло – «Организация Махди» (бывшая «Армия Махди»). Кому-то может показаться парадоксальным сочетание антииранизма и антиамериканизма: ведь Иран не упускает случая прокричать: «Долой Америку!» Но немалое количество политиков в арабском мире уверены, что иранский, во многом нарочитый, антиамериканизм – пропагандистская «дымовая завеса» экспансии Ирана в арабском мире – в Ираке, Сирии, Ливане, где формируется «шиитский полумесяц». Впрочем, экспансия под лозунгами исламской революции осуществляется в настоящее время еще и на Аравийском полуострове, например в Йемене, и некоторые проиранские деятели говорят о замене лозунга «шиитского полумесяца» на территориально более масштабный проект – «шиитской Луны».

Шиитский антииранизм дает регулярные «всплески». В мае 2016 года в Зеленой зоне Багдада прошли массовые митинги, организованные «Садритским течением» иракского шиитского лидера Муктады ас-Садра, под двумя лозунгами: против Ирана и против генерала Касема Сулеймани, командующего иранским Корпусом «Кодс», входящим в иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР). В июне того же года в центральных и южных иракских провинциях имели место погромы шиитских проиранских партий, организаций и группировок, организованные «Садритским течением». Эти погромы имели выраженный антииранский характер. Их участники рвали и сжигали развешанные у офисов проиранских шиитских партий знамена Исламской Республики Иран, портреты имама Хомейни и верховного лидера Хаменеи. В последнее время выступает с антииранских позиций и сближается с ас-Садром «светский», не претендующий на место в шиитской духовно-политической иерархии вице-президент Ирака Айяд Алави, возглавляющий «Иракское национальное движение». Более того, ас-Садр на платформе арабского национализма блокируется с аравийскими суннитами – «младоаравийцами», которые с аль-Алави имеют прочные связи через суннитского премьер-министра Ливана Саада аль-Харири.

Шиитско-шиитские распри – это еще и «спор хозяйствующих субъектов». Так сложилось исторически, что святые места шиитов, особые усыпальницы-мечети, называемые «маркад», в которых захоронены «Люди Дома Пророка», расположены на территории Сирака. Прибыль от паломничества (сбор пожертвований, гостиницы, недвижимость, торговля и т.п.) очень велика и соизмерима по масштабам с доходами от торговли углеводородами.

После западного вторжения, поддержанного Ираном, началась ожесточенная борьба за инфраструктуру паломнического бизнеса. Знаковым событием в этом процессе, демонстрирующим остроту шиитско-шиитских противоречий, стало убийство шиитского имама Абд-аль-Маджида аль-Хои на второй день после падения Багдада, 10 апреля 2003 года, в Неджефе, прямо в усыпальнице имама Али Ибн-Аби-Талиба, где могли в тот момент находиться только шииты. Аль-Хои с 1993 года обретался в Великобритании, чьи войска, кстати говоря, участвовали в оккупации Ирака. И с благословения Тони Блэра аль-Хои срочно приехал в Ирак с целью поучаствовать в дележе святых мест. Но шансов у него было мало: главным «решалой», которому западной коалицией был отдан на откуп этот бизнес, был Иран. Он-то и расставлял на ключевые посты в инфраструктуре религиозного бизнеса либо иранцев, либо гарантированно проиранских деятелей. В том же 2003-м прошла форменная война за святые места в Кербеле между «Армией Махди» ас-Садра и прибывшим из Ирана Корпусом «Бадр». В итоге их в Кербеле, а также в Неджефе контролирует проиранский ас-Систани.

В Сирии Иран для решения геополитических задач (в частности, создания выхода к Средиземному морю) мобилизует «милиции», состоящие из шиитов Ирана, Ирака, Афганистана, Пакистана (по разным данным, от 70 до 120 тыс. бойцов), под лозунгами «защиты шиитских святых мест». Главный объект защиты – мечеть-маркад «Сайида Зейнаб» в Дамаске, вокруг которой иранцы создали целый укрепрайон. Их контроль распространяется и на паломнический комплекс «Сайида Зейнаб», прибыль от которого поступает в Тегеран, минуя местное, сирийское шиитское духовенство. Правда, в Сирии не просматривается местный «Муктада ас-Садр», но обострение шиитско-шиитских отношений обязательно даст «выброс».

А в соседнем Ливане, где местное шиитское духовенство не хочет оказаться в положении своих иракских и сирийских коллег, уже формируется антииранское шиитское движение. В Ливане недавно образовано альтернативное проиранской «Хезболле» шиитское политическое движение «Призыв государства и гражданства», в декларации которого говорится: «Мы прежде всего ливанцы. И только во-вторых, шииты». В руководство движения входит шейх Субхи ат-Туфейли, ливанский араб, которого еще в 1984-м убрали из руководства «Хезболлы», заменив через ряд промежуточных фигур на Хасана Насраллу и превратив «Хезболлу» в иранский военно-политический инструмент.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
867
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
538
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1063
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1046

Другие новости