Симпатичный сайт про 'Бобров' создал при поддержке товарищей старшеклассник, талантливый веб-дизайнер Никита Горбунов.
Интернет не терпит границ и условностей, иерархий и субординации. Здесь, как при коммунизме, все равны. Другое дело, что сеть развивается лучше всего там, где есть наибольшая концентрация активного интеллекта. Такого интеллекта, который требует творческой самореализации и безграничного общения с себе подобными. Москва и Петербург значительно опережают регионы и по качеству ресурсов, и по количеству подключений, и по, скажем так, степени внедрения информационной культуры в жизнь. Однако сеть ничем не ограничивает активности региональных активистов киберпространства. Как раз наоборот: используя интернет, провинция может громко заявить о себе, продвинуть и разрекламировать себя, показать свои возможности и таланты.
А ведь талантов там - будь здоров! Простой серфинг по нецентральным (чтобы избежать обидного слова "провинциальным") ресурсам показывает, как много интересного, нестандартного делают местные сетевые энтузиасты. Зачастую это очень оригинальные проекты, не отмеченные печатью конъюнктурности и коммерческой ангажированности. Регионы зарабатывают на интернете гораздо меньшие деньги, чем столичные бизнесмены. Зато желания общаться, проявлять себя и делать красивые ресурсы там ничуть не меньше, чем в Центре.
Как раз проявить себя стремились все участники web-премьеры-2003 - конкурса на лучший любительский сайт, который прошел недавно в Нижнем Новгороде. Идейный вдохновитель и организатор мероприятия - ведущая нижегородская интернет-компания R52 - поставил такой критерий: на конкурс принимаются сайты, сделанные независимыми веб-дизайнерами. Теми, кто не относит себя ни к какой студии. Поддержать молодые таланты было интересно и главному партнеру организатора - первой поисковой системе России Rambler. Конкурс обрел жизнь на пустом месте, ключевыми факторами стали энтузиазм и интерес организаторов. Сотрудники R52, например, надеются взять кого-нибудь из числа победителей к себе на работу. Их портал занимается не только местным хостингом, но и собственно дизайном, разработкой сайтов, поэтому нужны талантливые кадры, которые найти в Нижнем Новгороде не так просто. А Рамблеру поддержать молодых подающих надежды регионалов просто интересно: это, во-первых, соответствует стратегической линии развития компании, которую хорошо отражает тезис "Интернет как социальный проект", а во-вторых, это продвигает на периферии саму идею информационного общества и "интернетизации". Будущее рунета, его завтрашний облик зависят от того, насколько периферия будет включена в процесс непрерывного информационного обмена, насколько регионы России будут коммуникационно активны. Поэтому любые сигналы из регионального интернета - это всегда хорошо.
В этом отношении нижегородский сигнал - почти что прорыв. Проходило все следующим образом: в сентябре в интернете на нижегородском сайте и в местном издании, посвященном киберпространству, появилась первая информация о конкурсе. С 20 октября началась более активная кампания по привлечению к конкурсу внимания широкой общественности. У организаторов были опасения, что мероприятие провалится: просто не будет достаточного количества заявок. И вот результат: 229 заявок. Это значит, что 229 сайтов, созданных нижегородскими независимыми веб-дизайнерами, оспаривали первое место в каждой из номинаций. Такого отклика не ожидал никто. В категорию "Личная страница" было сделано 92 заявки, 45 заявок - в категорию "Сайт общественного движения", 51 ресурс оспаривал первенство в номинации "Сайт коммерческой организации". В категории "Сайт учебного заведения" рассматривалось 18 заявок, в категории "Сделано для конкурса" - 16 заявок. В номинацию "Лучший баннер" поступило восемь заявок.
Поскольку сеть живет и развивается благодаря своим пользователям, а не чьей-либо воле и директиве, все две с четвертью сотни конкурсных ресурсов было решено отдать на суд широкой публики. Обычно такой номер не проходит: пользователи неактивно голосуют и редко высказывают свои мнения, если надо специально что-то смотреть и сравнивать. Оптимальный вариант онлайн-опроса - это когда нужно прочитать какой-нибудь тезис и просто кликнуть в окошке. Однако активность аудитории приятно удивила: проголосовали несколько тысяч пользователей. Жюри приняло к рассмотрению по пять сайтов - лидеров голосования в каждой категории.
В жюри вошли представители компаний Нижнего Новгорода, тесно связанных с интернетом и информационными технологиями. 24 ноября в стильном нижегородском интернет-кафе "Паутина" состоялась церемония награждения. Гости и спонсоры получили возможность увидеть конкурсантов "вживую". Оказалось, что большинство веб-дизайнеров - это молодые, а то и очень молодые люди. Подробно со всеми ресурсами-призерами читатели могут познакомиться на сайте конкурса - http://www.konkurs.r52.ru/. В целом уровень технического и художественного исполнения, конечно, ниже, чем у сайтов столичного происхождения. Это связано с тем, что местные веб-дизайнеры (кстати, равно как и жюри) не совсем понимают, на чем сконцентрироваться: на технологии, на внешнем виде или на текстовом контенте. В итоге многие сайты грешат отсутствием единства между формой и содержанием. Однако есть жемчужины. Совершенно восхитил сайт под названием "Бобрятник". Вот что пишут про себя его создатели: "Бобры - это 10-й отряд 7-й смены лагеря "Атлантика 2003". Мы незабываемо провели время, поэтому решили создать этот сайт! Добро пожаловать..." Сайт интересен как явление: группа талантливых старшеклассников просто ради интереса и на память сделала красивый ресурс. Пусть пока мало контента - зато, несомненно, сами ребята очень довольны. В номинации "Личная страничка" "Бобры" заняли второе место. На третьем месте - сайт Игоря Анатольевича Сройнде, посвященный его машине - "Ниве" (http://litewind.nnov.ru/Niva/Main.php3). А на первом - личная страничка Михаила Шалеева по адресу http://shaleev.pisem.net. Подкупают прямодушие и откровенность автора. Михаил ничего не рассказывает ни про себя, ни про своих товарищей. Он просто разместил фотографии друзей и поставил такие подписи: "Натали - замечательная, отличная девушка! Москвичка, красавица! Отличный собеседник!"; "Диман - отличный друг! Серьезный человек! Классный парень!"; "Ксения - замечательный человек! Хороший друг! Сочетание лучших человеческих качеств!" А Оле посвящено целое стихотворение. Приятно, душевно, очень тепло. Часть друзей - пока в разработке. Дизайн нестандартный, яркий и не всегда логичный, но возможно, что в данном случае это как раз хорошо: у посетителей возникает ощущение авторской, "ручной" работы.
Из победителей в других номинациях выделяем великолепный сайт маршрутного такси номер 171 по адресу http://www.171.nnov.ru. Пассажиры, которые ежедневно ездят на этой маршрутке, могут принять участие в лотерее - для этого нужно просто сохранить билетик. Создатели сайта призывают массы к социальной активности - отдельной похвалы заслуживает рубрика "Пассажир, повлияй на департамент". Наверняка сторонним посетителям будет любопытно узнать, что на предприятии:
"- ежедневно проводится предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей (мы за трезвость);
- среди кондукторов проводятся разъяснительные беседы;
- все водители регулярно проходят курс повышения квалификации".
В категории "Баннеры" одно из призовых мест заняла забавная работа Александра Куликова, которая рекламирует компанию, восстанавливающую информацию с отформатированного диска. Баннер пугает: на черном фоне возникает информация о том, что ваш диск в данный момент уничтожается. Название компании и призыв не переживать после этого ужаса становятся настоящим катарсисом.
А в номинации "Приз зрительских симпатий" победил сайт Максима Климова, посвященный творчеству Карлоса Кастанеды, - http://www.castaneda.dzr.ru. Простота дизайна искупается невиданным обилием ценнейших текстов и документов. Чувствуется, что автор не только настоящий фанат Кастанеды, но еще и его большой знаток. Победитель поедет в Москву, для него будет организована экскурсия по московскому технограду компании Rambler.
Большинство авторов - очень молодые люди, поэтому можно предположить, что через пять-шесть лет эти дизайнеры будут делать продукт мирового класса. С другой стороны, нет никакой необходимости в том, чтобы подстраиваться под стандарт. Художникам из регионов часто свойственна такая черта, как незамутненность сознания. Именно свободное от форматов и шаблонов сознание имеет больше шансов создать нетривиальную, оригинальную вещь, которая удивит и местный, и столичный взгляд. В этом смысле веб-дизайн - прекрасная область для реализации творческого потенциала. Все, что нужно, - это компьютер более или менее работоспособной конфигурации и время. Ну еще можно добавить хороший вкус и хороший кофе. Если с кофе все просто, то со вкусом сложнее: в интернете трудно понять, что по-настоящему ценно, а на что не стоит тратить внимание. Тем не менее рунет меняется: все активнее формируется новая культура дизайна, и эта культура делает сеть дружественной по отношению к пользователям, более красивой, опрятной, аккуратной и динамичной. Как ни странно, в ситуации перенасыщенности текстами очень важным фактором привлечения внимания становится внешняя привлекательность, способность "зацепить взгляд". Мы ждем от регионов новых подходов и свежих идей. Столичное культурное поле во многом уже заполнено, какие-то вещи откровенно приелись. Поэтому у региональных веб-дизайнеров есть возможность не только интегрироваться в процесс глобальной коммуникации, но и ярко, неординарно проявить себя, создав ценный ресурс. А уж с популярностью в интернете проблем не будет!