Медиаобразование необходимо скорее не школьнику, а школе. Фото Агентство «Москва»
Руководство Министерства образования и науки РФ в последнее время все активнее поддерживает инициативы, направленные на подготовку специалистов в области медиаобразования. Речь идет в первую очередь о повышении уровня медиакомпетенций педагогов, разработке новых образовательных программ, введении элементов медиаобразования в базовые дисциплины и т.д. Все это свидетельствует о постепенном формировании в нашей стране образовательной политики в области медиа. Это открывает новые возможности для качественного скачка.
Сегодня медиаобразование как педагогическое направление становится не просто актуальным, но в определенной степени модным, а в некоторых случаях и просто конъюнктурным. Кто-то уже давно использует в своей работе медиаобразовательные технологии, кто-то еще только пытается разобраться, что это такое, а кто-то объявляет медиаобразование приоритетным направлением школы, абсолютно не понимая сути явления. При этом многие совершенно искренне задаются вопросом: зачем школьнику медиаобразование?
Если быть точным, то медиаобразование необходимо скорее не школьнику, а школе, любой другой образовательной организации. Это предмет ее деятельности, как и всякое образование, только в медиасреде. И если понимать медиасреду не только как область средств массовой информации или журналистики, а как всеобъемлющую сферу коммуникации, то становится понятным, что жить в этой сфере и не понимать природы, закономерностей и последствий неразумного использования ее ресурсов – значит либо иметь серьезные проблемы, либо вообще остаться на обочине жизни.
Школьнику сегодня необходима современная медийно-информационная грамотность (МИГ). Она оценивается экспертами как новая грамотность XXI века. Это не просто умение читать, писать и считать. Это те компетенции, которые в настоящее время позволяют человеку эффективно решать свои профессиональные задачи, безопасно взаимодействовать с людьми и машинами, понимать скрытые смыслы происходящего, создавать различные медиатексты. Человек, не обладающий этими знаниями и навыками, легко становится марионеткой в чужих руках и не способен отличить правду от лжи. Он оказывается беспомощным как в решении элементарных бытовых проблем, которые в большинстве своем сегодня легко решаются в цифровой среде, так и в реализации масштабных профессиональных проектов.
По сути, медийно-информационная грамотность сводится к трем укрупненным блокам. Это, во-первых, комплекс компетенций в области поиска и обработки информации. Здесь школьник должен научиться осознавать свои информационные потребности, чтобы не бороздить бездумно просторы Интернета, затем освоить безопасные технологии поиска информации и ее обработки – классификации, систематизации, при этом уметь сознательно ограничивать число источников и каналов информации до необходимого количества.
Во-вторых, это анализ и оценка каналов поступления и качества информации. Подросток должен иметь целостное представление о медиа и их разнообразии, уметь критически оценивать полученную информацию, владеть навыками верификации информации, распознавать технологии информационного воздействия различных групп людей и объединений, преследующих собственные интересы, а также быть способным контролировать свое медиаповедение и соблюдать информационную гигиену.
В-третьих, это большой комплекс компетенций, связанных с грамотным и безопасным использованием информации и производством медиапродуктов. Школьник должен уметь создавать собственные информационные объекты, такие как рефераты, статьи, аналитические обзоры, аннотации. Важно обучить школьников создавать сложные мультимедийные тексты в различных форматах. Учащиеся должны иметь представление о целевой аудитории и каналах распространения конечного информационного продукта, владеть навыками использования информации для решения проблем в личной, производственной, общественной и политической жизни.
В последнее время очень часто звучат призывы каким-то образом урегулировать жизнь школьника в интернет-пространстве. Можно, конечно, лишить школьников права выхода в открытое информационное пространство либо посадить их на строгую информационную диету. Но парадокс заключается в том, что информация подобна воде, которая, несмотря ни на какие преграды, плотины и заграждения, при любых обстоятельствах найдет себе дорогу. А современные технологии помогут информационному потоку (или ручейку) достичь адресата. Индивидуальный гаджет в кармане подростка делает его гораздо более независимым по сравнению с некоторыми родителями и учителями.
Сегодня ситуация с введением ограничений для детей и молодежи в медиасреде напоминает историю создания правил дорожного движения. Известно, что в России перемещение граждан по дорогам регулировалось царскими указами. Например, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось, что «извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, – бить кнутом и ссылать на каторгу». И только в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран.
Гораздо более эффективным по сравнению со «ссылкой на каторгу» представляется процесс формирования медиаграмотности детей и подростков. Не запрещать и наказывать, а заниматься медиаобразованием – вот тот перспективный путь, который обеспечит и защищенность, и должный уровень медиакультуры школьника.