Решение властей запретить усыновление детей из России американцами вызвало пока только одиночные акции протеста.
Фото РИА Новости
Первый практический результат запрета: 46 детей, которых ждут в США приемные родители, останутся в России. Об этом заявил уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, который этим горд. Хотя вряд ли ему самому придется объяснять детям, почему едва обретенных ими мам и пап они не увидят.
Закон вызвал возмущение в обществе. Известно, что иностранцам разрешено усыновлять только больных детей – или тех, которым не подобрали родителей на родине. Граждане в отличие от Астахова в курсе того, что происходит в детских домах с детьми-инвалидами. На Думу, торопливо принявшую скандальный документ в течение недели – в первом, во втором и третьем чтениях, – обрушился вал статистики, подтверждающей абсурдность принимаемого решения.
Депутатам напоминали о главных проблемах сирот. Например, о том, что российские усыновители, как правило, отказываются брать больных детей, для которых в детских домах не созданы условия. И о том, что в России усыновляют в основном младенцев, а иностранцы берут и подростков. И о том, в какой капкан попадают российские сироты, покидающие детдома: каждый десятый из них – самоубийца.
Минздрав предупреждает: число детей-инвалидов в России резко возросло. В 1980 году их было зарегистрировано около 50 тыс. В 1990 году – уже 155 тыс. 1 января 2005 года количество детей-инвалидов, находящихся на учете, составило 593 тыс. Речь идет о 2% всех маленьких россиян. Согласно этой статистике, количество больных детей выросло за 25 лет в 13 раз. Сегодня цифра приближается к 700 тыс.
Все эти обстоятельства не смутили депутатов. В среду законопроект был проштампован Советом Федерации, а в четверг он уже пошел на подпись президента Владимира Путина. На пресс-конференции, проходившей перед думским третьим чтением, главу государства восемь раз спрашивали о его отношении к инициативе. Путин твердо отвечал: он депутатов поддерживает.
Накануне утверждения проекта верхней палатой против закона выступил премьер Дмитрий Медведев. Он заявил, что разделяет опасения своего министра Ольги Голодец, до этого обратившейся к президенту с открытым письмом, предупреждающим о нарушении законодателями целого ряда важных международных договоренностей.
Против законопроекта ранее выступил и министр иностранных дел Сергей Лавров, что давало надежду на отказ от реализации задумки, все-таки этот влиятельный чиновник является не только специалистом по части международных соглашений, но и человеком, много поработавшим для того, чтобы расширить российским детям возможности для усыновления.
Против законопроекта, перед самым его утверждением в Совете Федерации, выступил президентский Совет по правам человека. В составе которого, напомним, опытнейшие юристы. И Государственную Думу, и Совет Федерации в эти горячие дни пикетировали лидеры несистемной оппозиции. Полиция кое-кого отвозила в отделения.
По данным социологов, запрет на американское усыновление поддерживает 56% респондентов. Авторы закона довольны: мол, большинство на стороне парламента и президента. Учтем, однако, что эти 56% родились на фоне массированной антиамериканской пропаганды, которой изо дня в день потчуют телезрителей федеральные каналы.
Еще год будет действовать двусторонний договор России и США об усыновлении. Охваченные патриотическим подъемом 420 депутатов, поторопившись, «проскочили» важную процедуру – денонсацию соглашения, ими же ранее ратифицированного. Впрочем, эту самую денонсацию, указывают опытные юристы-международники, парламентарии могли произвести только по указанию президента или правительства. Поскольку только высшая исполнительная власть может по закону «О международных договорах» от 1995 года инициировать денонсацию.
Юристы утверждают: парламент неприлично поторопился, и теперь Закон не будет иметь силы. Однако запрет все же состоится. Просто органам опеки и попечительства разошлют приказ: прекратить отдавать американцам детей. В том числе и тех, что нашли себе родителей. Единственное, что останется от действующей еще в течение года международной договоренности, – возможность проследить за судьбой уже усыновленных маленьких россиян.
Власти утверждают, что условия для усыновления в России существуют, и этим мотивируют отказ от выборочно-иностранного. С другой стороны, эти же власти обещают улучшить содержание сирот в детдомах. То есть признают, что сделано еще далеко не все. И в этом вопросе, как и с пропущенной думцами процедурой денонсации, они ставят телегу впереди лошади: сначала, мол, запретим, а потом примемся улучшать...
Прошлый, 2011 год Россия провожала мирными стотысячными митингами. Казалось, наступает время диалога власти и общества. 2012 год мы провожаем, проиграв битву за судьбы десятков тысяч сирот, которые могли бы найти себе родителей за океаном.