Фото Gettyimages
Убежден, что сегодня наша страна оказалась практически в одиночестве среди самых развитых и демократических государств. Мне возразят: а как же БРИКС, в котором чуть ли не треть всего человечества? Разве может считаться одинокой в мире такая страна, как Россия, к тому же ядерная держава? Разве среди партнеров России нет таких великанов, как Китай, Бразилия, Индия? Разве Япония и Вьетнам, Южная Корея и Венесуэла, целый ряд африканских стран не сотрудничают с Россией? Разве даже страны ЕС, которые вкупе с американцами проводят без малого третий год санкционную политику против России, тем не менее не продолжают сотрудничать с ней в энергетической сфере, в ряде еще и других областей экономики, в культурном обмене? Наконец, есть еще Евразийский союз с фактическим лидерством РФ. Это уж не говоря о том, что урегулирование ряда острых конфликтов на международной арене считается вообще невозможным без участия России.
Какое же тут одиночество?
Доводы эти меня почему-то не убеждают. Наверное, по той причине, что понятие «одиночество» я ощущаю как нечто более глубокое, нежели, скажем, успешные или не очень встречи на самых высоких уровнях, переговоры, соглашения, сделки и прочие атрибуты нынешнего международного общежития.
Английский писатель, философ и художник Эдвард Хаббард утверждал, что «истинное одиночество – это присутствие многих, кто не хочет или не может тебя понять». А его русскому современнику – поэту и прозаику Дмитрию Мережковскому – принадлежат такие строки: «Не виноват никто ни в чем: кто гордость усмирить не смог, тот будет вечно одинок». Вот уж воистину гордыня – грех, а не добродетель.
Разумеется, сопоставлять одиночество одного человека и одиночество огромной страны – заведомо некорректно. Но есть что-то общее, согласитесь, в процитированных стихотворных строках и той ситуации, в которой оказалась сегодняшняя Россия. Она как бы назначила самой себе миссию крепости, окруженной врагами и ожидающей предательств и нападений. Пока же и поскольку с этой крепостью ничего ужасного не происходит, то ее защитники сами делают что-то такое, от чего их враждебное окружение впадает в недоумение и страх, становится еще враждебнее, повышая свои военные бюджеты (как, например, США при Трампе – уже на 50 млрд долл.), множат всяческие санкции и т.д. и т.п.
Да, я готов согласиться с тем, что нынешнее одиночество России вовсе не абсолютно. Действительно, БРИКС, ШОС, Евразийский союз – вполне работающие проекты, в которых наша страна неизменно играет одну из ведущих ролей и, выражаясь языком неистового спикера нашего МИДа, набирает очки в мировом политическом покере. Правда, насчет «стратегических партнеров» в лице государств, между которыми немало серьезных противоречий, спорных вопросов и взаимных обид, не следует обольщаться. Конечно, многим из стран – членов перечисленных союзов импонирует наш открытый антиамериканизм. Никто не любит сильных и богатых, особенно за их высокомерно-беспардонное поведение в мировых делах. Но официальной поддержки российских действий ни в Крыму, ни в Юго-Восточной Украине с их стороны нет и скорее всего не будет.
Особенно печально, что от нас дистанцируются социумы, которые, нравится нам это или нет, принадлежат к авангарду современного мира, то есть североамериканские и европейские страны. Ведь именно они ближе всех к нам и по географии с историей, и по нравственным и культурным ценностям, да и вообще по менталитету.
Сегодня отчуждение между Россией и Западом достигло огромных размеров, и, судя по всему, пока нет особых надежд на возвращение к благословенным временам конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века, когда казалось, что холодная война закончилась и начинается эпоха «вечного мира». Не получилось.
Пагубный триумфализм Запада, особенно США («Мы победили в холодной войне и можем править миром, не считаясь с интересами других»), и не изжитый Россией синдром «старшего брата» в отношении к суверенной Украине привели к ужасающему кровопролитию в Донбассе, что еще пять лет назад невозможно было себе представить даже в страшном сне.
Последствия этой трагедии чудовищны и будут еще долго омрачать наши отношения с Западом и в особенности с Украиной. В краткосрочном плане здесь нет альтернативы замораживанию конфликта, как бы банально это ни звучало. Хочется надеяться, что недавнее заявление Путина о возможном размещении миротворческих сил ООН не только на линии разграничения враждующих сторон, но и на всей территории самопровозглашенных республик Донбасса приведет наконец к полному прекращению здесь перестрелки.
С прекращением же нашего геополитического одиночества все сложнее, хотя объективные условия для взаимного примирения сегодня благоприятнее, чем во времена холодной войны. Взаимное недоверие очень велико. Но все-таки преодолеть его сегодня намного легче, чем во время холодной войны, когда Запад и СССР (в сущности, большую Россию) разделяли противоположные идеологии. Сегодня, к счастью, этого нет. После того как Михаил Горбачев фактически упразднил коммунистическую идеологию, предложив «городу и миру» приоритет «общечеловеческих ценностей», устранение угрозы взаимного уничтожения стало не только желанным, но и возможным.
В чем суть теперешнего конфликта? Мы, как я полагаю, просто хотим во всем равноправия, а они (Запад) хотят, чтобы мы всегда были младшим партнером. Уверен, что при наличии доброй воли стороны в состоянии найти компромиссное решение, не прибегая к игре с нулевой суммой. Конечно, Западу придется смирить гордыню, хотя бы потому, что его привычная гегемония серьезно пошатнулась.
России же в мировых делах, как мне кажется, надо бы чаще руководствоваться мудрыми народными максимами.
«Отстающих бьют». Так что прежде всего надо систематически наращивать отечественный экономический, образовательный, культурный и научный потенциал и тем самым превращать страну в привлекательную территорию для полноценной жизни современного человека.
«На обиженных воду возят». Не обижаться и не предаваться эмоциям, смириться с тем, что наш грешный мир – это мир двойных и тройных стандартов, и надо научиться в нем жить, не теряя собственного достоинства.
«С богатым не судись, с сильным не дерись». Принцип разумной достаточности во всем, и прежде всего в области обороны, обеспечение разумной пропорции «пушек и масла».
Собственно, это и есть рецепт выхода из одиночества…