0
9977
Газета Главные итоги года Интернет-версия

28.12.2017 00:01:00

Конфликт вокруг "Матильды" (4)

Тэги: культура, искусство, матильда, алексей учитель, мединский


культура, искусство, матильда, алексей учитель, мединский Действия Натальи Поклонской в отношении фильма «Матильда» можно было расценить как подстрекательство. Фото РИА Новости

Затяжной скандал вокруг фильма Алексея Учителя, безусловно, главное событие уходящего года в российском кино. Он то ли задал нехорошую тенденцию, то ли стал наиболее ярким отражением болезненных настроений в обществе – искусство отныне принято атаковать. Бессмысленно, беспощадно, безнаказанно.

В прокат «Матильда» вышла 26 октября 2017 года, однако критиковать картину начали за год до этого, осенью 2016-го, когда готовый фильм еще никто не видел, да и видеть не мог. На сайте Change.org появилась петиция с призывом отменить картину, которая, несмотря на тысячи подписей, могла бы остаться онлайн-историей, если бы к делу не подключилась депутат Наталья Поклонская. Сперва она просила режиссера одуматься и не доделывать работу, позднее перешла к активным действиям. Тут же подключились всяческие якобы православные организации – ведь основной причиной недовольства несуществующим фильмом было оскорбление памяти царя-мученика Николая II. «Матильда» стала не только объектом постоянных проверок и экспертиз, но и вполне реальной угрозой для зрителей.

Неизвестные подожгли студию Алексея Учителя в Санкт-Петербурге; в Екатеринбурге автомобиль с газовыми баллонами въехал в фойе кинотеатра «Космос», где планировался показ «Матильды»; крупнейшая в России объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась прокатывать фильм, ссылаясь на поступающие угрозы – как и многочисленные кинотеатры по всей стране. Исполнившие главные роли немецкие актеры – в их числе и Ларс Айдингер, которого Поклонская успела окрестить «порноактером», – в Россию не приехали, в том числе из-за опасений за собственную жизнь. Премьеру в Мариинском театре охраняла Росгвардия, в Москве – полиция, ЧОП, ФСО.

Беспрецедентные меры безопасности, можно сказать, на государственном уровне. Впрочем, приняты они были в самый последний момент. Чиновники на ситуацию реагировали. Министр культуры Владимир Мединский назвал давление на кинотеатры цензурой, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предложил не осуждать то, чего никто не видел (что, по слухам, не было одобрено его начальством), Дмитрий Медведев осудил проявления нетерпимости и агрессии в сфере культуры. Наконец, Владимир Путин заверил, что никаких запретительных мер в отношении «Матильды» не было принято, и призвал к диалогу в рамках закона. Президент сказал, что уважает режиссера Учителя и не сомневается в его таланте и патриотических настроениях, но вмешиваться в его спор с депутатом Поклонской отказался.

Вроде бы реальная поддержка власти – но, оказывается, только на словах. Виновными в сложившейся вокруг фильма ситуации называли кого угодно (Михалков, к примеру, настаивал, что ответственность лежит на Фонде кино, выделившем деньги), кроме собственно Поклонской, чьи высказывания и действия сподвигли людей на весьма радикальные меры борьбы с «Матильдой». По сути, и письма с угрозами попадают под определение экстремистских действий, публичные призывы к осуществлению которых в России считаются уголовным преступлением. Что уж говорить о поджоге и въезде автомобиля в фойе кинотеатра! Однако в этом ключе действия Поклонской никто не рассматривал: депутат – тоже человек и имеет право на свое мнение. С той лишь разницей, что мнение это, так как Поклонская - депутат, с самого начала не покидало публичного пространства.

Это молчаливое согласие государства и есть главная атака на кино, в каком-то смысле равнозначная атаке физической. Любое произведение, которое кто-либо сочтет неприемлемым, может быть уничтожено. Достаточно вспомнить прошлогодние истории с выставкой Вадима Сидура в Манеже или фотографа Стержеса. Последнюю в этом году все же решили показать, но галерея была снова подвергнута атаке (активисты движения SERB разлили в зале пахучую жидкость). Ни один показ не застрахован от срыва – как случилось в этом году на фестивале «Артдокфест», где «по звонку» отменялись сеансы, а один и вовсе был сорван тем же SERB, члены которого угрожали зрителям и организаторам. И никто не защитит ни авторов, ни зрителей, никаких мер, кроме формальных полицейских задержаний на месте (но откуда взяться полицейским, если кинотеатры, музеи и прочие заведения охраняют ЧОП?), против подобных действий не существует. А значит, получается – и виноваты сами творцы? Как сказал все тот же Никита Михалков относительно скандалов вокруг «Матильды» и балета «Нуреев», авторы должны знать и понимать, на что они идут, берясь за ту или иную тему. Неузаконенная, но разве не цензура?      


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
904
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1221
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
945
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
780

Другие новости