Фото Reuters
В 2014-м опаснейшей в мире террористической организацией стало «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Захватив четверть Сирии и треть Ирака, оно объявило о создании Исламского халифата и своем лидерстве в мировом джихаде. В августе США начали наносить авиаудары по позициям ИГИЛ и формировать международную коалицию против группировки. Новая ближневосточная война пока не предполагает участия иностранной пехоты, однако грозит, по мнению экспертов, затянуться на годы.
Еще в 2013-м «НГ» рассказывала об участии в сирийской гражанской войне этого филиала «Аль-Каиды», он возник в 2003-м на фоне вторжения США в Ирак и потери власти суннитами и переродился в результате слияния с другими радикальными группировками. Но вот серьезный поворот: в первых числах января с.г. боевики ИГИЛ вторглись в Ирак и без особого труда взяли города Фаллуджа и Рамади. Легкость победы была связана с тем, что многие суннитские племена, которые считали себя обиженными режимом Нури аль-Малики, примкнули к группировке и стали ее социальной базой.
Отношения ИГИЛ с руководством «Аль-Каиды» все более выраженно принимали формы соперничества, и уже в феврале 2014 года Айман аз-Завахири официально объявил, что не признает принадлежности группировки Абу Бакра аль-Багдади к своей террористической сети.
Явным преимуществом ИГИЛ перед «Аль-Каидой» стала огромная территория, на которой группировка 29 июня провозгласила Исламский халифат. Квазигосударство создает экономику (продавая контрабандную нефть в Турцию, Иорданию, другие страны, ИГИЛ считается нефтяной империей), общественные нормы (при которых женщин и детей, не исповедующих ислам, превращают в рабов и наложниц), административное устройство (халифат делится на «эмираты» и «вилайеты» со столицей в сирийской Ракке). Чтобы представить себе шариатские порядки, установленные ИГИЛ, достаточно привести тот факт, что в Мосуле прямо на улице боевики расстреляли больше 1,5 тыс. иракских военных из числа шиитов.
Помимо эксплуатации природных ресурсов, богатство халифата строится на узаконенном грабеже местного населения. Так, у представителей некоторых конфессий (христиане, иудеи) есть возможность откупиться специальным налогом, тогда как перед другими (езиды, друзы) ставится более жесткий выбор: либо отказаться от своей веры и принять ислам, либо быть убитыми. Изъятое и брошенное иноверцами имущество – дома, лавки, мастерские, земли, скот – распределяется среди боевиков. Они прибывают в Ирак и Сирию с семьями, а если являются холостяками, то рекрутинговые центры подбирают им незамужних женщин и девушек из разных, в том числе европейских стран. Такая обстановка делает халифат привлекательным местом для радикалов всего мира.
Именно эти факторы позволили ИГИЛ выйти на первое место в деле мирового джихада, оставив «Аль-Каиду» далеко позади. По мере экспансии на иракской, а затем и объятой гражданской войной сирийской территории ИГИЛ обзавелся множеством филиалов и агитационно-рекрутинговых центров в самых разных уголках планеты. Западные страны всерьез озаботились тем, что будет, когда сотни их граждан, присоединившихся к джихадистам, вернутся на родину.
Эти опасения во многом связаны с операцией международной коалиции против ИГИЛ. 8 августа США приступили к нанесению авиаударов в районе границы между арабской и курдской частями Ирака. Поводом стало предотвращение гуманитарной катастрофы: более 200 тыс. христиан и езидов бежали в горы, где погибали без пищи и воды при жаре в 40 градусов. Поэтому американские самолеты еще и сбрасывали гуманитарную помощь. Главная же причина в том, что джихадисты в июне взяли под контроль второй по величине город страны, Мосул, и двинулись на Багдад, но «увязли» на этом пути, натолкнувшись на сопротивление местных шиитов, и переключились на Иракский Курдистан, взяв курс на Эрбиль. При этом курды – фактически единственный боеспособный на тот момент союзник американцев в Ираке, и их поражения Вашингтон допустить не мог.
Вместе с тем Вашингтон не мог и не предпринять усилий по сплочению широкой международной коалиции для легитимации своей кампании на мировом уровне. Боевые удары в Ираке со временем стали наносить Франция, Австралия, Канада, Великобритания. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Иордания и Катар решились действовать еще и в Сирии.
На этом фоне в Дамаске заявили, что действия коалиции идут в правильном направлении, так как сирийскую армию и гражданское население альянс ударам не подвергает. Впрочем, ни о какой координации действий коалиции с режимом Башара Асада или Ираном, который все более открыто ведет борьбу с ИГИЛ, речи никогда не шло. Более того, одним из важных направлений противодействия группировке является подготовка и снабжение прозападной сирийской оппозиции, воюющей не только против джихадистов, но и с официальным Дамаском. Она должна сыграть важную роль в масштабном наступлении иракской армии и курдских отрядов пешмерга на джихадистов, которое новый премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади собирается предпринять в начале 2015 года.
Самым непростым союзником США в этой кампании, видимо, является Турция. Анкара, опасаясь усиления собственных курдов, так и не вмешалась в затяжной бой за стратегически важный город Кобани, населенный сирийскими курдами. Кроме того, США в уходящем году не удалось добиться от Турции разрешения использовать ее авиабазу в Инджирлике: Анкара требовала взамен усилий по свержению Асада, создания бесполетной зоны.