Шапи Казиев. Имам Шамиль. - М.: Молодая гвардия, 2001, 378 с. (Серия "Жизнь замечательных людей"), ISBN 5-235-02457-5
ВОТ УЖ в самом деле своевременная книга. Не просто про Шамиля - про имама: то есть про государственного и религиозного лидера в первую голову. Еще из достоинств книги: мерцающий за событиями фон мусульманского мироощущения, ученого и народного ислама (например, рассказы о суфиях-подвижниках XVIII века). В остальном же биография написана сдержанным тоном, с тщательно прописанными портретами действующих лиц и множеством историко-бытовых подробностей. Особенно бережно написана глава о жизни имама в почетном пленении: "Древняя Калуга с ее... окрестностями напоминала Шамилю Кавказ. Глядя на широкую Оку, за которой поднимались высокие холмы и наливались золотом бескрайние леса, Шамиль улыбался: "Чистая Чечня!"
Сергей Лукьяненко. Танцы на снегу. - М.: АСТ, 2001, 415 с., ISBN 5-17-007792-0
НАСТОЯЩАЯ космическая фантастика, как и положено книге из серии "Звездный лабиринт" - со звездолетами, гиперпространством, космическими Империями и прочими запредельными Федерациями: и это несмотря на то, что космический корабль в современной фантастике давно занесен в Красную книгу. Для одних главным в романе будет сюжетная интонация "Звездных войн" с известным реквизитом - звездными рыцарями, плазменными мечами-бичами и чрезвычайно тайными заданиями. Для других - повод вспомнить Владислава Крапивина: поскольку "Танцы на снегу" - это прежде всего роман о подростках, который начинается, почти как "Стажеры" Стругацких. Наконец третьи найдут здесь динамичный боевик, в котором до поры до времени никак не поймешь - где свои, где чужие, и как плодятся клоны, пока герои рассуждают о свободе выбора. Ну и, как всегда у Лукьяненко, - куча зашифрованных персонажей из тусовки по цеху.
В общем - фантастика!
Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Историко-философское исследование, перевод с санскрита и комментарий В.К. Шохина. - М.: Издательская фирма "Восточная литература", 2001, 504 с. (Серия "Памятники письменности Востока", CXXIII), ISBN 5-02-018150-1
Это издание заполняет большую лакуну в серии переводов основополагающих текстов санскритской философской традиции. За последнее десятилетие русскоязычный читатель получил в распоряжение целый корпус таких переводов: "Энциклопедия Абхидхармы" с автокомментариями Васубандху, тексты классической йоги в переводах Е.П. Островской и В.И. Рудого, фрагменты "Веданта-сутр" с комментарием Шанкары в переводе Н.В. Исаевой и, наконец - "Сутры философии санкхьи" в переводе В.К. Шохина (все они были отрецензированы в EL-НГ на полосе "Востоковедение"). Специализация философии ньяи - теория аргументации и теория познания. Ньяя оказала большое влияние как на развитие школы буддийской логики, так и на противостоящую буддийской брахманистскую философскую традицию. Как замечает в своем предисловии переводчик, "без изучения базовых текстов ньяи дальнейшее серьезное изучение индийской философии в целом представляется крайне затруднительным".
Вот так-то.
Майкл Каннингем. Часы: Роман. Пер. с англ. Д.Веденяпина. - М.: Иностранка, Б.С.Г.-Пресс, 2001, 236 с., ISBN 5-94145-016-8
Вышел нестарый роман отличного американского прозаика Майкла Каннингема: компактный, хлесткий, "про современность". Читатель уже знаком с творчеством американца по его роману "Дом на краю света". Теперь вот - оперативно - "Часы": Пулицеровский лауреат 1999 года, отличный перевод Дмитрия Веденяпина. Роман написан в фирменном стиле писателя - в настоящем времени: Нью-Йорк, много солнца, конечно же, СПИД, конечно же, голубые оттенки, но героиня - настоящая женщина - преодолевает как может и то, и другое, и третье. И хотя, на наш взгляд, этот роман слабее "Дома..." - слишком много "коммерческого" в его сборке (и темы, и герои, и развязка) - мы все-таки решаемся рекомендовать его вам.
Хотя бы - в качестве урока настоящего времени.
Кирилл Столяров. Распад: от Нагорного Карабаха до Беловежской пущи. - М.: ОЛМА-Пресс, 2001, 319 с., ISBN 5-224-03098-6
Эта книга - взгляд на последние годы существования СССР "с азербайджанской стороны": то есть начиная с истории конфликта в Нагорном Карабахе и завершая возвращением на политическую арену Гейдара Алиева, которого автор рисует в довольно неприглядном виде. В книге много резких оценок - местами интересных, местами вторичных - в силу упрощения политического процесса. Написана книга в вольном стиле с фразочками типа: "Так они, бедолаги, и утерлись, сидючи на бобах" - что, однако, не отменяет ценности точки зрения автора и его рассказа о специфике азербайджанской политической жизни. В каком-то смысле эта книга - еще и беллетризованная биография Аяза Муталибова, первого президента Азербайджана.
С уклоном в апологию, так сказать.