0
4281
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

04.07.2017 00:01:00

Минскому процессу нужно помочь

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова.

Тэги: украина, конфликт, донбасс, нормандский формат, минские соглашения, крым. обсе


украина, конфликт, донбасс, нормандский формат, минские соглашения, крым. обсе Фото Gettyimages

В Париже рассчитывают провести встречу в «нормандском формате» в преддверии саммита G20 с целью урегулирования конфликта в Украине. Как известно, основополагающим документом в разрешении ситуации вокруг Украины является соглашение «Минск-2». Значение реализации этого документа выходит за рамки собственно украинского конфликта, урегулирование которого является необходимым условием для размораживания отношений России и Запада по всему спектру сотрудничества – от экономики до переговоров по контролю над вооружениями.

Имплементация «Минска-2» вот уже второй год пробуксовывает по всем пунктам, включая и прекращение огня, которое постоянно нарушается сторонами. Главной очевидной причиной тупика являются различия в интерпретации сторонами положений минского договора и приоритетности в их реализации. В связи с этим нарастает критика минского процесса, все чаще звучат призывы заменить его новыми переговорными форматами.

В прошлом году лидеры «нормандской четверки» высказались в пользу присоединения США к процессу мирного урегулирования, которое произошло с приходом администрации Трампа. Однако госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что США не хотят быть заложником Минского соглашения, в выработке которого они не участвовали, и представил свой план – переговоры по параллельному треку и заключение договора по Украине, где гарантом выступили бы США и Россия.

В принципе не так уж важно, кто может способствовать установлению мира в Украине – США или «нормандская четверка». Важен результат. Однако план администрации Трампа вызывает серьезные сомнения в его реалистичности. Во-первых, это возможности самого Трампа осуществить задуманное в силу внутренней оппозиции всему, что он делает. А во-вторых, и это самое главное, суть нового договора, который неизбежно поставит вопрос о границах территориальной целостности Украины, а значит, и проблеме Крыма. Ни Киев, ни Москва не смогут пожертвовать Крымом даже ради крупного внешнеполитического успеха Трампа, значит, никакого договора в таком формате быть не может.

Преимущество минского процесса как раз заключается в том, что проблема Крыма выведена за скобки соглашения. Поэтому нужно честно признать, что на сегодняшний день минскому процессу альтернативы нет, что подтверждается всеми лидерами «нормандского квартета». Разрушение минского процесса неизбежно приведет к эскалации конфликта как с предсказуемыми, так и с непредсказуемыми последствиями.

Вместе с тем для воплощения в жизнь «Минска-2» необходимы вспомогательные механизмы. В последнее время появляется достаточно много новых инициатив для усиления «нормандского формата», благодаря которому и появилось соглашение. Это и создание дополнительного двустороннего канала между президентами России и Украины, и «женевский формат» с участием Польши и США, и подключение генсека ОБСЕ к «нормандскому квартету», и «мариупольский формат», в котором могут принимать участие представители органов местного самоуправления Украины и Донбасса и т.д.

Однако обходится вниманием самое главное – обеспечение условий для имплементации «Минска-2», которое не может быть достигнуто без миротворческой операции по принуждению к миру. Нужно особо отметить, что идея изначального миротворчества применительно к украинскому конфликту была скомпрометирована предложениями Киева о размещении полицейской миссии ОБСЕ на юго-востоке Украины по косовской модели. Такой вариант миротворчества неприемлем ни для Донбасса, ни для России. В действительности же речь должна идти о полномасштабной миротворческой операции по мандату Совбеза ООН с привлечением воинских контингентов стран ОБСЕ, в том числе российского, в коридоре между двумя линиями прекращения огня, образованными перемириями «Минска-1» и «Минска-2» (от которых и должны отводиться тяжелые вооружения сторон конфликта).

Эта идея возникла не только что. Осенью 2014 года по инициативе руководства ИМЭМО она обсуждалась группой российских и американских экспертов на финском острове Бойсто. Тогда российское предложение о миротворческой операции было отвергнуто американской стороной. Не нашло оно поддержки ни в ЕС, ни в Украине, ни в России. Однако хорошая идея не умирает. 14 апреля 2016 года президент Владимир Путин поддержал предложение о том, «чтобы разместить сотрудников ОБСЕ с оружием на линии разграничения и добиться полного прекращения огня».

Но и сегодня в России, Украине, Евросоюзе и США сохраняется оппозиция этому варианту мирного урегулирования. Большую часть этой оппозиции составляют те, кто не хочет по разным причинам улучшения отношений между Россией и Западом. Наиболее часто повторяемым аргументом противников миротворческой операции в буферной зоне является утверждение, что она заморозит конфликт. Представляется, что бояться замороженных конфликтов не надо, если они заморожены правильно в соответствии с мандатом ООН на многосторонней основе. Такие замороженные конфликты (пример тому Кипр) гораздо предпочтительнее, чем конфликты отложенные, которые выглядят как урегулированные, но внутри остаются неразрешенными. К последним в полной мере относится Босния и Герцеговина (БиГ), которая может взорваться в любой момент.

Установление мира – лишь необходимое создание для политической стабилизации Украины, также прописанной в «Минске-2». Как показала миротворческая операция в той же БиГ, гражданская сторона урегулирования не менее важна, чем военная. Вот здесь могут пригодиться и другие инициативы, в частности «мариупольский формат» на уровне местного самоуправления как часть политики реинтеграции. В обеспечении транзита по территории Украины можно было бы вспомнить о Четырехстороннем соглашении по Берлину от 1971 года, установившем правила транзита по территории ГДР между Западным Берлином и ФРГ.

Сегодня многие политики и эксперты сетуют на то, что в отношениях России и Запада нет доверия. Урегулирование конфликта в Украине может послужить началом возрождения доверия, которое возникает только в процессе совместного решения проблем.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
496
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2213
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1448
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1081

Другие новости