0
1736

16.06.2005 00:00:00

Мы - поименно - вспомним всех, кто поднял руку…

Тэги: некрасов, пастернак, статья


17 июня исполняется 94-я годовщина со дня рождения В.П. Некрасова (1911-1987). Писатель прожил в эмиграции тринадцать лет, выпустил шесть книг, но преимущественно занимался журналистикой. В этом жанре он снова нашел себя. В одном из интервью, данном за два года до смерти, говорил: "Я здесь написал больше, чем за десять лет в Союзе".

Некрасов внимательно следил за всем, что происходило на родине и сразу же реагировал на это. Статья "Уничтожение и реабилитация Бориса Пастернака" автора "В окопах Сталинграда" - а это была одна из последних его статей - стала неожиданным образом пророческой. В определенной степени пафос этой статьи можно отнести к нему самому и к его судьбе. Несомненно, когда Некрасов писал об исключении Пастернака из Союза писателей, о травле поэта, организованной его соратниками по цеху, он проецировал ее на свою "историю", на свою травлю, которая с небольшими интервалами продолжалась более десяти лет, и на свое изгнание из страны.

Эта статья была напечатана 12 июля 1987 г. в нью-йоркской газете "Новое русское слово". Скорее всего, работая над ней, Некрасов уже знал о своей неизлечимой болезни, поэтому он закончил ее откровенными и пронзительными словами: "Авось мы доживем до первых номеров "Нового мира" за 1988 год, в которых, по словам Залыгина, будет опубликован "Доктор Живаго". Это будет хотя и запоздалый, но большой, настоящий праздник". Увы, Некрасов не дожил до этого праздника, он скончался через 53 дня - 3 сентября того же года.

Наиболее точно сформулировал "историю" отношений Некрасова с советской властью Андрей Синявский в так называемом "Прижизненном некрологе": "И посреди феодальной социалистической литературы первая светская повесть - "В окопах Сталинграда". Странно, что среди наших писателей, от рождения проклятых, удрученных этой выворотной, отвратной церковностью, прохаживался между тем светский человек. Солдат, мушкетер, гуляка Некрасов. Божья милость, пушкинское дыхание слышались в этом вольном зеваке и веселом богохульнике. Член Союза писателей, недавний член КПСС, исключенный, вычеркнутый из Большой энциклопедии, он носил с собой и в себе этот вдох свободы. Человеческое в нем удивительно соединялось с писательским, и он был человеком пар эксэлянс!.. Не лучше ли было там, не проще ли было бы в Киеве и окончить дни, отмеченные "Литературной газетой"?

Куда лезешь? Зачем летишь?

Глоток воздуха. Последний глоток свободы".

Александр Галич в знаменитой песне "Памяти Б.Л. Пастернака" не без иронии упоминает киевских "письменников", которые "на поминки его поспели". Никто из них не выразил своего протеста против исключения поэта из Союза писателей, и только один из них, друг автора этой песни, Виктор Некрасов, предпринял какие-то попытки вмешаться в историю с изданием в Италии романа "Доктор Живаго". Об этом он сам рассказал в публикуемой статье о Пастернаке.

Виктор Некрасов у Стены Плача. 1981 г.Из архива М.Немировской. Публикуется впервые. Интересное свидетельство о непосредственной реакции Некрасова на "старую" публикацию стенограммы исключения Пастернака из Союза писателей, которую он по каким-то причинам раньше не видел, приводит актер Лев Круглый в воспоминаниях "Он ушел непобежденным", напечатанных в "Русской мысли" 2 сентября 1988 года: "Прошлой весной, придя к Некрасовым, мы застали его какого-то растерзанного, не совсем трезвого (хотя последние годы Виктор Платонович не часто позволял себе выпить). Он вышел к нам босой, чего никогда раньше не бывало, в руках держал с десяток страниц. "Ну как он мог это сделать? - повторял со слезами Некрасов, даже не ответив на наше "здравствуйте". - Ну эти (он перечислил ряд одиозных фамилий известных литераторов), эти - понятно, эти - хамы, но Сергей Сергеевич Смирнов! - как он мог топтать Пастернака да еще вести это собрание! Нет, вы послушайте!" - и Виктор Платонович начал читать нам стенограмму заседания писателей, требовавших изгнания Пастернака из страны".

В юбилейном очерке об А.Д. Сахарове, напечатанном в 1981 году, Некрасов писал: "Я отношусь к той редкой категории людей, которые не любят, даже побаиваются знаменитостей┘ И кусаю теперь локти, так и не познакомился - а ведь мог, мог же - ни с Борисом Пастернаком, ни с Анной Ахматовой (в первый и последний раз встретился с ней в Никольском соборе в Ленинграде, навеки успокоившейся)". Действительно, он имел такую возможность - он был хорошо знаком с сыном Пастернака Евгением Борисовичем, а с Анной Ахматовой находился даже в дальнем родстве - его матушка Зинаида Николаевна была из того же рода дворян Мотовиловых, но по тем или иным причинам не решился на знакомство. Об этом он сам рассказал в очерке "Памяти Анны Ахматовой".

Кроме того, его тетка С.Н. Мотовилова (1881-1966) в 1918 г. работала вместе с Пастернаком в библиотечном отделе Наркомпроса под началом В.Я. Брюсова. Она, как и Пастернак, работала эмиссаром отдела и рассказала об этом в мемуарах "Минувшее", которые были напечатаны в "Новом мире" за 1963 год (# 12). Однако все упоминания о Пастернаке в этих мемуарах были купированы, так как в то время цензура не позволяла упоминать его имя. В 1956-1957 гг. Мотовилова затеяла с Пастернаком переписку, в период разгара травли его из-за романа. В одном из писем к Мотовиловой он сообщал: "┘я написал Вам большое письмо об этой стороне моей судьбы, слишком подробное, наверное, по Вашей вине, потому что в такие подробности завел меня порыв моей благодарности Вам".

Через много лет я опубликовал четыре письма Пастернака к Мотовиловой в сборнике "In memoriam" (2000). Работа Пастернака в 1918 г. в библиотечном отделе Наркомпроса, ставшая поводом для его переписки с Мотовиловой, была кратким эпизодом в его жизни, но эта работа неожиданным образом отразилась в творчестве поэта. Эмиссары Наркомпроса, в числе которых были Пастернак и Мотовилова, выдавали "охранные грамоты" деятелям науки, культуры и искусства для освобождения от реквизиции государством их библиотек и коллекций, имеющих историко-культурное значение. Канцелярско-правовой термин превратился у Пастернака в метафору и стал названием его автобиографической книги "Охранная грамота" (1931). Ранее исследователи не связывали этот факт биографии поэта с метафорическим названием книги. Этим названием Пастернак утверждал право художника на свободу и независимость творчества.

Именно весной 1957 года, когда Пастернак переписывался с Мотовиловой, Некрасов в Италии встретился с первым издателем "Доктора Живаго" Фельтринелли, который передал через него письмо, адресованное Алексею Суркову. Некрасов дважды беседовал с Сурковым и пытался как-то повлиять на кампанию, развязанную против Пастернака. Об этом рассказал сам автор "Окопов" в публикуемой ниже статье, а со слов Некрасова вспоминал в мемуарах о нем поэт Лев Озеров.

Статья Некрасова "Уничтожение и реабилитация Бориса Пастернака" - это не только статья о судьбе поэта, но и в определенной мере это рассказ о себе, о надежде на собственную реабилитацию, которой он так или иначе ожидал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1418
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2347
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
1661
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
1671

Другие новости