Юрий Лопатинский.
- ЮРИЙ, до назначения генеральным директором "Рамблера" вы занимались управлением фондами. Почему вы пришли в интернет?
- Как опытный инвестор я вижу, что некоторые компании в российском секторе хай-тек имеют огромный потенциал роста. "Рамблер" - одна из них. У нее хороший актив.
Вообще я считаю, что в России есть две основные группы активов, на которые в мировой экономике не распространяются дисконтные факторы. В одной группе все, что связано с сырьем, - прежде всего нефть и газ. Не важно, откуда они берутся. Во второй группе - новые технологии, в том числе те, которые применяются в интернет-индустрии. Качество российских высоких технологий не только сопоставимо с мировым уровнем, но иногда оценивается даже выше. Россия может гордиться своими программистами и хакерами.
Наконец, интернет является одним из важнейших катализаторов развития России, если не самым важным.
- В России интернет по-прежнему доступен немногим. Почему в этих условиях вы считаете его важнейшим катализатором развития экономики?
- По нашим оценкам, общая аудитория интернета в России сегодня около трех с половиной миллионов человек. Ее рост достигает 10% в месяц. С повышением среднего дохода населения, развитием инфраструктуры и реализацией государственных программ, включая "Электронную Россию", 6этот процесс будет ускоряться. Это во-первых.
Во-вторых, интернет дает прозрачность. Развитие информационной среды приводит к повышению эффективности экономики в целом. Информация быстрее доходит до потребителя. Ускоряется обмен информацией, любой игрок на рынке может более оперативно внести изменения в свою стратегию и в свои продукты.
Не все знают, что у "Рамблера" порядка 30% пользователей приходит из-за рубежа, а у "Ленты" - больше половины. Получается, что на внешнем рынке информации Россия представлена в первую очередь информационными ресурсами интернета, потому что российское телевидение принимают немногие, не говоря уже о печатной прессе на русском языке. Это ускоряет включение России в экономику стран Запада.
- Все это так. Но ваше появление в "Рамблере" стало одним из первых событий такого рода после окончания "золотой лихорадки" в интернете. Вы знаете что-то, чего не знают другие?
- Я считаю, что сейчас происходит перелом тенденции развития. Настоящее развитие только начинается. Сейчас очень быстрый темп роста. Мы подходим к критической массе. Наша индустрия готова к более крупным инвестициям, но для них нужна устойчивая инфраструктура. Сейчас мы просто не можем их принять. Не потому, что их нет, а потому что нет условий для того, чтобы их правильно использовать.
Год назад большая часть интернет-ресурсов создавалась по бизнес-модели NASDAQ. Все было очень просто. Все сетевые компании, по существу, были убыточными. Но рынок это как бы не волновало. Считалось, что стоимость активов напрямую зависит от количества eyeballs, то есть зрачков. Чем больше зрачков собирает компания, тем дороже она стоит. Это похоже на модель телевидения, которая изначально ориентирована на рекламу. Но на самом деле смысл такой модели состоял в том, чтобы на волне повышенных ожиданий продать компанию подороже - либо одному инвестору, либо множеству частных инвесторов на фондовом рынке.
Инвесторы, которых убеждали, что зрачки - это деньги, были больше заинтересованы в доходе от продажи акций, чем в доходе от бизнеса. Может быть, в США на каком-то коротком временном отрезке это сработало, но в России такая стратегия по большому счету успеха не имела. Сегодня рынок вынуждает думать о доходе от бизнеса, а не от продажи акций. Это гораздо сложнее. Чтобы это могло произойти, рынок должен стать прозрачным с точки зрения ценообразования. Речь идет о ценах не акций, а продуктов и сервисов.
На сегодняшнем рынке ценообразование зависит от личных отношений и бартера. Цену определяет не качество продукта, а качество отношений. Причем это не частный случай, а главный принцип, так вся система работает. Конечно, для мелких игроков на рынке это очень плохо, потому что непрозрачность бартера и неработающий механизм ценообразования - это барьеры у входа на рынок. Через них не пройти. Но этому всему уже недолго осталось существовать. Модель меняется. Рынок рационализируется.
- Как он меняется?
- Происходит консолидация. Выиграют от нее только те, кто построит правильную бизнес-модель и добьется ее реализации. Для этого необходим переход на другой уровень прозрачности. Сделки и партнерства должны основываться не на дружбе, а на общих интересах, на бизнес-модели. В этом смысле проблемы интернет-компаний на самом деле не так уж сильно отличаются от проблем других секторов российской экономики. Везде одно и то же. Соответственно всем приходится решать примерно одни и те же задачи: оптимизировать управленческую структуру, наводить порядок в системе взаиморасчетов, отказываться от бартера и прочее. Все то же самое, что сделали нефтяные компании, РАО "ЕЭС" и начинает делать "Газпром". Я могу сказать по своему опыту работы на фондовом рынке: пока рынок был непрозрачным, там не было инвесторов. Прозрачность дала капитал. В "Рамблер" сейчас пришли специалисты по управлению, финансовому менеджменту, маркетингу. Я уверен, что в других интересных компаниях российского интернета произойдут похожие изменения. Все это в целом поможет нам в долгосрочной перспективе остановить отток наших технологий и специалистов за рубеж.
- Вы говорите о тех, кто пришел в компанию. Но многие ушли. Как вы можете объяснить увольнения в компании?
- Мы не комментируем изменения по персоналиям. Но могу сказать, что та команда, которую нам удалось создать, состоит из лучших специалистов во всех направлениях. Мне кажется, нам удалось оптимизировать структуру управления нашей компании. Например, мы перешли от проектного принципа управления к функциональному. Не все знают терминологию, поэтому я скажу немного подробнее. Раньше у каждого проекта в рамках "Рамблера" был свой начальник. А у него была своя команда. При этом, поскольку многие проекты были небольшими, работавшие в них люди часто простаивали, вместо того чтобы переключаться на другие задачи в рамках компании. Теперь в компании введена структура отделов. В результате повысился информационный обмен внутри компании и внутренняя коммуникация становится более интенсивной. Что это значит? Это значит, что мы можем более эффективно оценить целесообразность проекта от концепции до доходности. Опять же я считаю, что многие, если не все, компании пойдут по этому пути.
- В прессе проходила информация о проекте "Силиконовая слобода". В чем его суть?
- Мы хотим создать среду, в которой возможен интенсивный обмен идеями. Мы хотим создать питательную среду для новых проектов, со специалистами, готовыми дать консультации в любой сфере, с дешевым хостингом и с хорошими возможностями для продвижения новых проектов. Мы хотим помочь мелким компаниям преодолеть входные барьеры на рынках услуг и технологий. С нами вместе переезжают очень интересные компании - как крупные, так и небольшие. Извините, не могу пока говорить об этом подробнее.
- "Рамблер" считался одним из лучших игроков по "модели NASDAQ". Как вы считаете, у компании есть инструменты для работы по-новому? На чем вы планируете строить свою бизнес-стратегию?
- Мы считаем, что "Рамблер" как ресурс номер один в российском интернете - идеальный партнер для тех, кто только начинает выходить в сеть. Мы можем помочь сделать это более эффективно. Мы с помощью наших партнеров можем предложить коммуникационные решения полного цикла: планирование и создание медиапланов, интернет-ресурсов и их продвижение. До сих пор наш доход на 100% зависел от рекламы. Теперь наша задача - диверсифицировать источники наших доходов. Мы считаем, что нам удастся это сделать.