0
2445

07.04.2005 00:00:00

Чехонте и Padre

Любовь Пустильник

Об авторе: Любовь Семеновна Пустильник - доктор филологии, член Союза писателей России, член Международного ПЕН-клуба.

Тэги: плещеев, чехов, переписка, творчество


Антон Павлович был взволнован. Декабрьский мглистый вечер 1887 года, мигающие огоньки газовых фонарей на петербургских улицах усиливали волнение. Он шел к Алексею Николаевичу Плещееву, имя которого знал чуть ли не с детства, чьи стихи не раз перечитывал.

Плещеев обратился к Антону Павловичу, пригласив его познакомиться и "потолковать". Он был поклонником молодого автора, личное же знакомство прибавило к этому восхищение Чеховым-человеком. Обаяние, мягкость, деликатность Антона Павловича произвели на старого поэта "чарующее" впечатление. Шесть часов продолжалась их первая беседа и затянулась далеко за полночь. Антон Павлович уходил от поэта с его фотографией, которая сейчас находится в музее его имени в Ялте, и только что изданной книгой стихотворений. Новые знакомые расстались друзьями.

Плещеев родился 5 декабря 1825 года, незадолго до выступления декабристов. Будущий поэт принадлежал к старинному боярскому роду; его предок, в честь которого он был назван Алексеем, погребен в усыпальнице Кремля. Род Плещеевых дал немало крупных государственных деятелей России.

Первые стихи Плещеева опубликовал профессор и поэт П.А. Плетнев, друг Пушкина, в журнале "Современник", созданном Пушкиным, редактором которого он стал после гибели Александра Сергеевича. Плетнев признал в дебютанте несомненный поэтический талант.

Уместно сказать несколько слов о том, что водоворот свободолюбивых идей, реявших за стенами университета, вовлек Плещеева в свою орбиту; он посещал "пятницы" Михаила Петрашевского - эрудированного юриста, куда ввел и Федора Достоевского. На заседаниях обсуждались: отмена "крепи" - крепостного права, возможность публикации запрещенных сочинений, пропаганда в войсках. Стихи Плещеева распространяли в списках, они стали гимном петрашевцев; с ними же на устах они встретили свой смертный приговор: "Вперед! Без страха и сомненья, / На подвиг доблестный, друзья! / Зарю святого искупленья, / Уж в небесах завидел я!"

Сам Плещеев не побоялся выслать из Москвы в Петербург Достоевскому запрещенное "Письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю", которое стало одним из главных улик при вынесении петрашевцам смертного приговора. Как раз недавно, в декабре 2004 года, исполнилось 155 лет со дня разгрома движения петрашевцев, и не случайно эта драма нашла отклик в поэме Некрасова "Недавнее время": "Помню я Петрашевского дело, / Нас оно поразило, как гром, / Даже старцы ходили несмело, / Говорили негромко о нем. / Молодежь оно сильно пугнуло, / Поседели иные с тех пор, / И декабрьским террором пахнуло / На людей, переживших террор..."

Подобно тому, как стихи Пушкина переписывали и заучивали декабристы, так и петрашевцы знали наизусть "дерзкие" и "смелые" стихи Плещеева. Он сумел создать и прекрасные лирические стихотворения, ставшие хрестоматийными. Среди них много чудесных миниатюр - "Летние песни", "Весна", "В бурю", "Зимний вечер". Более 100 стихотворений Плещеева - оригинальных и переводных - стали песнями. Свой первый романс Чайковский написал на стихи, переведенные Плещеевым с немецкого, - "Мы будем с тобой молчаливы". Из шестнадцати песен "Детского альбома" Чайковского четырнадцать стихотворений принадлежат Плещееву.

Через несколько дней после того, как Чехов познакомился с Плещеевым и вернулся в Москву, он обратился к Алексею Николаевичу с первым письмом. Переписка Плещеева с Чеховым, завязавшаяся сразу после их знакомства, не прекращалась до последних дней жизни поэта (до нас дошли 53 письма Плещеева к Чехову и 59 писем Чехова к Плещееву).

Обрадованный "хорошими письмами" и "дружеским расположением" молодого писателя, маститый поэт охотно отвечал Антону Павловичу. Антон Павлович сообщал ему о творческих планах, замыслах, рисовал окружающую природу, с нетерпением ожидал ответа Padre, как называли многие другие писатели Плещеева.

Плещеев пригласил Чехова сотрудничать в столичном прогрессивном журнале "Северный Вестник", где заведовал стихотворным и беллетристическим отделами. Он хотел, чтобы молодой писатель не тратил себя на мелочи, отдавая свои силы и талант "газетенкам", в которых печатался до той поры. Следуя его совету, Чехов почти прекратил работать в "малой прессе", лишь изредка посылая рассказы в "Новое время". Он рассказывал Плещееву, как, еще будучи студентом первого курса медицинского факультета Московского университета, писал для еженедельных газет и журнальчиков "Стрекоза", "Будильник", "Зритель", "Москва" короткие рассказы, чтобы помочь семье, материальное положение которой было трудным.

Свой первый рассказ "Письмо к ученому соседу" он отослал в петербургский журнал "Стрекоза". Однажды вечером, возвращаясь из университета, купил очередной номер и увидел, что рассказ напечатали. Гонорар причитался в 5 копеек за строчку. Строчек было 150, и гонорар составил 7 рублей 45 копеек. Стал посылать в "Стрекозу" по рассказу чуть ли не каждую неделю, некоторые принимались, другие возвращались с оскорбительными комментариями, например: "Не начав писать, уже исписались". Отвергнутые рассказы Чехов пристраивал в московские газеты, хотя там платили еще меньше, кассы редакций пустовали, и авторы должны были дожидаться в коридоре, пока мальчишки-газетчики принесут с улицы копеечную выручку. Приходилось "охотиться" за скудным гонораром: "Бывало, я хаживал в "Будильник" за трехрублевкой раз по десяти".

В разговоре с Плещеевым Чехов обратил внимание на свой рассказ "Талант", созданный в 1886 году, о том, что требуется много работать, чтобы не погубить свой талант. О том же писал брату: "Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение... воля". Чехов занимался этим усиленно, и "по каплям", по его выражению, формировал свое мастерство, стремился "не погубить талант". "Теперь, - настаивал Плещеев, - пройдя нелегкую школу работы для "малой прессы", вам пора засесть за серьезную повесть".

"Пишу не спеша, как гастрономы едят дупелей, с чувством, толком, с расстановкой". Чехов начал работать над этой первой серьезной повестью, но его одолевали сомнения... "Робею и боюсь, что моя "Степь" выйдет незначительной", - делится он своими раздумьями с поэтом.

"Откровенно говоря, - писал Антон Павлович, - выжимаю из себя, натужусь и надуваюсь, но все-таки в общем она не удовлетворяет меня, хотя местами и попадаются в ней "стихи в прозе". Я еще не привык писать длинно┘ Мелкая работа меня избаловала". Антон Павлович шлет повесть в журнал, на имя Плещеева, но очень опасается разочарования поэта. И потому, "дебютируя в толстых журналах, я хочу просить Вас быть моим крестным батькой".

Беспокоясь о судьбе первой своей "большой вещи", опасаясь, что она "плоховата и заурядна, что сюжет ее незначителен", Антон Павлович просил поэта написать "сущую правду", ведь "первый блин комом". Тем более что "изображения степи, степных людей, птиц, ночной грозы и многих других мест не поймутся ни критикой, ни публикой, но я заранее радуюсь, что эти самые места поймут и оценят два-три литературных гастронома, а этого с меня достаточно", - писал молодой автор.

И вот рукопись первой большой повести прислана в Петербург Плещееву. Прочитав ее, поэт увидел в ней "неисчерпаемый родник внутреннего содержания", подразумевая под этим не только внутренний мир персонажа-подростка, но и мощный потенциал молодого писателя. Он пишет Чехову, что на образе возчика Дымова, влюбленного в свою жену, можно создать целую драму. Поэт настаивал также на дальнейшей разработке мотивов "Степи", в частности образа Егорушки, так как с "симпатичными фигурами повести жаль расставаться". Отметил поэт и бесподобные пейзажи, которые можно сравнить разве что с тургеневскими. Повесть Плещеев опубликовал в престижном журнале, и Чехов получил настоящее признание. В конце 1888 года писателю была присуждена половина Пушкинской премии. Это составило 500 рублей, и Плещеев, порадовавшись за Антона Павловича, сразу же ему написал, что премия для него очень важна, не столько даже с материальной стороны, сколько с "нравственной".

Плещеев обладал тонким эстетическим чутьем. Небезынтересно, что даже такой корифей российской критики, как Н.К. Михайловский, прочитав "Степь", дал ей отрицательную оценку. Более того, он обвинил писателя в том, что он идет "по дороге, сам не зная куда и зачем". Чехов не согласился с этими суждениями, а Плещеев, узнав об этом несправедливом и недальновидном отзыве Михайловского, написал Чехову, что очень доволен "отпором", который Антон Павлович дал знаменитости. Плещеев познакомил со "Степью" М.Е. Салтыкова-Щедрина, и тот похвалил ее, что было крайне редким явлением в отношении молодых писателей.

Плещеев с неослабевающим интересом следил за работой Чехова и над следующей большой вещью - повестью "Огни". Он знал от Антона Павловича, что в ней будет "кое-что новенькое" - интеллигенция, бьющаяся над решением "мучительных вопросов". В противовес тем, кто отождествлял мысли главного героя инженера Ананьева со взглядами Чехова и тем самым относил писателя к сторонникам пессимистической философии, Плещеев ощутил приговор, вынесенный этой философии. Оценивая повесть "Огни", Плещеев назвал ее "прекрасной вещицей" и в ответ на опасения Чехова, что повесть "скучна, как статистика Сольвычегодского уезда", писал ему: "Скуки я не ощутил ни малейшей".

Между старым маститым поэтом, которому было за 60, и 27-летним Чеховым завязываются дружеские отношения. Приезжая в Петербург, Антон Павлович неизменно отправлялся на Спасскую, где проживали Плещеевы. В свою очередь, Алексей Николаевич всегда навещал московский "комод" - так шутливо называл Чехов дом на Садово-Кудринской, где проживала его семья (теперь это музей А.П. Чехова).

Летом 1888 года Антон Павлович снял дачку в Харьковской губернии, под Сумами, в усадьбе Лука, которая была расположена на реке Псел - притоке Днепра, недалеко от Полтавы. Он пригласил старого поэта погостить. Несмотря на трудную и дальнюю дорогу, Плещеев едет туда, где можно увидеть куинджевскую "Лунную ночь на Днепре"... Литературные вечера, волнующие рассказы о прошлом сделали проведенные вместе три недели, как писал Чехов, одной из "лучших и интереснейших страниц его биографии". "Милой Чехией" с тех пор называл Плещеев все, что связано с Чеховым, с его семьей, с его домом. Вернувшись из Луки, Плещеев написал очень теплое стихотворение, посвященное Антону Павловичу и его семье ("Цветущий мирный уголок, / Где отдыхал я от тревог, / И суеты столицы душной, / Я буду долго вспоминать, / Когда вернусь в нее опять...").

Но далеко не все принимал Плещеев в том, что Чехов создавал и присылал ему. Так было в отношении большой повести "Именины". Не принадлежа к тем критикам, которые, по словам Чехова, хотят видеть его "непременно либералом или консерватором", ищут в произведении "тенденции между строк" и, не найдя ее, обвиняют писателя в безыдейности, в аполитичности, он считал все же, что в "Именинах" не видно никакого направления. В ответ на мысль Чехова, что он "хотел быть свободным тружеником - и только", Плещеев упрекал автора в том, что он опасается, как бы его не сочли представителем либерального лагеря.

Поэта в повести привлекло главное - правдивое, реальное воспроизведение действительности. Плещеев, подобно Чехову, ненавидя фальшь как в либералах, так и в консерваторах, обращал внимание на то, что в лице главного героя, Петра Дмитриевича, осмеивается человек, "напускающий на себя модный консерватизм, хотя в он душе вовсе не консерватор, а просто пустой человек, без всякой политической окраски, без всякого убеждения, лгун и мелкая натуришка".

Плещеев обратил внимание Чехова на то, что в "Именинах" имеются места, напоминающие толстовские описания в "Анне Карениной". Плещеев и Чехов не раз обсуждали и спорили о творчестве Толстого, в частности о "Крейцеровой сонате". Чехов писал: "Я не скажу, чтобы это была вещь гениальная, вечная - тут я не судья, но, по моему мнению, в массе всего того, что теперь пишется у нас и за границей, едва ли можно найти что-либо равносильное по важности замысла и красоте исполнения. Не говоря уж о художественных достоинствах, которые местами поразительны, спасибо повести за одно то, что она до крайности возбуждает мысль. Читая ее, едва удерживаешься, чтобы не крикнуть: "Это правда!" Или: "Это нелепо!" Но все-таки эти недостатки разлетаются, как перья от ветра; ввиду достоинств повести их просто не замечаешь┘". (В ту пору, когда Чехов и Плещеев спорили о значении "Крейцеровой сонаты" Толстого, а это было осенью 1889 года, она была запрещена Цензурным комитетом к напечатанию в журнале, а позднее - даже в сборнике памяти друга Толстого С.А. Юрьева. К счастью, издательство-"посредник" оттиснуло триста литографированных экземпляров. Один из таких экземпляров и находился в их руках.)

Плещеев как раз незадолго до этого встречался с Львом Николаевичем и спорил с ним об изображенном в его романах, а также о его "непротивлении злу насилием". И хотя Чехов какое-то время находился под воздействием этических воззрений Льва Толстого, ни к либералам, ни к консерваторам он не примыкал. Чехов рисовал интеллигенцию, погибающую от бездуховности, неврастении, безволия, сознания своей оторванности от национальной жизни. Плещеев был согласен с тем, что Чехов не разделял русское общество на "прогрессивную интеллигенцию" и народ, рассматривал его как "единое целое". "Все мы народ, - говорил Чехов, - и все лучшее, что мы совершаем, дело народное". Идеал его, подчеркивал Чехов, личная свобода, независимость от других. Но Чехов согласился с характеристикой Плещеева того, что в повести "в принципиальном отношении нет ничего ни против либерализма, ни против консерватизма". Поэт отвечал Антону Павловичу, что в его "рассказах отсутствует протестующий элемент, что в них нет симпатий и антипатий", а они все же должны быть видны.

Когда в марте 1888 года произошло несчастье с Вячеславом Гаршиным, Алексей Николаевич, узнав об этом, сразу же помчался в больницу, куда был отправлен пострадавший. Гаршин скончался, не приходя в себя. Плещеев тяжело пережил эту трагедию, ибо горячо любил "высокосимпатичное дарование Гаршина, его любящую, нежную, глубоко гуманную натуру... Чище, прекраснее которой он не встречал".

Плещеев обсуждает с Чеховым тему рассказа, посвященную памяти Гаршина. Он решил издать литературный сборник "Памяти В.М. Гаршина", пригласил участвовать в нем Льва Толстого, Короленко и других писателей, и, конечно же, Антона Павловича. Чехов прислал свой рассказ "Припадок". Зная, что мотив рассказа, где воплощен человек "гаршинской закваски", явится "новым", Плещеев и Чехов опасались, пропустит ли цензура "важное" в нем. Поэт вынужден был советовать Чехову: "Пожалуйста, касайтесь щекотливых вещей поосторожнее". Ведь Чехов описывал "знаменитый" в Петербурге Соболев переулок с его публичными домами. Основная мысль - белейший снег вокруг и грязь внутри, которая потрясла молодого человека и вызвала у него нервный припадок. Антон Павлович описал события с большим тактом, воплотив "тонкое, великолепное чутье к боли вообще". Плещееву понравилось, что Чехов раскрыл в рассказе душевный мир русского интеллигента, болезненно воспринимающего порочность общества, но бессильного в борьбе с ним. И когда Чехов, боясь, что "рассказ... отдает сыростью водосточных труб", неоднократно спрашивал мнение Плещеева о нем, тот отвечал: "...мне этот рассказ понравился, напротив, понравилась его серьезность, сдержанность, понравился и самый мотив". Сборник был издан с иллюстрациями близкого им обоим по духу художника Н.Ярошенко в Петербурге в 1889 году.

Когда Антон Павлович создавал повесть "Скучная история" (она имела подзаголовок "Из записок скучного человека"), он делился с поэтом тем, что в ней будут "мотивы совершенно новые" и "новые лица". Плещеев ощутил в ней ясность авторского замысла, особенно ему было дорого, что в повести с таким, казалось бы, неэффектным названием содержался призыв автора к поискам общей идеи, которая помогла бы молодому поколению определить свою цель в жизни. Поэт согласился с автором в "абсолютной новизне" мотива, под которым подразумевал приговор Чехова социальному индифферентизму.

Плещеев убежден, что "Скучная история" - одно из самых художественных и тонких произведений молодого писателя. Ему было дорого и то, с какой жизненной правдой были обрисованы герои повести, он одобрил образы старика-ученого, его воспитанницы Кати, а также других персонажей, которые вышли очень живыми. Плещееву, распознавшему одним из первых духовную скромность Чехова, его сдержанность уже в первых крупных произведениях, было важно изображение Чеховым того, что старый профессор затрудняется ответить своей воспитаннице - молодой растерянной девушке - на ее вопрос: "Что делать?" И в словах: "Давай, Катя, завтракать" - вся его мудрость, а ведь он пользуется всероссийской славой, является автором многих научных трудов.

И Чехов, обрадованный положительной оценкой повести, поспешил ответить, что он непременно воспользуется "указаниями": "Льщу себя также надеждой, что моя повесть произведет некоторый гул и вызовет ругань во вражеском стане. А без этой ругани нельзя, ибо в наш век телеграфа┘ и телефонов ругань родная сестра рекламы┘".

Плещеев всячески стремился, чтобы имя Чехова, автора крупных, серьезных произведений стало широко известно читателям. Он привлекает к этому молодого поэта Дмитрия Мережковского, просит его написать статью о творчестве Чехова. Мережковский выполнил просьбу Плещеева, который также помогал ему в первых шагах в литературе и был его наставником. Мережковский написал статью, которую Плещеев озаглавил "Старый вопрос по поводу нового таланта", напечатал ее в "Северном вестнике" (1888, # 11, стр. 77-79). Появление статьи вызвало возмущение постоянного сотрудника, заведующего библиографическим отделом М.А. Протопопова, который после этого даже прекратил сотрудничать в журнале. Плещеев переживал, что критик Протопопов взбунтовался против положительного отзыва о творчестве Чехова. Он писал: "Есть люди, которым статья Мережковского нравится (например, художнику Ярошенко и другим), а есть и такие, которые негодуют".

Восхищаясь Чеховым, считая его "талантливейшим беллетристом", Плещеев проявил большую настойчивость в приобщении Чехова к театру, рекомендуя ему "между делом" писать маленькие пьески. Поэт поддерживает Чехова на драматургическом поприще и как член Театрально-литературного комитета, протаскивая его драматические произведения сквозь дебри театральной цензуры. Он предсказывает успех "Иванова", находя в пьесе приговор "лишнему человеку", появившемуся в результате краха народнического движения.

Он увидел в "Иванове" протест Чехова против бессилия и пассивности интеллигенции и считал неверной позицию литерально-народнической критики, обвинявшей Чехова в "идеализации отсутствия идеалов". И, конечно, поэт не мог согласиться с отождествлением взглядов Иванова и самого писателя: "Чехов, - писал Плещеев, - вовсе не имел в виду делать из Иванова положительный тип, а в словах Иванова хотели видеть убеждения Чехова. Отношение автора к нему отрицательное, хотя, может быть, это недостаточно выражено в драме. Автор поскупился на юмор. Не хватило у него тонкой тургеневской иронии".

Когда Чехов познакомил Плещеева с пьесой "Леший", поэт не одобрил ее. С большим чутьем человеческого сердца Плещеев высказался отрицательно о центральном герое: "...Леший не есть вовсе центральное лицо, и неизвестно, почему комедия названа его именем. Он действует в ней столько же, сколько и все другие. И что это за идеалист (...) лес любит, а к людям относится уж далеко не человечно..."

Не удовлетворила Плещеева и логика поступков других героев: "Войницкий - хоть убейте, я не могу понять, почему он застрелился! Жена Серебрякова - не внушает мне, несмотря на свое жалкое положение, никакой симпатии... Орловский-сын банален - это какое-то водевильное лицо, которое надоедает читателям своим остроумием армейского юнкера..."

Конечно, эта ранняя пьеса была написана в традиционной манере с мелодраматическими эффектами, и она провалилась. "Леший" был поставлен в частном театре. Но все же это имело немаловажное значение для Чехова-драматурга. Отзыв Плещеева о "Лешем", несомненно, повлиял на решение писателя "сжечь" ее. "Эту пьесу я ненавижу и стараюсь забыть о ней", - писал он. Но Чехов решил фундаментально переработать ее, и "Леший" предстал перед зрителями под названием "Дядя Ваня".

"Вам посвящается моя самая лучшая вещь", - писал Чехов Плещееву, имея в виду начатый им роман "Рассказы из жизни моих друзей". По замыслу писателя в основу будущего романа была положена "Жизнь хороших людей, их лица, дела, слова, мысли и надежды". "Я пишу роман!! Пишу, пишу, и конца не видать моему писанию. Назвал его так - "Рассказы из жизни моих друзей", и пишу его в форме отдельных законченных рассказов, тесно связанных между собой общностью интриги, идеи и действующих лиц".

Устав от работы над романом, Чехов в одном из писем признавался: "Так хочется выкинуть какое-нибудь тру-ла-ла" - и написал водевиль "Трагик поневоле". Роман же так и остался незавершенным, а написанные главы до сих пор не найдены.

Поэт горячо опровергал тех, что считал Чехова автором "бессюжетных", "бессодержательных" рассказов, высмеивая тенденцию "знатоков" измерять талант писателя количеством страниц его произведений и в соответствии с этим отводить первое место среди беллетристов 80-х годов наиболее "солидному" Каронину и, конечно же, Боборыкину. Даже если бы Чехов ничего кроме маленьких рассказов не написал, все равно его творчество имеет немалое значение для русской литературы - ведь он "самый большой талант из всех современных, то есть молодых писателей".

Так писал о Чехове Плещеев тем, кто принижал значение Чехова. Оба, и Плещеев и Чехов, мечтали побывать в Париже, и им удалось даже встретиться там в 1891 году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

0
458
Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
606
Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Дарья Гармоненко

Лидер эсэров возобновил поездки по потенциально успешным предвыборным регионам

0
571
Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Михаил Сергеев

Льготные кредиты с апреля будут доступны для покупки жилья на вторичном рынке

0
652

Другие новости