0
2767
Газета Расследования Интернет-версия

06.04.2007 00:00:00

ГЛОНАСС почти не видна

Тэги: иванов, глонасс, крамаренко


иванов, глонасс, крамаренко В наше время ни одна яхта не рискнет выйти в море без прибора спутниковой навигации.
Коллаж Михаила Митина на базе фото Reuters

На заседании президиума Госсовета президент выразил надежду, что первый заместитель премьер-министра Сергей Иванов до конца 2007 года выполнит задачу по запуску спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Иванов пообещал, что к концу года орбитальная группировка будет насчитывать 18 космических аппаратов и обеспечит услугами всю территорию России. Насколько реальны эти обещания?

Спутник недоступен

По сообщениям из Роскосмоса, с полудня 3 апреля к действующим спутникам навигационной системы ГЛОНАСС присоединились еще 5, и, таким образом, их число достигло 12. Космические аппараты были запущены заранее, но введены в строй только утром минувшего вторника. В результате навигационной информацией теперь обеспечено 66% территории России. До конца года на орбиты доставят еще 6 аппаратов и доведут покрытие до 100%. Однако запустить аппараты в космос мало, надо их еще включить в работу. Например, 25 декабря 2006 года были запущены 3 спутника «Ураган-М», и один из них до сих пор числится «на этапе ввода в эксплуатацию». Остальные, вновь введенные в число действующих 3 апреля, с конца марта временно находились в категории «перерыв в действии».

Из 19 космических аппаратов орбитальной группировки ГЛОНАСС сегодня действуют 12, еще один с декабря готовится вступить в строй, 3 выведены на списание («вывод из системы») – отработали от 45 до 65 месяцев, 3 считаются на техобслуживании, хотя отработали столько же. Примечательно, что еще три дня назад на этапе «вывода из системы» находился всего один спутник.

За разъяснениями корреспондент «НГ» обратился к ведущему сотруднику ЦНИИмаш Роскосмоса Виктору Крамаренко, занимающемуся проблемами ГЛОНАСС. «Я так понимаю, – сказал эксперт, – что хотят придержать на орбитах неработающие спутники, а к концу года отрапортовать, что система работает полностью – все 18 спутников. Именно столько, по заявлению главы Роскосмоса Анатолия Перминова, необходимо, чтобы спутниковая система определения координат покрывала всю территорию России. Но эта цифра – лукавая».

Виктор Крамаренко пояснил, что Россия – не равнина. На многих территориях надгоризонтный спутник не виден, соответственно и определить ничего нельзя. При 18 спутниках ГЛОНАСС будет доступна только самолетам и кораблям в открытом море, а для большинства других пользователей недоступна по 2 часа и более в сутки. Поэтому США держат на орбитах в данный момент 29 спутников навигационной системы GPS, все работающие, и собираются в будущем довести их число до 48. Наши космические аппараты постоянно выводятся на техобслуживание и имеют срок службы в 3–4 раза меньше, чем американские.

«Надо раз и навсегда прекратить разговоры про 18 спутников, – сказал ведущий специалист ЦНИИмаш. – Нельзя ставить рубежи в столь важном деле, от которого во многом зависит будущее страны. Потому что по достижении этого рубежа Минфин запросто прекратит финансирование проекта как законченного. А это крайне опасно и неправильно. Не надо забывать, что ГЛОНАСС создавалась как система боевого обеспечения. Надо ее развивать и поддерживать, не надеясь на американскую GPS. Я специально интересовался у программистов, можно ли ограничить доступ к GPS на территории России. Оказывается – легко. И в ответ на какие-то действия России, скажем, названные Белым домом «газовым шантажом», территория нашей страны может быть закрыта для определения спутниковых координат. И возразить мы ничего не сможем», – сказал в заключение Виктор Крамаренко.

Сейчас самый «долгоиграющий» космический аппарат ГЛОНАСС работает 56 с половиной месяцев. Те, что «отпахали» на орбитах свыше 60 месяцев, уже пошли на списание. Временно «выведено на техобслуживание» и большинство спутников, отработавших свыше 40 месяцев. Вывод напрашивается сам: четверть орбитальной группировки ежегодно требует замены. И необходимо постоянно иметь 2–3 резервных космических аппарата. Еще одна беда – долгий ввод в эксплуатацию. Были случаи, когда аппараты только через 8 месяцев после старта начинали работать в группировке.

Срок службы американских сателлитов – свыше 170 месяцев. Ввод в эксплуатацию – месяц-полтора. На техобслуживание они вовсе не уходят. Система надежна, проверена, а потому не боится конкуренции.

GPS правит миром

Спутниковая система определения координат может применяться буквально всюду. На всех видах транспорта, при сопровождении грузов, в картографии и строительстве, в мобильной связи и энергетике, для мониторинга лавинной опасности и для охранно-поисковых служб, в городском ЖКХ и для отслеживания миграции диких животных. Без нее уже становится невозможным дальнейшее развитие экономики.

Поэтому президент потребовал, чтобы система ГЛОНАСС была доступна не только для субъектов экономики, но и для простых граждан. Он отметил, что только в этом случае система будет экономически выгодна и окупаема.

По данным Министерства торговли США, GPS-приемники используются для решения прикладных задач в авиации – 5%, на морском транспорте – 2%, в вооруженных силах – 2%, остальные 90% – позиционирование и управление наземным транспортом, личный автотранспорт, производственное применение, геодезия, широкое применение в быту вплоть до контроля передвижения детей и домашних животных. Ежегодно Минобороны США возвращает в государственную казну миллиарды долларов.

Сейчас рынок навигационного сервиса в России безраздельно принадлежит американской GPS. По данным министра транспорта Игоря Левитина, на сегодня только 1,2 тысячи российских летательных аппаратов из 5 тысяч оснащены навигационной аппаратурой, при этом 92% вертолетов и самолетов оснащены системой GPS, и лишь 8% – системой ГЛОНАСС.

Пока Минобороны РФ сделало лишь первый шаг навстречу гражданскому потребителю – сняло запрет на электронные карты высокого разрешения и ограничение в 30 метров на точность спутникового определения координат на территории России. Правда, купить такую карту весьма проблематично, зато картами и космическими снимками высокого разрешения бойко торгуют зарубежные дилеры.

Российский институт радионавигации и времени (РИРВ) в Санкт-Петербурге на своем опытном производстве изготавливает 20 тыс. ГЛОНАСС-приемников в год. А по оценкам его специалистов, потенциальный рынок приемников в России – 20 млн. штук, из них только 700 тыс. востребованы в рамках разнообразных государственных программ. При этом в России может быть произведена лишь четверть от необходимого количества.

Сегодня в России ГЛОНАСС-приемник можно купить по цене от 1 до 3 тыс. долл. При массовом производстве, единогласно прогнозируют многие специалисты, цену можно будет снизить до 200–600 долл. По этой цене сейчас продаются GPS-приемники в мире. Но их производство исчисляется миллионами. Так, по данным тайваньского исследовательского центра Industrial Economics & Knowledge Center, в 2005 году объем продаж устройств GPS достиг 101,3 млн. штук. Сейчас мировой рынок навигационной аппаратуры оценивается в 15–30 млрд. долл. в год и растет ежегодно на 25–30%.

Самая большая проблема производства – отсутствие современной элементной базы. Поэтому российский двухдиапазонный (GPS/ГЛОНАСС) приемник М-103, как насмешливо написала «Нью-Йорк таймс», – это «сравнительно громоздкая коробка, похожая на портативную рацию времен корейской войны. Весит она около фунта и продается за 1000 долларов, причем дисплей надо покупать отдельно».

В одиночку Россия даже на внутреннем рынке вряд ли способна потеснить GPS. Поэтому во время визита президента РФ Владимира Путина в Индию были подписаны соглашения, по которым Индия получит доступ к навигационным сигналам ГЛОНАСС в мирных целях. Динамично развивающаяся страна с миллиардным населением способна и без России окупить расходы на спутниковую группировку.

Мировые производители навигационной аппаратуры к ГЛОНАСС относятся весьма лояльно, ведь это дополнительные возможности сбыта. Один из главных производителей навигационных приемников тайваньская фирма Falcon Aerospace Corporation уже предлагает целый ряд портативных приборов GPS/ГЛОНАСС-навигации разного назначения, специально разработанных для российского потребителя. На американском рынке тоже достаточно двухдиапазонных приемников различных компаний. Электронные модули GPS/ГЛОНАСС широко производятся с 1996 года, когда обе системы спутниковой навигации были признаны составными компонентами Всемирной радионавигационной системы и обязательными для оснащения морских судов и других средств транспорта. «Нью-Йорк таймс» цитирует Джавада Ашджаи, президента Javad Navigation Systems, специализирующейся на выпуске двухдиапазонных приемников: «Если у вас есть GPS, ваши нужды удовлетворяются на 90%, – отметил он. – А недостающие 10% гарантируют успех российской системы».

Сейчас идет речь об установке навигационного модуля в мобильные телефоны. Сейчас уже есть образцы, показывающие координаты в GPS. Если добавится еще и ГЛОНАСС, то при массовом производстве, а продажи мобильников исчисляются миллиардами штук, ГЛОНАСС станет прибыльной.

Не наши фирмы, так китайцы в два счета наводнят страну спутниковыми координаторами.

Космическая группировка ГЛОНАСС поручена вице-премьеру Сергею Иванову, ею же занимаются Космические войска и Роскосмос. При этом никто не отвечает конкретно за результаты деятельности и наземные компоненты ГЛОНАСС. В 2001 году была принята Федеральная целевая программа по ГЛОНАСС. В ней имелась масса заявлений о намерениях и набор из 170 нескоординированных НИОКР, частично дублируемых разными ведомствами. Произошло обычное распыление денежных средств, материальных и людских ресурсов. При этом развитию технологий для коммерческого использования вообще никакого внимания не уделили. И единой концепции развития наземного компонента до сих пор не существует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
880
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
852
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
689
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
462

Другие новости