Действия Натальи Поклонской в отношении фильма «Матильда» можно было расценить как подстрекательство. Фото РИА Новости
Затяжной скандал вокруг фильма Алексея Учителя, безусловно, главное событие уходящего года в российском кино. Он то ли задал нехорошую тенденцию, то ли стал наиболее ярким отражением болезненных настроений в обществе – искусство отныне принято атаковать. Бессмысленно, беспощадно, безнаказанно.
В прокат «Матильда» вышла 26 октября 2017 года, однако критиковать картину начали за год до этого, осенью 2016-го, когда готовый фильм еще никто не видел, да и видеть не мог. На сайте Change.org появилась петиция с призывом отменить картину, которая, несмотря на тысячи подписей, могла бы остаться онлайн-историей, если бы к делу не подключилась депутат Наталья Поклонская. Сперва она просила режиссера одуматься и не доделывать работу, позднее перешла к активным действиям. Тут же подключились всяческие якобы православные организации – ведь основной причиной недовольства несуществующим фильмом было оскорбление памяти царя-мученика Николая II. «Матильда» стала не только объектом постоянных проверок и экспертиз, но и вполне реальной угрозой для зрителей.
Неизвестные подожгли студию Алексея Учителя в Санкт-Петербурге; в Екатеринбурге автомобиль с газовыми баллонами въехал в фойе кинотеатра «Космос», где планировался показ «Матильды»; крупнейшая в России объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась прокатывать фильм, ссылаясь на поступающие угрозы – как и многочисленные кинотеатры по всей стране. Исполнившие главные роли немецкие актеры – в их числе и Ларс Айдингер, которого Поклонская успела окрестить «порноактером», – в Россию не приехали, в том числе из-за опасений за собственную жизнь. Премьеру в Мариинском театре охраняла Росгвардия, в Москве – полиция, ЧОП, ФСО.
Беспрецедентные меры безопасности, можно сказать, на государственном уровне. Впрочем, приняты они были в самый последний момент. Чиновники на ситуацию реагировали. Министр культуры Владимир Мединский назвал давление на кинотеатры цензурой, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предложил не осуждать то, чего никто не видел (что, по слухам, не было одобрено его начальством), Дмитрий Медведев осудил проявления нетерпимости и агрессии в сфере культуры. Наконец, Владимир Путин заверил, что никаких запретительных мер в отношении «Матильды» не было принято, и призвал к диалогу в рамках закона. Президент сказал, что уважает режиссера Учителя и не сомневается в его таланте и патриотических настроениях, но вмешиваться в его спор с депутатом Поклонской отказался.
Вроде бы реальная поддержка власти – но, оказывается, только на словах. Виновными в сложившейся вокруг фильма ситуации называли кого угодно (Михалков, к примеру, настаивал, что ответственность лежит на Фонде кино, выделившем деньги), кроме собственно Поклонской, чьи высказывания и действия сподвигли людей на весьма радикальные меры борьбы с «Матильдой». По сути, и письма с угрозами попадают под определение экстремистских действий, публичные призывы к осуществлению которых в России считаются уголовным преступлением. Что уж говорить о поджоге и въезде автомобиля в фойе кинотеатра! Однако в этом ключе действия Поклонской никто не рассматривал: депутат – тоже человек и имеет право на свое мнение. С той лишь разницей, что мнение это, так как Поклонская - депутат, с самого начала не покидало публичного пространства.
Это молчаливое согласие государства и есть главная атака на кино, в каком-то смысле равнозначная атаке физической. Любое произведение, которое кто-либо сочтет неприемлемым, может быть уничтожено. Достаточно вспомнить прошлогодние истории с выставкой Вадима Сидура в Манеже или фотографа Стержеса. Последнюю в этом году все же решили показать, но галерея была снова подвергнута атаке (активисты движения SERB разлили в зале пахучую жидкость). Ни один показ не застрахован от срыва – как случилось в этом году на фестивале «Артдокфест», где «по звонку» отменялись сеансы, а один и вовсе был сорван тем же SERB, члены которого угрожали зрителям и организаторам. И никто не защитит ни авторов, ни зрителей, никаких мер, кроме формальных полицейских задержаний на месте (но откуда взяться полицейским, если кинотеатры, музеи и прочие заведения охраняют ЧОП?), против подобных действий не существует. А значит, получается – и виноваты сами творцы? Как сказал все тот же Никита Михалков относительно скандалов вокруг «Матильды» и балета «Нуреев», авторы должны знать и понимать, на что они идут, берясь за ту или иную тему. Неузаконенная, но разве не цензура?