0
1785

26.07.2001 00:00:00

Смерть героя

Тэги: говорков, доценко


Виктор Доценко. След Бешеного. - М.: Вагриус, 2001, 398 с.

"ДЖУЛИЯ ощутила, как обмякло тело любимого мужа, как что-то прошептали его мгновенно побледневшие губы, видела, как бросил он на нее последний виноватый взгляд своих синих глаз, как он закрыл их┘"

Погиб Бешеный, невольник чести, пал, значит┘ Произошло это в конце шестнадцатой книги саги о Бешеном. Некоторые из читателей, просмотревших один-два романа Доценко лет десять назад и увидевшие пару фильмов, как-то перестали следить за приключениями Бешеного. А ведь он, Бешеный, - герой-основоположник. Действительно, Доценко придумал жанрообразующего героя. Именно он стал первым маскулинным героем, конвейерно производящим трупы. Именно он был основоположником череды убогих - хромых, слепых и меченых.

Стоя над телом, нужно говорить не об отдельной книге, а о феномене героя.

Во-первых, этот герой эволюционировал. Он ушел от одиночного мстителя, борца против мафии и превратился в "за всю Россию ответчика", аналог Джеймса Бонда, борца теперь с мировым масонским заговором. При этом Бешеный остается не государевым человеком, а, так сказать, контрактником. Одновременно с этим постельные сцены несколько сократились в общем объеме повествования. Нет, и сейчас слышатся те же томные вскрики, кто-то так же "медленно отправил приятеля в ее недра" и "резко двинул вперед свою вздыбившуюся плоть" ну и т. д. Но этого немного, совсем немного. Можно рекомендовать гимназисткам.

Во-вторых, это переменчивый герой, его протеизм невиданный. Такое впечатление, что он сделан из пластилина - так меняется его облик. "Обстоятельства сложились так, что Савелию Говоркову пришлось сделать пластическую операцию, сменить имя и фамилию. Он стал Сергеем Мануйловым: невысоким, плотного сложения блондином с тонкими чертами лица и пронзительно-голубыми глазами". То есть меняется даже рост.

Бешеный стал кочевать между жанрами - появившись на свет обыкновенным героем криминального романа, впоследствии он обретает мистическую силу в горах Тибета и питается космической энергией, затем ищет какие-то ее уникальные сгустки... Вообще когда в детектив вводится магия без последующего ее разоблачения, это чаще всего свидетельствует о беспомощности сюжета. Но герой Доценко - удивительный, его образу не вредит невероятное. Переломным был давний момент, когда Бешеный упаковал один миллиард шестьсот шестьдесят шесть миллионов долларов в четыре больших чемодана и один маленький. И если страна, которая теперь досконально знает, сколько зелени можно напихать в коробку из-под ксерокса, спокойно это приняла, значит, она признала за Бешеным неподвластность жанровым законам. Возможно, это и есть та самая абсолютная сила, что превозмогла даже правдоподобие.

Бессмысленно придираться к автору и его герою за абсурдность фразы и нелогичность поступка - законы у них другие, масскультурные. И по этим законам он исправно тузит Брюса Уиллиса, пока Штирлиц стоит у ковра, а остальные еще не доехали до гамбургского цирка┘

В-третьих, это повествование синтетическое. Мир его не замкнут, в него попадают люди и термины откуда угодно. Вот рассказывают читателю о "качании маятника": "Вероятно, многим известны такие специальные термины, как "стрельба по-македонски" и "качать маятник". Известны, известны, еще из романа Богомолова "В августе сорок четвертого┘" Только здесь это мистическое знание, передаваемое личным сэнсеем жене Бешеного.

Десятки героев попали в эти романы, спрыгнув с телевизионного экрана, потеряв, однако, в прыжке часть фамилий. Вот финансисты партии, выпавшие из гнезда, вот вам - перебежчик-предатель Палугин, российский чиновник Можаев, которого международные заговорщики заманили в США и там, понятно, арестовали. Палугин встречает гостей одетым в "ярко-синий атласный халат, под которым виднелись белая рубашка и светлые отутюженные брюки". Про эту эстетику, в рамках которой русские американцы щеголяют в атласных халатах, а бандиты в ресторане пьют коньяк, закусывая его лимоном и красной рыбой, можно говорить много. Про эту эстетику Александр Грин написал: "Глотая слюнки в мечтах ресторанно-ювелирного качества". Уникальность многотомной и многолетней саги о Бешеном и в том, что она барометр этих мечтаний.

Но вернемся к погребальному. Вот говорят друзья о будущих похоронах: "Как-никак хоронить будем Героя России┘ Поговорю с командующим ВДВ, Георгий Иванович Шпак вроде бы с уважением к Савелию относился┘" А на похороны действительно "прислал соболезнование первый президент России: по-видимому, здоровье не позволило приехать проститься┘ Не смог прийти и Виктор Черномырдин, который накануне повредил себе ногу, участвуя в пробеге на снегоходах. Но могли ли не проститься с Савелием Павел Грачев и Борис Громов, знавшие покойного еще по Афганистану?"

И хотя героя уже опустили в землю Троекуровского кладбища, ясно, что автор оставил массу возможностей для воскрешения своего персонажа. Наколки какие-то там не совпадали на теле, а уж на обложке прямой вопрос задается: "Умер ли Бешеный на самом деле?" Вопрос риторический, Бешеный суть Феникс массовой культуры. Феникс, правда, больше похожий на Змея Горыныча - огонь ему не вредит, а вместо отрубленной головы вырастают две новые.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
1308
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
2886
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
1497
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
1042

Другие новости