«Топос» – www.topos.ru – журнал, в котором на глазах читателей формируется современная русская словесность постсоветской эпохи». Просто и понятно. Именно на глазах читателей... Не готовые чеканные формулировки, не литые метафоры, не снобизм определенной школы, а так, как и случается в житейских буднях: кого только не встретишь на своем пути! Попадаешь на главную страницу сайта, и сразу тепло и приветливо:
«А фразе – «Процветает Русь!» // Всегда стоять в кавычках. // В твоей заначке будут пусть // Соль, керосин и спички!» (Игорь Круглов).
Пока вспоминаешь детство и бабушкин большой бидон, с которым ходили за керосином, глаза неожиданно выхватывают строки Александра Иванченко, которые немедленно возвращают тебя на землю: «...полностью живых не только персонажей, но и вещей на полную жизнь всего романа, повести, рассказа в литературе вообще не бывает. Успех писателя самое большее может заключаться лишь в том, чтобы только зачать такого персонажа или вещь в более или менее убедительном акте зачатия...»
Однако. Соль, керосин, спички и непосредственный акт зачатия писателем какого-то персонажа. И вдруг в какое то мгновение ока понимаешь, схватываешь, проникаешься простым смыслом – так и рождается новое время, новые имена, новые направления и течения культуры. В точке, где безбоязненно пересекаются абсолютно непохожие, совершенно различные звуки, тональности, языка, текстов, стилей.
Литературно-философский журнал «Топос» появился в 2001 году усилиями Валерии Шишкиной, филолога, психолога и к тому же специалиста японской икебанной школы Икенобо: «Меня радуют сады, цветы, люди, литература, искусство, музыка. Что стало трогать более всего в последнее время – нежность между людьми. Может быть, меньше ее стало, голод по ней. Да-да, он и есть – голод по бережности, нежности между людьми. Эта проблема поважнее интеллектуальной стимуляции, словесности, сакрализации талантливых и не очень художественных проекций человеческой жизни.
Мы бережно относимся к авторам из разных уголков России и зарубежья. Понятие «провинциальность» к ним не применяемо – оно почти утратило былой смысл. Многие поэты и прозаики впервые были опубликованы в «Топосе». Всего, что есть в «Топосе», не перечислить и всех не упомянуть – нужно идти на сайт и читать».
Журнал Валерии Шишкиной существует вот уже более шести лет и с каждым годом становится все более заметным феноменом культуры в рунете. Начинающие или неопытные авторы на одних страницах вместе с лауреатами Букера Ольгой Славниковой и Александром Илличевским, лауреатами премии «Дебют» Денисом Осокиным и Владимиром Лорченковым, лауреатом премии Александра Солженицына Алексеем Варламовым.
Михаил Эпштейн, Маруся Климова, Дмитрий Бавильский, Дмитрий Данилов, Павел Вадимов, Андрей Родионов, Владимир Богомяков┘
Вы можете критиковать те или иные тексты, вы можете насмехаться или наслаждаться, но так или иначе вы вернетесь к одному из топосов виртуального пространства, где рождаются новые смыслы┘
Валерия Шишкина остается верна своему мироощущению и в этой верности – залог успеха ее литературного проекта: «Искусство обладает магией, слово изначально, сущностно магично. Каждый художник в зависимости от таланта в той или иной степени маг. Видеть в магах законодателей абсолютных ценностей безблагодатно – мало ли что магу заблагорассудится. Потому сакрализации художественного слова – бой.
Жизнь продолжается, и она порождает систему новых зеркал – словесность нового времени и новых ее проводников. «Топос» – один из проводников.
Все будет в русской литературе, и все будет славно┘»