0
8476
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

24.07.2017 00:01:00

Киргизский "даваат" и его лоббисты

Александр Князев

Об авторе: Александр Алексеевич Князев – эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку, доктор исторических наук, действительный член Российского географического общества.

Тэги: киргизия, экстремизм, суд, йакын инкар, даваат, ислам


В июне 2017 года вступило в силу решение Октябрьского районного суда Бишкека о признании экстремистским религиозного течения «Йакын Инкар» и о запрещении его деятельности. Решение было стремительно опротестовано: в Бишкекский городской суд с исковым заявлением обратилось объединение «Ислам борбору» («Центр ислама»). Впрочем, сами активисты «Йакын Инкар» считают, что судебный запрет для них не играет никакой роли: они просто не признают никаких светских законов, и это им, судя по всему, вполне удается.

В переводе с арабского «Йакын Инкар» означает «отрицание всего, кроме Бога». Течение откололось от другого, не менее активного и достаточно известного – «Таблиги Джаамат», которое запрещено в России, во всех странах региона, в Китае, и только в Киргизии действует вполне легально под эгидой официального муфтията. Одним из главных лоббистов принятия соответствующего закона был Асылбек Жээнбеков, бывший спикер парламента, родной брат действующего премьер-министра и главного официального кандидата в президенты Киргизской Республики (КР) на выборах в октябре 2017 года Сооронбая Жээнбекова. Этот семейный клан (братья Жээнбековы-Шариповы) уже много лет сориентирован на сотрудничество с арабскими странами Персидского залива, старший из братьев – Жусупбек Шарипов – занимает должность посла в Марокко, Иордании, Бахрейне и Кувейте. Посол КР в Саудовской Аравии и в Египте по совместительству Абдилатиф Жумабаев – родственник Жээнбековых. Существуют бизнес-связи семьи Жээнбековых с послом КР в Катаре Нураном Ниязалиевым и послом в Объединенных Арабских Эмиратах Чынгызом Эшимбековым. Постоянными партнерами семьи являются Катарский фонд развития и «Общество социальных реформ», имеющие весьма отрицательную репутацию в спецслужбах многих стран, включая и Россию. Об эффективном влиянии клана Жээнбековых как на внешнюю политику Киргизии, так и на ситуацию в религиозной сфере и на сферу безопасности всего региона «НГ» писала несколько лет назад (подробнее см. номер от 31.01.14).

Основной смысл деятельности «Таблиги Джамаат» состоит в осуществлении «даваата» – активного, а в сегодняшней Киргизии порой и агрессивного прозелитизма, навязывающего обществу определенные представления о религии как единственно верные. В Киргизии «даваатчи» – пропагандисты и агитаторы – свободно совершают обходы домов и квартир граждан, госучреждения, воинские части. Есть множество примеров, когда представители «Таблиги Джамаат» занимают должности в государственных, включая силовые, структурах. Выходцем из этого движения является и действующий муфтий (глава Духовного управления мусульман) Киргизии Максатбек Токтомушев, заодно родственник упомянутой семьи Жээнбековых.

29 мая нынешнего года на заседании комитета парламента был вновь актуализирован законопроект о запрете «даваата». Был констатирован факт, что после того как два года назад в КР был принят закон о безвизовом въезде для граждан стран Персидского залива на юг Киргизии из Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, в частном порядке приезжают туристы, в числе которых – шейхи весьма сомнительных религиозных общин. Установилась практика, что они привозят наличные деньги и квоты для обучения студентов в Мединском университете, каждый такой эмиссар привозит более 100 квот. Нередка практика вывоза для обучения в арабские страны и детей в возрасте 9–12 лет. Впрочем, анализ рассмотренного в первом чтении законопроекта позволяет сделать простой вывод: «даваат» как таковой не запрещается, делается лишь попытка его частичного регулирования. По мнению киргизского теолога Кадыра Маликова, если запретить «даваат», молодежь будет уходить в подпольные течения более радикального толка. Впрочем, в соседнем Казахстане, где деятельность «Таблиги Джамаат» и «даваат» как таковой были запрещены в 2013 году, подобной радикализации пока вовсе не случилось.

Одним из главных идеологических постулатов движения является «такфир» – обвинение в неверии (куфре). Распространенный тезис – «тот, кто не делает такфир кяфира, он сам кяфир» – является идейным обоснованием как минимум возможности ведения вооруженного джихада против своих сограждан, не говоря уже о «кяфирах» (неверных). Второй элемент в их деятельности – «хиджра». В классическом исламе хиджра понимается как переселение с целью защиты веры. Но идеологи сегодняшнего радикализма в Киргизии дают иную интерпретацию: для них хиджра – это прямая или косвенная изоляция от общества, на практике она означает разрыв всех связей с обществом, своим прежним окружением, если оно придерживается иной интерпретации ислама. Речь идет и о выезде в другие страны для ведения джихада, не случайно, наверное, среди боевиков на Ближнем Востоке граждане Киргизии занимают далеко не последние места. По районам республики и в мечетях «таблиговцы» нередко прямо призывают молодежь выезжать на «джихад» в Афганистан и Сирию, имея при этом лицензии на проведение проповедей, выданные (вероятно, не бесплатно) отделом «Даваата» Духовного управления мусульман, то есть муфтием.

Поддержка «даваату» не случайно обнаруживается и в киргизском сегменте социальных сетей: на страничке под названием Turkiston, существующей под логотипом запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир», не только распространяется проект конституции «Исламского государства» (запрещено в России) для Киргизии, а заодно выражается протест против рассматриваемого в парламенте законопроекта. Подобная солидарность откровенных радикалов и террористов с «даваатистами» должна, вероятно, заставить задуматься и об их вероятном организационном единстве и общем целеполагании. А также о том, что религиозная ситуация в Киргизии в среднесрочной перспективе создает все предпосылки к отходу страны от светской модели государственного устройства и к утверждению уже устойчивого статуса регионального центра религиозно-экстремистских организаций, импортируемых из монархий Персидского залива с участием киргизских кланов.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1034
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1411
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1064
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
891

Другие новости