«Двадцатка роста» за сентябрь 2004 г. демонстрирует абсолютный триумф онлайн-СМИ. Пятнадцать из двадцати лидеров роста – это информационные интернет-агентства, сайты газет и телеканалов или как минимум сборники новостных ссылок. В сентябре 2004 г. практически все ведущие онлайновые СМИ установили рекорды по посещаемости и объему аудитории. К сожалению, такие скачки популярности обычно являются следствием крупных трагедий – причиной стремительного роста аудитории онлайн-СМИ в начале осени стали события в Северной Осетии.
Напомним, что «двадцатка роста» составляется на основе данных старейшего российского счетчика Rambler’s Top100 и представляет собой рейтинг сайтов, аудитория которых сильнее всего выросла в течение последних 12 месяцев. При этом учитывается абсолютный, а не относительный прирост аудитории, то есть прирост в пользователях, а не в процентах. Новые проекты за год легко могут вырасти в несколько раз, при этом оставаясь сравнительно небольшими. При подготовке «двадцатки» не рассматриваются сайты, статистика которых не находится в открытом доступе, а также ресурсы, не участвующие в рейтинге Rambler’s Top100. Кроме того, из рейтинга исключены собственные ресурсы Rambler.
В таблице представлена «двадцатка роста» за сентябрь 2004 года по данным счетчика Rambler’s Top100. Серым цветом выделены проекты, которых не было в «двадцатке роста» в августе 2004 года. Жирным шрифтом выделены проекты, не являющиеся СМИ.
Всего лишь пять лидеров роста сентября 2004 года не являются СМИ: Mail.ru, «Кирилл и Мефодий», Auto.ru, MP3SEARCH.ru, игровой сайт «АРЕНА». Примечательно, что, хотя «Кирилл и Мефодий» и является многофункциональным порталом, в рейтинге Rambler’s Top100 он записал себя в раздел «СМИ и Периодика».
Сентябрьские показатели аудитории и активности посетителей стали рекордными за всю историю СМИ рунета. Третьего сентября аудитория онлайновых СМИ превысила 1,8 млн. человек, что составило почти половину всей суточной аудитории рунета. В совокупном трафике российского интернета общая доля сайтов категории «СМИ/Периодика» превышает треть (35%).
═
Условный индекс внимания к онлайновым СМИ, подсчитанный на основе количества хостов.
Данные счетчика Rambler’s Top100
═
Неудивительно, что десять онлайновых СМИ, входивших в «двадцатку роста» в августе 2004 года, удержались в ней и в сентябре. Вообще говоря, рейтинг по-прежнему достаточно стабилен, или, говоря точнее, беден новичками. Новобранцев – в таблице они выделены серым цветом – всего шесть. Однако все они являются «настоящими» новичками, то есть вообще впервые вошли в число лидеров рейтинга.
Проект «Страна.ру», стартовавший осенью 2000 года, был задуман сотрудниками Фонда эффективной политики как крупнейший в рунете новостной сайт с внушительным штатом корреспондентов и четкой задачей: представлять точку зрения российского государства на текущие события. Крупнейшим СМИ рунета этот проект, однако, не стал, а после перехода под крыло ВГТРК и вовсе перестал расти, хотя и не потерял своих очевидных достоинств – обилия оперативной информации и ясной идеологии.
Новичками «двадцатки роста» являются еще два государственных проекта – сайты телепрограммы «Вести» и РИА «Новости». Оба проекта в последние два года методично наращивают аудиторию и во время крупных катастроф собирают десятки тысяч читателей. Так, 3 сентября аудитория «Вестей.ру» составила 162 тыс. человек, аудитория сайта РИА «Новости» – 84 тыс. Это существенно меньше, чем полумиллионная аудитория лидеров, и говорить о наступлении государственных СМИ по всему фронту пока что рано. С другой стороны, тот факт, что целых три государственных интернет-ресурса вошли в «двадцатку роста», нужно отметить.
Нельзя не обратить внимание на успех проектов «Утро.ру» и NewsRu.com, которые в течение всего 2004 года не покидают верхние позиции «двадцатки роста». В этой ситуации, по-видимому, необходимо подвергнуть ревизии традиционную модель развития СМИ рунета. Прежде она включала три группы: группу лидеров-первопроходцев (РБК, «Газета.ру» и «Лента.ру»), группу преследователей или «трудных детей» («Утро.ру», «Страна.ру», «Грани.ру», «Дни.ру») и группу традиционных СМИ, таких, как «Известия», «КП» и «НГ». Все ресурсы, попавшие в первую и третью категории, в течение 5 лет вели себя приблизительно одинаково, то есть планомерно росли. Зато поведение группы преследователей было чрезвычайно разнообразным.
В прошлом году «Дни.ру» долгое время претендовали на место лидирующего СМИ рунета и несколько месяцев занимали второе место в «двадцатке роста». В этом году сайт сосредоточился на новостях шоу-бизнеса, а с тройкой лидеров на равных соперничают уже Утро.Ру и NewsRu.com. Остальные же СМИ группы «преследователей» не демонстрировали каких-либо амбиций и на данный момент по уровню аудитории уже уступают сайтам традиционных газет.
Таким образом, можно разделить группу «преследователей» на две ветви. Происходит то, что можно часто наблюдать во время велогонок, – группа преследователей распадается: самые упорные настигают лидеров, остальные выдыхаются и вливаются в общий пелотон.
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить две важные тенденции: укрепление позиций государственных СМИ и расслоение онлайн-СМИ на два ярко выраженных уровня. Оба этих уровня устойчивы – на каждом из них находится не менее пяти проектов. При этом популярность сайтов-лидеров превосходит популярность сайтов «второго эшелона» в несколько раз, и нет ни одного сайта, который находился бы «в промежутке». Можно предположить, что в основе этих различий лежит сознательный выбор различных стратегий. Необходимо также отметить, что на протяжении последних лет число сайтов в категории «СМИ и Периодика» практически не растет. Два этих фактора – четкое расслоение и стабильное общее количество – позволяют нам сделать вывод о том, что российская индустрия онлайн-СМИ вошла в стадию зрелости и почти окончательно кристаллизовалась.
═
⌠Двадцатка роста■ в сентябре 2004 по данным счетчика Rambler’s Top100 | |||
Название | URL | Прирост суточной аудитории | В процентах |
Почта @ Mail.ru | http://mail.ru | 283 958 | +78 |
YTPO | http://www.utro.ru | 77 024 | +196 |
РБК | http://www.rbc.ru | 62 682 | +74 |
NEWSru | http://www.newsru.com | 53 199 | +129 |
Газета.Ru | http://gazeta.ru | 46 588 | +91 |
LENTA.RU | http://lenta.ru | 42 478 | +77 |
KM.RU | http://www.km.ru | 21 711 | +73 |
AUTO.RU | http://www.cars.auto.ru | 16 717 | +106 |
Страна.Ru | http://www.strana.ru | 16 213 | +108 |
ИЗВЕСТИЯ | http://www.izvestia.ru | 16 101 | +60 |
ВЕСТИ.Ru | http://www.rtr-vesti.ru | 15 258 | +121 |
КП | http://www.kp.ru | 13 784 | +59 |
APEHA | http://www.apeha.ru | 13 119 | +4821 |
ПОЛИТ.РУ | http://www.polit.ru | 12 216 | +815 |
МК | http://www.mk.ru | 12 161 | +98 |
РИА ⌠Новости■ | http://www.rian.ru | 11 177 | +219 |
Правда.Ру | http://news.pravda.ru | 11 000 | +361 |
MP3SEARCH.RU | http://www.mp3search.ru | 10 931 | +60 |
ВАЖНО.Ru | http://www.vazhno.ru | 10 611 | +220 |
FARK.Ru | http://fark.ru | 10 580 | 731 |