Фото Gettyimages
Достаточно резкий рост потребления газа в народном хозяйстве Китая в последние годы сопровождается все большим дефицитом собственного топлива. Поэтому страной взят курс на значительное увеличение инвестиций как в разработку традиционных залежей газа, так и альтернативных, прежде всего сланцевого газа. Кроме того, существенные средства вкладываются в импортоориентированную газотранспортную инфраструктуру и регазификационные мощности.
В перспективе Китай обладает широким набором альтернативных ресурсов газа, и перед ним встала проблема выбора эффективных источников собственного и импортного газа. Страна реструктурирует свои энергетические поставки.
Особые надежды многие эксперты возлагают на громадные запасы сланцевого газа и, в частности, на высокие темпы разработки уникального месторождения Фулин в провинции Сычуань. Масштабы же разработки сланцевого газа во многом не определены и зависят как от технологических возможностей фрекинга сложных и глубоко залегающих пластов, так и его стоимостных показателей. При этом газ Фулина прежде всего будет предназначаться близлежащим потребителям бассейна реки Янцзы. Проводится параллель между интенсификацией разработки сланца и снижением значимости импорта сибирского газа. При этом не учитывают территориальный аспект проблемы доставки газа потребителям. Между тем он имеет определяющий характер.
Дефицит газа в Китае весьма неравномерен по территории. Такие регионы Китая, как Северо-Восток (Дунбэй) и ряд центральных районов, испытывают серьезную нехватку экологически чистых энергоносителей, главным образом природного газа. Дело в том, что близко расположенные районы добычи нефти и газа (например, промыслы Дацина) близки к истощению основной части их запасов. Крупномасштабная же доставка в эти регионы импортных ресурсов Центральной Азии или сжиженного природного газа (СПГ) достаточно дорога, что имеет значение при использовании в таких массовых производствах, как металлургия, машиностроение, химическая промышленность.
Это особенно важно в условиях реализуемой Программы возрождения старопромышленной базы Северо-Восточного Китая, которая потребует ускорения темпов газификации народного хозяйства региона. Что позволит прежде всего провести глубокую модернизацию технологических процессов, ускорить перевод автомобилей на газомоторное топливо и т.п. В конечном счете будут реализованы программные установки на повышение качества жизни городских и сельских жителей за счет сокращения вредных выбросов.
Такими обстоятельствами, на наш взгляд, в основном объясняется то, что Китай проявил заинтересованность в заключении в 2014 году крупнейшей сделки с Россией по доставке восточносибирского газа. Это можно считать большим плюсом для перспектив реконструкции китайской промышленности Дунбэя.
Автор разделяет ту точку зрения, что сделка между «Газпромом» и CNPC носит обоюдовыгодный характер. Тем не менее сейчас у Китая нет высокой необходимости в российском газе, и ему требуется определенное время для соответствующей подготовки инфраструктуры газового хозяйства: распределительных сетей среднего и низкого давления, подземных хранилищ, переналаженного под газ энергооборудования и др.
Кроме того, потребности Китая в газе находятся в прямой зависимости от уровня цен на него, поэтому реализация в настоящее время поэтапной реформы по повышению там внутренних цен на газ до мирового, на наш взгляд, поможет найти соответствующий баланс спроса и предложения, включая и спрос на импортный газ.
В конечном итоге для китайско-российского взаимодействия принципиально важен следующий момент: складывающийся в среднесрочной перспективе (после 2020 года) дефицит газа проявится по регионам Китая неравномерно. Спрос на газ, естественно, имеет территориальную привязку. Исходя из направлений развития газотранспортной системы КНР, факта строительства множества терминалов по приему СПГ, потенциала роста потребления газа в провинциях, можно утверждать, что основные потребители российского трубопроводного газа будут располагаться в Дунбэе и отчасти – в Центральном районе КНР. При этом для Дунбэя в целях реализации объявленной программы модернизации старопромышленной базы потребуются значительные объемы газа. Так, по расчетам аналитиков, объемы потребления газа там в перспективе будут расти чрезвычайно высокими темпами: если в 2009 году потребление газа составляло только 6,2 млрд куб. м, то к 2020 году увеличится до 50–70 млрд. Понятно, что внутренних запасов газа будет недостаточно, поэтому потребность в импортном газе еще больше возрастет. И здесь надо отметить, что российский газ является наиболее конкурентоспособным.
Договоренности России с Китаем предусматривают не только поставку газа, но и совместную разработку нефтегазовых месторождений в Китае, создание там газотранспортных и газораспределительных систем, строительство и эксплуатацию подземных хранилищ, а также взаимодействие в области геологоразведки, добычи, транспортировки и реализации газа.
В этих условиях реализация газа месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока в КНР по относительно невысокой цене, выстраиваемой на базе цен восточно-азиатской нефтяной корзины, видится вполне реальной при условии допуска российских компаний к распределительным активам китайских газовых компаний. Доступ российских поставщиков газа к конечным потребителям в КНР является особым условием, повышающим эффективность подачи газа по данному направлению. Такой доступ возможен как через совместное российско-китайское предприятие, так и через покупку «Газпромом» активов государственных компаний – владельцев газораспределительных сетей КНР при условии их приватизации. Окончательное решение в выборе того или иного варианта доступа «Газпрома» остается за властями Китая.