ВО ВРЕМЕНА информационного затишья совокупную аудиторию интернет-СМИ трудно сравнивать с общим количеством телезрителей, читателей газет и журналов. Но вот уже несколько лет подряд мы наблюдаем любопытную тенденцию. Во время чрезвычайных происшествий количество людей, получающих информацию из сети, растет взрывообразно. Именно так было после террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября.
Собственно, сам по себе рост посещаемости сетевых ресурсов уже не является новостью. Но сегодня, когда в нашем распоряжении появилась подробная статистика за сентябрь, мы можем подробно проанализировать, что же произошло с онлайновыми СМИ после катастрофы и чем она обернулась для интернета.
ЭФФЕКТ БРЕНДА
В первые дни после теракта статистика посещаемости двух наиболее популярных новостных интернет-изданий Lenta.ru и Gazeta.ru наглядно показывает резкий рост количества просматриваемых страниц при относительно меньшем увеличении числа уникальных пользователей.
Число просмотренных страниц возросло более чем в 4 раза, в то время как количество посетителей - только в 2-2,5 раза. Это означает, что каждый посетитель просмотрел в среднем в два раза больше страниц, чем обычно, то есть провел на сайте больше времени и более внимательно изучил его содержание (см. графики 1 и 2).
График 1. Lenta.ru
График 2. Gazeta.ru
В то же время у менее популярных новостных сайтов статистика гораздо более гладкая - количество просмотренных страниц возросло в среднем в два раза, то есть практически так же, как и количество посетителей.
Возможно, здесь сыграл свою роль эффект брендов, складывающийся из рекламной активности крупных сайтов в сети, индекса их цитирования в традиционных СМИ и т.д. В результате пользователи, обычно мало интересующиеся новостями, при первых известиях о трагедии пришли читать о ней на те сайты, названия которых были им знакомы. Человек, захотевший впервые попробовать газировку, с наибольшей вероятностью выберет разрекламированные пепси или кока-колу, чем менее известные торговые марки. Что, собственно, и объясняет масштаб расходов на рекламу этих компаний.
РОСТ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ
Интересно разобраться, откуда взялись эти новые посетители, из-за наплыва которых многие сетевые проекты даже не справились с нагрузкой. Имеем ли мы дело с новыми пользователями или просто произошло перераспределение аудитории между новостными и прочими интернет-проектами?
Для того чтобы понять суть происходящего, проанализируем статистику по сайтам, посвященным развлечениям.
Во время и сразу после терактов у развлекательных, "компьютерных" и спортивных сайтов посещаемость несколько упала. При этом активность пользователей тоже изменилась, но гораздо более значительно (особенно по сравнению с концом сентября). Именно эти люди, ушедшие во время горячих событий, и стали тем резервом роста, который мы видели на новостных сайтах в первые дни. Однако может ли такое перераспределение посетителей исчерпывающе объяснить взрывной рост популярности информационных ресурсов российского интернета?
Для ответа на этот вопрос обратимся к индексу "Рамблера". Это сводный показатель пользовательской активности в российском интернете. Индекс рассчитывается ежедневно, исходя из суммарного количества посещений сетевых ресурсов, зарегистрированных в Rambler"s Top100 с учетом коэффициентов, сглаживающих еженедельные колебания аудитории (так называемая семидневная пила - повышенная активность в рабочие дни и пониженная в выходные, хорошо заметная на предыдущих графиках). То, что мы видим, можно назвать "Большой волной".
График 3. Индекс Рамблера за сентябрь и начало октября ("Большая волна").
Коллаж Ильи Кнопова
Видно, что общая посещаемость рунета в связи с терактами сильно возросла, что отражает готовность публики получать информацию из сети наравне с остальными СМИ. Тот факт, что повышение посещаемости произошло не мгновенно, а с некоторой задержкой - 13-14-го, отчасти объясняется сглаживающими коэффициентами индекса, а также свидетельствует о том, что интернет воспринимается не только как канал получения "голых" новостей, но и как источник информационного анализа и комментария. Подтверждение этой гипотезе можно найти на графиках посещаемости большинства информационных сайтов - кроме тех, разумеется, кто специализируется исключительно на новостях.
Скажем больше: в первые часы кризиса основными посетителями новостных сайтов были те, кто к этому времени уже "сидел" в интернете, но потом произошел наплыв пользователей, заглядывающих в сеть реже. Потом, возможно, и те, кто только начинает пользоваться всемирной паутиной, тоже решили обратиться за новостями на крупнейшие информационные сайты.
После пика, последовавшего непосредственно за терактами, индекс опустился до нового уровня, который в полтора раза превышает прежний уровень "нормальности". Индекс Рамблера не только стабильно удерживается на нем, но и продолжает расти. Другими словами, последовал рост общей сетевой активности, которая складывается из количества пользователей и числа просмотренных страниц.
Комментируя динамику индекса Рамблера, руководитель отдела партнерств этого интернет-холдинга Алексей Беляев отмечает, что рост показателя не следует трактовать однозначно. Во многом это просто сезонный рост. Но ведь, с другой стороны, само понятие "сезонности" проблематично. "В России не было "нормальных" сезонов последние года четыре, - говорит Алексей Беляев. - Финансовый кризис, потом взрывы в Москве, трагедия "Курска" и пожар в Останкине (когда интернет остался единственным электронным СМИ), теперь - теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Каждый раз события происходят в конце лета - начале осени. На подробном графике роста индекса Рамблера видно, например, что в прошлом году происходило то же самое. Как и в случае с "Курском", за двукратным ростом последовало установление нового уровня, с которого затем индекс продолжил плавно расти.
РОССИЯ И АМЕРИКА: СБЛИЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ
События в Америке показали схожесть некоторых наблюдаемых в наших странах тенденций, среди которых рост популярности и влияния интернет-медиа кажется одним из наиболее позитивных.
Нынешний всплеск интереса к информационным ресурсам сети в России оказался практически таким же, как в Америке. Во время нью-йоркского теракта и всю последующую неделю трафик американских новостных сайтов, таких, как abcnews.com, cnn.com и cbs.com, увеличился почти вдвое, сообщает Jupiter Media Metrix. В среднем за эту неделю ведущие информационные сайты посетили 11,7 млн. человек.
В чем здесь причина? Может быть, в том, что зачастую у людей не хватает терпения дожидаться новостных блоков и тем паче выхода печатных изданий, в то время как в интернете существует очень много мест, где можно найти "свежие" новости. А возможно, набирающая обороты популярность интернета является показателем роста самостоятельности аудитории: ведь телевидение и пресса не оставляют потребителю права самостоятельно выбирать новости, а сеть позволяет "фильтровать" информацию по своему усмотрению и чувствовать себя более осведомленным о том, что творится в мире. Люди хотят иметь возможность получить информацию именно тогда, когда что-то происходит; в этот момент возрастает интерес к наиболее оперативным и полным источникам, среди которых очевидные технологические преимущества делают сетевые СМИ серьезным конкурентом традиционным медиа.
В этом смысле приходится констатировать прискорбный факт. Теория о том, что катастрофы и трагедии хороши для СМИ, подтверждается и в случае интернета. После каждого крупного потрясения расширяется аудитория сетевых информационных сайтов, а за этим следует увеличение количества постоянных пользователей сети. В таком случае сомневаться в потенциале роста онлайновых медиа и их аудитории в принципе не приходится, поскольку насыщенное глобальными трагическими событиями будущее, увы, на данный момент нам обеспечено.
Материал подготовлен интернет-холдингом "Rambler" специально для "НГ".