"Улов": Современная русская литература в Интернете. Вып. 1-й (весна 2000). - М.: Арго-Риск, Тверь: Колонна, 300 экз.
Вышел очередной сборник "русской сетевой литературы". Называется "Улов" и является согласно аннотации "моментальным снимком положения дел в русской литературе". В роли фотографа выступил известный критик, издатель и сетевой деятель Дмитрий Кузьмин (для краткости сошлемся на его основной ресурс www.vavilon.ru).
Бурная деятельность этого литературного радетеля никогда не знала, точнее, не признавала границ. Митя с детства любил Литературу. Еще на заре перестройки он проводил различные конкурсы и фестивали молодых поэтов, начинающих прозаиков и так далее. При газете, издаваемой легендарным "Гуманитарным фондом", даже был специальный отдел "писем для Кузьмина", куда слали сок своего сердца и мозга чувствительные читатели и читательницы из Анапы и Харькова, Мурманска и Твери. Все это Митя читал, выбирал наиболее талантливых молодых авторов и иногда даже издавал самопальным способом. Кузьмин вообще всегда много читал и издавал. Он издавал серию поэзии, гомоэротический журнал "Риск", до сих пор издает газету "Литературная жизнь". И надо сказать, что все это он делал не зря. Из искры все-таки разгорелось.
Интернет очень облегчил вторую фазу Митиной деятельности, ту самую, что следует за чтением, то есть издание. В Рунете возник оплот молодых дарований - литературный сайт "Вавилон". Именно "Вавилон" стал отправной точкой в борьбе Кузьмина за настоящую "современную русскую литературу". Здесь он собрал единомышленников и здесь же он получил постоянно функционирующую инстанцию, от лица которой и можно действовать во благо Литературы. Первым делом Кузьмин организовал конкурс "Улов", затем вошел в Малый Букер, где горячо аргументировал "за", а затем принял такое деятельное участие в древнейшем литературном конкурсе "Тенета" (www.teneta.rinet.ru), что самим устроителям, таким как, например, Леонид Делицын, осталось очень мало возможностей как-либо поучаствовать в принятии решений. Все это, конечно, приятно: активный человек, не последним делом занимается, если бы не одно обстоятельство. Издавая и читая, Дмитрий Кузьмин потихоньку приватизировал "современную русскую литературу". Так, самой этой литературы в настоящее время довольно мало, Кузьмин решил сам решать, кто поэт и кто писатель, а кто нет, своим решением подкрепляя свой авторитет и легитимизируя новичков-графоманов.
Позиция, сходная с великим первооткрывателем талантов Александром Михайловым-"Соло". Но если Михайлов занимается этим с возвышенной барской интонацией частного ценителя, увидевшего в говне - конфетку, то Кузьмин строит на этом странную карьеру. Михайлов родом из старого критического истеблишмента, Кузьмин же только стремится въехать туда на своих авторах. Пока по факту не получается. Больно уж тексты все какие-то запредельные. Но зато все больше символических операций по приращению.
На этот раз, взяв в союзники редакторов современных "толстых журналов" "Арион", "Новый мир" и "Новое Литературное Обозрение" и критиков Бавильского и Кукулина Кузьмин сваял "Улов". Книжица эта делится на две части: проза и поэзия. Очень мудрое решение, поскольку то, что напечатано в первом разделе, иначе как прозой и нельзя назвать. Совершенно остаповская коллизия: "Кто скажет, что это не проза, может кинуть в меня камнем!". Все это по-настоящему плохо. Современная проза, по Кузьмину, выглядит следующим образом:
"Молодой человек, купите кресло-качалку! - предложила она.
- Может быть, кресло-кончалка? - улыбнулся он┘
Я вижу его статуарные ракурсы и немного вычурные положения┘"
Одним словом, "Бог мой, как можно было написать такое матери". Авторов даже перечислять не буду, чтобы не сыграть на руку Кузьмину. На этом фоне строят свои нарративные замки на песке два вполне достойных человека - Асар Эппель и звезда дистиллированной беллетристики Павел Крусанов, но они присутствуют, скорее, в роли свадебных генералов, так как оба не имеют никакого отношения ни к сетевой литературе, ни к "Вавилону". Немного выделяется рассказик некоего Дмитрия Новикова. Больно уж тема интересная - про матросов. Но в целом все жуткая самодеятельность.
Второй раздел - поэтический. Поэзию ругать не буду, потому как она и так на ладан дышит. Среди наиболее знаменитых контрибьютеров Вера Павлова и Владимир Гандельсман.
И, наконец, последнее. Какое отношение все это имеет к Интернету? Как нас пытаются убедить в предисловии, "Интернет - это порто-франко современной литературы". Незатейливая идея, что Интернет - место современности, подкреплено тем, что в содержании напротив каждого автора стоит сетевой ресурс. Все это, может быть, и современность, и литература, но из каких-то параллельных миров. В конце концов, у каждого своя современность и своя литература, и Кузьмин тут не указ. Весь сборник стоило бы озаглавить не "Улов", а "Записки из подполья". Остается только порадоваться тому, что в Сети можно опубликовать все. Правда, сам факт такой публикации не гарантирует ничего, в том числе, что ее прочитают. Да и сборник, слава богу, вышел тиражом всего в 300 экземпляров. Так и хочется отмахнуться от него, как от назойливой мухи.