Продюсер ООО "Масяня "Григорий Зорин (слева)и художник Олег Куваев со своей героиней.
И все-таки это случилось. 8 сентября в эфире программы "Намедни" состоялась телепремьера культового интернет-мультсериала "Масяня". Теперь наблюдать за приключениями веселой питерской девочки можно еженедельно на телевидении. После долгих переговоров ООО "Масяня" подписало контракт с НТВ, согласно которому права на показ мультфильмов о популярной героине рунета передаются этой телекомпании до 2005 г.
Успех проекта "Мульт.ру" в интернете показателен. Из обычного сайта flash-анимации Mult.ru перерос в портал, который ежемесячно посещает более 1,5 млн. человек. "Масяня" безумно популярна, а талант ее создателя - художника Олега Куваева - бесспорен, поэтому появление мультсериала в новом формате не стало неожиданностью. Григорий Зорин, продюсер проекта, говорит о том, что выход "Масяни" на ТВ планировался с самого начала. То, что было мечтой, стало реальностью "с катастрофической скоростью".
О том, что "Масяня" - это серьезно, заговорили полгода назад. "Рамблер" заметил проект Олега Куваева и присудил ему премию "Открытие года" на 8 марта. Потом пять наград на вручении Национальной интернет-премии. "БиЛайн" продал десятки тысяч логотипов с изображением Масяни и других героев мультсериала.
Слухи о переговорах с телеканалами "на стадии, близкой к заключению контракта", сопровождали "Масяню" с декабря прошлого года (тогда и вышла первая статья о популярной героине в "НГ"). Причем речь шла уже не о разовых появлениях "Масяни" в телепередачах (некоторые серии показали в "Ночной смене" на ОРТ, "Ночном страннике" на СТС-6 в Петербурге), а о продаже прав на показ всей серии. Переговоры сначала велись с молодежными каналами MTV и Муз-ТВ, потом с СТС, ТНТ и даже ТВС, где "Масяне", по словам Григория Зорина, предлагали 6 минут в программе "Итоги". Но, уверенный в абсолютном успехе проекта, Зорин не спешил заключать контракт. Затянувшиеся на два месяца переговоры с НТВ поначалу тоже проходили с переменным успехом, но 21 августа контракт был подписан. А уже 8 сентября любимица рунета предстала перед 12-миллионной (разовой) аудиторией программы "Намедни".
На НТВ показаны уже три новых, ранее не выкладывавшихся на сайте серии. Перед показом каждой из них в прямом эфире программы "Намедни" происходило небольшое интервью с Олегом Куваевым. "Что мы увидим сегодня, Олег?" - спрашивал ведущий, и в ответ слышал бормотание художника, до боли похожее на говор Масяни.
У зрителей осталось смешанное впечатление от телепремьеры. Можно сказать, что смена среды не пошла героине (читай, Куваеву) на пользу. Главные герои остались прежними, действие все так же проходит в Петербурге, но вот содержание мультфильмов оставляет желать лучшего. После знакомства с искренней и бесшабашной Масяней зрителям предложили ремейк новогодней "Иронии судьбы", а потом показали загадку о питерских проститутках. Похоже, автору еще не удалось полностью освоиться в новой среде. И, возможно, самое главное - почувствовать себя уверенно в новой роли.
Первые, самые преданные поклонники "Масяни" очень болезненно реагируют на "потоковые" серии. В гостевой книге на сайте Mult.ru царят уныние и депрессия. Обвинения и оскорбления впервые вытеснили слова поддержки и признательности. Особо Олегу досталось за последнюю загадку про "розовую кофточку". Фаны сериала требуют "разорвать отношения с ящиком". Трезвые суждения звучат не менее жестко: "Мася делалась под определенное интернет-сообщество. У них специфическое чувство юмора, свои приколы... а теперь Куваев делает Масю для всех зрителей НТВ, среди которых нас меньше процента, вот и Масяня изменилась к худшему, теперь она рассчитана на всех".
Обидеть художника может каждый. Уставший от упреков Олег Куваев 23 сентября временно "закрыл" сайт. Все, кто залезали на страницу Mult.ru, попадали на пустую белую страничку с нелицеприятным вопросом "Закрыто... так лучше?". Однако на следующий день сайт заработал в прежнем режиме.
Первые комментарии последовали из компании "Рамблер", на серверах которой "проживает" питерский мультфильм. Иван Засурский, PR-директор "Рамблера", сообщил, что с технической стороны никаких проблем с ресурсом нет, дело совсем в другом. "У Олега сейчас очень трудный момент. Как художник он еще не решил задачу использования нового медиума, превращения Масяни в русских Симпсонов. В то же самое время любители его интернет-мультов старой серии не могут пока принять то, что происходит на ТВ, и очень ругаются. По сути, как у любого культового персонажа, у Масяни появилась группа "старых фанов". По иронии судьбы, это как раз те люди, с которыми у Олега отлично налажена обратная связь - в то время как новые поклонники "Масяни" из числа телеаудитории лишены голоса и не могут поддержать Олега. Поэтому ему сейчас тяжело - на него очень давят "старички", раздраженные тем, что проект эволюционирует. Но, уверен, все станет лучше после первого же по-настоящему удачного мультфильма или - если это случится раньше - после начала ретроспективы "Масяни" на НТВ (по моим данным, в октябре)", - говорит Иван. Ему вторит Григорий Зорин: "Сегодня-завтра появится хитовый мульт и нас будут боготворить опять. Уверен, что Олег освоится, это вопрос времени".
Тем временем ООО "Масяня" продолжает набирать обороты. В интернет-магазине "Болеро" одноименные куклы давно распроданы, футболки и бейсболки с изображением популярной мультгероини заканчиваются, а руководство ООО "Масяня" решает вопрос, что лучше продавать - кукол или лицензии на их производство.
Помимо договора с НТВ на трансляцию мультфильмов, подписано отдельное соглашение с компанией "Экстра Видео" о выпуске видеокассет и DVD, другое - с компанией 1С о разработке компьютерной игры жанра "квест". Права на "Масяню" также куплены издательским домом "ОЛМА-Пресс", который выпустит самоучители по flash-анимации, школьные тетради и дневники с улыбающейся девочкой на обложке. Кроме того, образ Масяни будет использоваться для борьбы с наркоманией и СПИДом.
Здесь возникает небольшая загвоздка: Масяня далеко не пай-девочка и втягивать ее в какую-то борьбу, тем более с наркотиками, не стоит. Некоторые серии, такие, как "День рождения", "День радио" или "Телевизор", консервативные депутаты Государственной Думы хотели бы сопровождать заставкой "Минздрав предупреждает...". Однако Григорий Зорин так не считает: "Мы договорились с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца о том, что Масяня займет определенную позицию касательно негативных явлений в молодежной среде. Потому что советовать употреблять или не употреблять наркотики может только знающий человек, однажды самостоятельно столкнувшийся с проблемой. А Масяня как раз тот персонаж, который знает, что это такое, она "в теме". Посмотрите недавний мультфильм "На измене", и все сразу встанет на свои места".