В уходящем году аномальная жара из стихийного бедствия переросла в социальную и экономическую катастрофу.
Фото Reuters
Огненное лето стало одним из главных потрясений уходящего года. В конце декабря в прямом эфире трех российских телеканалов президент Дмитрий Медведев перечислил «образы-вспышки» 2010 года, которые надолго останутся в его памяти. Среди них – аномальная жара и ее печальные последствия для страны. «Это была очень тяжелая ситуация и психологически, и физически. И, к сожалению, она отразилась на нашей экономике. У нас из-за этого несколько снизились темпы развития. И в ряде случаев с продуктами стало труднее. Это было очень тяжелым событием, тем более в ходе него погибли люди», – сказал президент.
Трудно не согласиться с президентом, такое действительно не забывается. В 2010 году, по сути, всего два жарких летних месяца вскрыли многие системные провалы российского государства. Вдруг выяснилось, что в стране нет адекватной лесной охраны и служб спасения, в больницах и роддомах нет кондиционеров. Больным, детям и пенсионерам негде спрятаться от изнуряющей жары и смога. А федеральные и региональные власти долго решали, стоит ли им вообще защищать население от по-настоящему смертельной угрозы. Оказалось, что жара может стать стихийным бедствием, настоящей экологической катастрофой, которая готова перерасти в катастрофу социальную и экономическую. Все слова политиков о стабильности хороши до тех пор, пока летняя температура не подскакивает до 40 градусов.
В наиболее пожароопасные дни – с конца июля до середины августа – на территории Центрального, Приволжского и Уральского федеральных округов за одни сутки возникало от 300 до 400 новых очагов возгорания. По данным Рослесхоза, в целом за весь пожароопасный период 2010 года на территории России возникло более 30 тыс. природных пожаров общей площадью примерно в 1,25 млн. га. И это довольно скромные официальные оценки, потому что, по мнению независимых экологов, на самом деле речь идет как минимум о 5–6 млн. га лесных площадей, охваченных пожарами.
В буквальном смысле огненным лето 2010 года стало для 22 субъектов РФ, в семи регионах указом президента был объявлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). По официальным данным, в огне погибли около 60 человек. Вовремя не потушенные лесные пожары быстро перебрасывались на населенные пункты и оставляли тысячи россиян без крова.
В стране сгорело около 2,5 тыс. домов.
Горели торфяники. Частично горели радиоактивные леса. Адская жара и едкий дым от пожаров нанесли сильнейший удар по здоровью многих жителей мегаполисов. В течение лета смертность в некоторых городах России, в том числе и в столице, выросла вдвое. Основная причина – жара, духота, смог. Между тем, если верить анонимным источникам, именно эту причину многим врачам запрещалось указывать в историях болезни - чтобы не сеять панику. В итоге борьба с проблемой незаметно трансформировалась в борьбу с констатацией этой проблемы.
Огненное лето-2010 во всей красе продемонстрировало ущербность нового, «улучшенного» лесного законодательства, действующего в России с 2006 года. Экологи загодя предупреждали чиновников, что лесная реформа и принятый еще в пору президентства Владимира Путина Лесной кодекс приведут к катастрофе, но их не услышали. Новое законодательство, объясняли экологи, ликвидировало государственную лесную охрану и назначило ответственными за предотвращение лесных пожаров арендаторов лесов и региональные органы власти. А им, в свою очередь, для противопожарной деятельности очень часто не хватало и ресурсов, и желания заниматься данной проблемой.
Децентрализация ответственности и реформа служб лесной охраны привели к тому, что жара в России стала разрушительным стихийным бедствием. То есть причина бедствия – не столько аномальная жара, сколько неподготовленность страны к любому выходящему за рамки нормы природному явлению.
Отслеживать очаги возгорания и предупреждать лесные пожары в стране было попросту некому. Если до лесной реформы пожарную безопасность обеспечивали 70 тыс. лесников-обходчиков и около 130 тыс. других работников лесного хозяйства, то после реформы все леса страны легли на плечи лишь 12 тыс. человек, осуществляющих лесной надзор. В компетенцию МЧС не входит предупреждение и тушение лесных пожаров, министерство отвечает только за те пожары, которые уже угрожают жизни граждан и населенным пунктам. Поэтому в России пожары тушились слишком поздно – тогда, когда их тушить намного сложнее и намного затратнее для бюджета. МЧС оценил ущерб от пожаров в 12 млрд. руб., независимые эксперты – как минимум в 15 млрд. долл., или 1% ВВП.
Между тем некоторые представители высшего руководства страны сумели извлечь политические бонусы даже из огненного лета-2010. Пожары стали прекрасным поводом развернуть очередную пиар-кампанию и лично явиться перед народом в образе супергероя, воюющего на самолете-амфибии Бе-200 со стихией, а потом – восстанавливающего погорельцам дома, причем не просто так, а в онлайн-режиме.
В качестве помощи пострадавшим регионам из федерального бюджета было выделено 11 млрд. руб. Но и тут не обошлось без накладок – в том числе с достоверностью транслируемых веб-камерами кадров. Однако, если верить официальным отчетам губернаторов, большинство погорельцев въехали в новые дома еще до 1 ноября. И даже тот факт, что не все погорельцы, увидев свои дома, или, точнее, как они сами их назвали – «лачуги», обрадовались новоселью, не смазал общего впечатления от оперативно решенной проблемы.
Но не только пожарами запомнилось лето-2010. То, что не уничтожил огонь, погибло под палящими лучами солнца. По последним данным Минсельхоза, урожай зерна в 2010 году сократился по сравнению с прошлогодним на 35% – до 60,3 млн. тонн. Сложная ситуация в сельском хозяйстве вынудила правительство РФ ввести запрет на экспорт зерновых. Однако даже этот запрет не спас многие регионы от острого дефицита зерна.
Еще одно следствие аномального лета – небывалый разгон продуктовой инфляции, с которой не смогло совладать правительство. После засухи инфляция в РФ стала практически неуправляемой. Эксперты предупреждали: если правительству неподвластна инфляция, то ему неподконтрольны и все остальные параметры бюджета – от уровня дефицита до объемов ВВП. Чиновники искали виновных в ценовых шоках среди фермеров, переработчиков, ритейлеров и журналистов. Однако в стране все равно стремительно росли цены на основные продукты питания – хлеб, макароны, подсолнечное масло, сахар, молоко, картофель, крупы, овощи. Причем в некоторых регионах эти продукты с начала года подорожали на 100, 200 и даже 300%. И наконец, в 2010 году гречка стала настоящим деликатесом.