Сетевой дневник позволяет человеку создавать свою виртуальную жизнь такой, какой ее никогда не сделать в реальности.
Фото Артема Рагозина
Человек по своей природе эгоцентричен и всегда стремится к тому, чтобы определить и отделить свою территорию. В этом контексте именно интернет-среда как нельзя лучше соответствует стремлению создавать, строить self-пространство, позволяя при этом формировать любой образ и сохранять анонимность.
Такое интернет-явление, как «блоггерство» (от английского слова blog, сокращение от web log – сетевой журнал), стало логичным результатом растущей потребности людей в общении и соучастии, потому что форма сетевого дневника, или «блога», давала возможность фиксировать события и мысль, комментировать, становиться частью любого сообщества. По сути, появилась целая виртуальная культура, в которой личность хоть и бестелесна, анонимна и множественна, но при этом автономна в своем действии.
Сегодня наличие или отсутствие у человека сетевого журнала может способствовать определению его социального статуса. Быть «блоггером» теперь модно и выгодно, причем важно не только иметь личный авторский сетевой дневник, который открыт для всеобщего обозрения или для друзей, но и быть активным посетителем других журналов.
Принято считать, что идея публичных авторских дневников принадлежит англичанину Тиму Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), который изобрел всемирную паутину. В далеком 1993 году он разместил на своем первом сайте info.cern.ch список новых сайтов и ссылок на обновления браузеров. (Оригинальный вид сообщения можно посмотреть здесь: www.w3.org/History/19921103-hypertext/WWW/News/9201.html.) Шаг был сделан, остановиться было невозможно.
Уже к 1998 году был составлен первый список «блогов», а через год открылся первый портал portal.eatonweb.com, объединивший «блоггеров» (авторов сетевых дневников). В этом же году разработчики из фирмы Pitas (www.pitas.com) бесплатно предложили всем желающим собственную службу ведения «блогов», а программисты Pyra (www.pyra.com) выпустили схожий «движок» Blogger.com, первоначально ориентированный на представителей IT-среды. Тогда же появилась «блог»-служба, чей российский аналог стал самым популярным среди сетевых графоманов и экспериментаторов, населяющих рунет, – LiveJournal. Наконец, один из активных сетевых персонажей «блоггер» Петер Мерхольц переделал термин «web log» в «we blog», в результате чего родилось современное понятие «блог», которое в 2003 году было занесено в Оксфордский словарь и по сей день определяется как сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке. Люди по всему миру стали создавать дневники, прикрываясь возможностью оставаться до конца не узнанными, получая все больше возможностей создавать свою виртуальную жизнь такой, какой ее никогда не сделать в реальности.
Идея создания интернет-пространства для ведения бесед в дистанционном режиме и в реальном времени тут же пришлась по вкусу российским интернет-деятелям. Нашим Колумбом стал Роман Лейбов, известный сетевой персонаж. Пять лет назад 31 января в российском интернете им был зарегистрирован «аккаунт» (от англ. account – отчет, сообщение) первого сетевого дневника, а уже на следующий день появилась и первая запись, сделанная автором: «Проба пера. Попробуем по-русски... Смешная штука». Сам Роман был абсолютно уверен в том, что нашел «правильную форму сетевой графомании и инструмент, прямо заточенный под эту задачу». «Проба пера» удалась. Русские заявили о своем праве присоединиться к мировому «блог»-безумству и стали активно публиковать тексты, писать комментарии, вступать в диалоги, формировать «ленты друзей» («френдов») и создавать «коммьюнити» (калька с англ. слова community – сообщество), то есть формировать собственный многопользовательский журнал по интересам.
Сначала это были «живые журналы» (дословный перевод с англ. LiveJournal) людей, имеющих отношение к интернету самое непосредственное. Одно время в интернет-среде использовалось выражение «элита рунета», члены которой должны были иметь собственные сетевые дневники как визитную карточку. Сегодня популярны дневники пользователей, известных больше в обычной жизни, чем в сетевой (например, в журнал Galerist пишет Марат Гельман, а журнал Mrparker ведет автор историй о Владимире ВладимировичеТМ и ведущий программы «Реальная политика» на НТВ Максим Кононенко – Mr.Parker). Современный «блоггер» во многом отличается от своего прародителя – «блоггерство» пошло в массы.
«Прежде в LiveJournal в целом никогда и не было такого состояния высокой степени связанности и переплетенности; она достигалась лишь на уровне каких-либо сообществ, организованных по интересам... Только в русском сегменте образовалась и сохранилась коммуникационная среда, объединяющая практически всех пользователей вокруг общего сплоченного и тесно переплетенного ядра. Этим обстоятельством объясняются многие другие факты, в том числе большее количество «друзей», считает один из «старожилов» LiveJournal Анатолий Воробей.
Сегодня дневники ведут студенты, менеджеры, космонавты, певцы, боксеры, домработницы и даже дочки президента Путина (http://katya-and-masha.livejournal.com/). В последнее, конечно, верится с трудом, несмотря на достаточно занятные по своей информационной составляющей тексты и редкие семейные фотографии: не стоит забывать об элементе «маскарадности», присущем «блог»-культуре.
Русская «блог»-культура уже давно вышла за пределы интернет-формата. Так, например, многие популярные выражения, искусственно порожденные именно «блог»-феноменом, стали употребляться в обычной речи вне интернет-пространства. «Лытдыбр», «ржунимагу», «я плакаль», «учи албанский!» и небезызвестное многим «аффтар жжет» можно слышать повсеместно и везде.
Или, скажем, конкурсы. Пользователи LiveJournal пишут обо всем, и не только прозой. Среди тех, кто ведет дневники в ЖЖ (сокращение от «Живой Журнал»), есть люди, пишущие стихи профессионально или с позиции графомана-любителя. Но принцип демократичности, один из принципов существования интернет-среды, позволяет людям с любым уровнем знаний, образованием или же вероисповеданием публиковать стихи и стишки и требовать серьезного к себе отношения: не нравится – не читай. В 2005 году в Зверевском центре современного искусства в Москве был проведен первый фестиваль поэзии Живого Журнала «Каррент поэтри», в котором приняли участие 56 авторов. Для многих из них сетевой дневник стал трибуной для виртуальной декламации стихов собственного сочинения.
Боле того, готовится к публикации первая книга, полностью созданная сообществом русскоязычных пользователей LiveJournal, – «Кошки – мышкой». Главные герои книги – коты. Тексты и рисунки были созданы в интернете силами виртуального сообщества «Create a Book» и стали первым успешным примером совместного литературного творчества в рунете. Сейчас книгу можно прочесть в онлайне по адресу http://www.antoxa.kiev.ua/catz/kniga/kniga.html.
Существует достаточно аналогов LiveJournal, работающих практически по тому же принципу сетевых дневников (Очень Живой Журнал, Dirty.ru, WordPress – русская версия, Авторский проект Алекса Экслера, Sell Me, Блог mblog.ru: все о «блогах» (дневниках) и др.). Фактически во всех крупных компаниях наподобие IBM и Microsoft ведутся корпоративные «блоги». Достаточно популярны так называемые коллективные «блоги», которые, по сути, представляют собой помесь дайджеста с форумом. Регулярно, до 20 раз в сутки, посетители или владельцы «блога» публикуют короткие информационные материалы примерно такого содержания: «На сайте www.www.www написано, что┘» Эти сообщения активно обсуждаются. В качестве примера коллективного «блога» можно привести достойный внимания ресурс Dirty.ru, созданный, конечно, по аналогии с Metafilter.com, одним из самых интеллигентных американских «блогов», и зачастую представляющий сообщения-кальки с английского языка, но тем не менее достаточно популярный среди русскоязычной аудитории интернета. Является коллективным «блогом» и занятный абсурдистский проект Memepool.com, основанный на принципах гипертекста: каждое слово предложения в сообщении должно быть гиперссылкой. Именно своей бессмысленностью этот «блог» и привлекает пользователей. Известен многим и европейский проект Fistfulofeuros.net, где немало европейских политиков (в том числе и восточноевропейских) высказывают свои мысли и ведут обсуждения. Без сомнения, нечто подобное на политическую тему появится скоро и у нас, и, как обычно, существенное преимущество получит тот, кто первым запустит такой проект.
Именно принципом «кто первый встал, того и тапочки» можно объяснить популярность LiveJournal. Ну и, разумеется, благодаря технологии, которая превратила процесс обновления ресурса в набор из двух операций – набрал текст, нажал на кнопку и стал частью всемирной паутины. Впрочем, технологии не стоят на месте, в сети появляется все больше аналогичных проектов, предоставляющих пользователям, помимо стандартного набора функций сетевого дневника, дополнительные инструменты для формирования собственного пространства. Из последних, пожалуй, выделяется «Планета» – проект компании Rambler, который основан на принципе мультимедийности, поскольку предоставляет пользователям возможность не только писать и выкладывать картинки, но и формировать фотоальбом, а также выкладывать собственное видео.
По мнению экспертов, в скором будущем сетевые дневники приобретут мобильную форму, то есть обзаведутся wap-версиями, что позволит читать записи, писать, выкладывать видео сразу с мобильного телефона или PDA. Поживем – увидим. Сомнения же не вызывает одно: революция в массовой коммуникации, которую свершили «блоггеры», стерла все границы между теми, кто дает информацию, и теми, кто ее принимает, и у сознательных граждан есть отличная возможность не столько удовлетворить свои графоманские потребности и восполнить дефицит внимания, сколько создать собственное информационное пространство и подключить разные – интересные лично им – источники информации.