0
4335
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

14.04.2017 00:01:00

Москва и Вашингтон пытаются начать антикризисный диалог

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук.

Тэги: сирийский конфликт, антитеррор, сша, трамп, тиллерсон, россия, лавров


сирийский конфликт, антитеррор, сша, трамп, тиллерсон, россия, лавров Фото Gettyimages

Прошедшие 12 апреля переговоры госсекретаря США Рекса Тиллерсона с российским руководством вызвали вздох облегчения по обе стороны Атлантики. Военный конфликт между Россией и США вроде бы не состоялся или по крайней мере вновь отложен на неопределенный срок. Стороны, конечно, сохранили разногласия относительно политических перспектив Башара Асада. Но вместе с тем Кремль и Белый дом решили сохранить диалог и принять меры к улучшению двусторонних отношений. Звучит как будто обнадеживающе.

Некоторый оптимизм внушает и сам факт, что визит Тиллерсона в Москву состоялся. На прошлой неделе Россия вышла из двустороннего Меморандума о безопасности полетов над Сирией 2015 года. Юридически это означало, что Москва теперь оставляет за собой право на ответные силовые действия в случае, если будущие авиаудары затронут российских военных или российские военные объекты. Однако ни Россия, ни США не отменили запланированный визит. Стороны, следовательно, решили пока окончательно не разрывать отношений, а сохранить возможность для диалога. 

Настораживает другое. Трамп стал первым президентом США, с которым Россия отошла от традиционной матрицы отношений. Москва пыталась наладить диалог с каждым новым президентом США в первые год-два его пребывания у власти. Разочарование наступало позднее из-за провала очередной «разрядки» или «перезагрузки». Теперь ситуация изменилась. Отношения Кремля с администрацией Трампа (вопреки ожиданиям) сразу приняли конфронтационный характер. Стороны продолжают жить в том же режиме, какой был задан в последний год пребывания у власти Барака Обамы.

Сирийский кризис скорее симптом проблемы, чем сама проблема. За полтора года российская военная операция в этой стране продемонстрировала три принципиальных момента. Во-первых, любая попытка России заявить об аналогичных с США правах будет встречать жесткое противодействие Вашингтона. В Белом доме не могут простить Москве, что она начала операцию «под носом» у их группировки на Ближнем Востоке и с использованием Военно-космических сил. Во-вторых, у России и США нет общей борьбы с транснациональным терроризмом, они ведут переговоры о том, как не столкнуться в небе над Сирией в ходе борьбы с «Исламским государством» (запрещено в России). В-третьих, в Вашингтоне уже не считают ограниченный военный конфликт с Россией запредельным сценарием. С осени лейтмотивом военной аналитики США стал ограниченный конфликт с Россией на отдаленном театре военных действий, который при этом не затронул бы территории обеих держав. 

В такой ситуации отсутствие диалога в начале правления администрации Дональда Трампа – тревожная ситуация. При Джордже Буше-младшем и Бараке Обаме стороны сначала пытались построить диалог – другое дело, что он не получился. Похоже, что при Трампе российско-американские противоречия зашли настолько далеко, что диалог уже не требуется. Агрессивная риторика и санкции сменяются силовыми действиями в опасной близости от инфраструктуры друг друга.

На этом фоне визит Тиллерсона стал своеобразной кризисной паузой  для обеих сторон. Он позволил вздохнуть, перевести дух и в Москве, и в Вашингтоне. Но без проведения дополнительного комплекса мер его результаты будут смотреться скорее как неудачные переговоры. И здесь вырисовывается два сценария дальнейшего развития российско-американских отношений.

Позитивный сценарий – стороны признают наконец реалии двусторонних отношений. До настоящего времени Москва и Вашингтон еще говорят о партнерстве, делая вид, что двусторонние отношения находятся на уровне начала 2000-х (в то время как они в реальности отброшены даже не в 1970-е, а в 1950-е годы). Однако на деле и России, и США необходимо принять меры по снижению риска не холодной, а «горячей» войны.

Первостепенным шагом должно стать решение судьбы Основополагающего акта Россия–НАТО 1997 года, поскольку именно он гарантировал неразмещение крупных воинских контингентов и ядерного оружия в Восточной Европе. Польша уже наложила вето на его автоматическое продление, а что придет ему на смену, неизвестно.

Далее должны последовать: 1) документы о мерах по снижению опасности непреднамеренного военного столкновения и 2) документ о взаимных обязательствах России и США на случай конфликта с третьими странами. Образцом для подобных соглашений могут стать две советско-американские декларации о мерах по уменьшению опасности ядерной войны 1971 и 1973 годов. Можно ссориться из-за Башара Асада или Украины. Но эти ссоры становятся по-настоящему опасными только в период, когда у сторон нет механизмов по снижению опасности войны, как это было накануне 1914 года.

Негативный сценарий – замалчивание сторонами конфронтации при ее фактическом разрастании. Стороны будут заявлять на официальных саммитах о своем партнерстве и намерении улучшить отношения. На этом фоне будет происходить эскалация риторики и военной напряженности. Рано или поздно у сторон в самом деле может возникнуть риск проверить друг друга на прочность или просто упредить враждебные действия оппонента.

Неменьшую опасность представляет «психологическая ловушка» – страх потерять лицо в конфликте (как политику отступить, если он публично пообещал защитить честь страны или стоять до конца?). История учит, что не каждая война начиналась с желания ее начать, как Вторая мировая или Югославская кампания НАТО. Часто причинами войн становилась невозможность сторон отступить или страх, что оппонент опередит и нанесет удар.

Современные российско-американские отношения в чем-то опаснее Карибского кризиса 1962 года. Тогда СССР и США, пережив острый кризис, осознали опасность войны и пошли на диалог. Теперь кризисы следует один за другим, но ни один из них не снижает напряженности и не заставляет сесть за стол переговоров. Образно говоря, в первом случае в отношениях был вскрыт нарыв, во втором – продолжается нагноение. В таком контексте визит Тиллерсона – это попытка начать антикризисный диалог. Потому что других переговорных повесток у России и США уже, похоже, не осталось.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1012
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1376
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1047
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
875

Другие новости