В наше время ни одна яхта не рискнет выйти в море без прибора спутниковой навигации.
Коллаж Михаила Митина на базе фото Reuters
На заседании президиума Госсовета президент выразил надежду, что первый заместитель премьер-министра Сергей Иванов до конца 2007 года выполнит задачу по запуску спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Иванов пообещал, что к концу года орбитальная группировка будет насчитывать 18 космических аппаратов и обеспечит услугами всю территорию России. Насколько реальны эти обещания?
Спутник недоступен
По сообщениям из Роскосмоса, с полудня 3 апреля к действующим спутникам навигационной системы ГЛОНАСС присоединились еще 5, и, таким образом, их число достигло 12. Космические аппараты были запущены заранее, но введены в строй только утром минувшего вторника. В результате навигационной информацией теперь обеспечено 66% территории России. До конца года на орбиты доставят еще 6 аппаратов и доведут покрытие до 100%. Однако запустить аппараты в космос мало, надо их еще включить в работу. Например, 25 декабря 2006 года были запущены 3 спутника «Ураган-М», и один из них до сих пор числится «на этапе ввода в эксплуатацию». Остальные, вновь введенные в число действующих 3 апреля, с конца марта временно находились в категории «перерыв в действии».
Из 19 космических аппаратов орбитальной группировки ГЛОНАСС сегодня действуют 12, еще один с декабря готовится вступить в строй, 3 выведены на списание («вывод из системы») – отработали от 45 до 65 месяцев, 3 считаются на техобслуживании, хотя отработали столько же. Примечательно, что еще три дня назад на этапе «вывода из системы» находился всего один спутник.
За разъяснениями корреспондент «НГ» обратился к ведущему сотруднику ЦНИИмаш Роскосмоса Виктору Крамаренко, занимающемуся проблемами ГЛОНАСС. «Я так понимаю, – сказал эксперт, – что хотят придержать на орбитах неработающие спутники, а к концу года отрапортовать, что система работает полностью – все 18 спутников. Именно столько, по заявлению главы Роскосмоса Анатолия Перминова, необходимо, чтобы спутниковая система определения координат покрывала всю территорию России. Но эта цифра – лукавая».
Виктор Крамаренко пояснил, что Россия – не равнина. На многих территориях надгоризонтный спутник не виден, соответственно и определить ничего нельзя. При 18 спутниках ГЛОНАСС будет доступна только самолетам и кораблям в открытом море, а для большинства других пользователей недоступна по 2 часа и более в сутки. Поэтому США держат на орбитах в данный момент 29 спутников навигационной системы GPS, все работающие, и собираются в будущем довести их число до 48. Наши космические аппараты постоянно выводятся на техобслуживание и имеют срок службы в 3–4 раза меньше, чем американские.
«Надо раз и навсегда прекратить разговоры про 18 спутников, – сказал ведущий специалист ЦНИИмаш. – Нельзя ставить рубежи в столь важном деле, от которого во многом зависит будущее страны. Потому что по достижении этого рубежа Минфин запросто прекратит финансирование проекта как законченного. А это крайне опасно и неправильно. Не надо забывать, что ГЛОНАСС создавалась как система боевого обеспечения. Надо ее развивать и поддерживать, не надеясь на американскую GPS. Я специально интересовался у программистов, можно ли ограничить доступ к GPS на территории России. Оказывается – легко. И в ответ на какие-то действия России, скажем, названные Белым домом «газовым шантажом», территория нашей страны может быть закрыта для определения спутниковых координат. И возразить мы ничего не сможем», – сказал в заключение Виктор Крамаренко.
Сейчас самый «долгоиграющий» космический аппарат ГЛОНАСС работает 56 с половиной месяцев. Те, что «отпахали» на орбитах свыше 60 месяцев, уже пошли на списание. Временно «выведено на техобслуживание» и большинство спутников, отработавших свыше 40 месяцев. Вывод напрашивается сам: четверть орбитальной группировки ежегодно требует замены. И необходимо постоянно иметь 2–3 резервных космических аппарата. Еще одна беда – долгий ввод в эксплуатацию. Были случаи, когда аппараты только через 8 месяцев после старта начинали работать в группировке.
Срок службы американских сателлитов – свыше 170 месяцев. Ввод в эксплуатацию – месяц-полтора. На техобслуживание они вовсе не уходят. Система надежна, проверена, а потому не боится конкуренции.
GPS правит миром
Спутниковая система определения координат может применяться буквально всюду. На всех видах транспорта, при сопровождении грузов, в картографии и строительстве, в мобильной связи и энергетике, для мониторинга лавинной опасности и для охранно-поисковых служб, в городском ЖКХ и для отслеживания миграции диких животных. Без нее уже становится невозможным дальнейшее развитие экономики.
Поэтому президент потребовал, чтобы система ГЛОНАСС была доступна не только для субъектов экономики, но и для простых граждан. Он отметил, что только в этом случае система будет экономически выгодна и окупаема.
По данным Министерства торговли США, GPS-приемники используются для решения прикладных задач в авиации – 5%, на морском транспорте – 2%, в вооруженных силах – 2%, остальные 90% – позиционирование и управление наземным транспортом, личный автотранспорт, производственное применение, геодезия, широкое применение в быту вплоть до контроля передвижения детей и домашних животных. Ежегодно Минобороны США возвращает в государственную казну миллиарды долларов.
Сейчас рынок навигационного сервиса в России безраздельно принадлежит американской GPS. По данным министра транспорта Игоря Левитина, на сегодня только 1,2 тысячи российских летательных аппаратов из 5 тысяч оснащены навигационной аппаратурой, при этом 92% вертолетов и самолетов оснащены системой GPS, и лишь 8% – системой ГЛОНАСС.
Пока Минобороны РФ сделало лишь первый шаг навстречу гражданскому потребителю – сняло запрет на электронные карты высокого разрешения и ограничение в 30 метров на точность спутникового определения координат на территории России. Правда, купить такую карту весьма проблематично, зато картами и космическими снимками высокого разрешения бойко торгуют зарубежные дилеры.
Российский институт радионавигации и времени (РИРВ) в Санкт-Петербурге на своем опытном производстве изготавливает 20 тыс. ГЛОНАСС-приемников в год. А по оценкам его специалистов, потенциальный рынок приемников в России – 20 млн. штук, из них только 700 тыс. востребованы в рамках разнообразных государственных программ. При этом в России может быть произведена лишь четверть от необходимого количества.
Сегодня в России ГЛОНАСС-приемник можно купить по цене от 1 до 3 тыс. долл. При массовом производстве, единогласно прогнозируют многие специалисты, цену можно будет снизить до 200–600 долл. По этой цене сейчас продаются GPS-приемники в мире. Но их производство исчисляется миллионами. Так, по данным тайваньского исследовательского центра Industrial Economics & Knowledge Center, в 2005 году объем продаж устройств GPS достиг 101,3 млн. штук. Сейчас мировой рынок навигационной аппаратуры оценивается в 15–30 млрд. долл. в год и растет ежегодно на 25–30%.
Самая большая проблема производства – отсутствие современной элементной базы. Поэтому российский двухдиапазонный (GPS/ГЛОНАСС) приемник М-103, как насмешливо написала «Нью-Йорк таймс», – это «сравнительно громоздкая коробка, похожая на портативную рацию времен корейской войны. Весит она около фунта и продается за 1000 долларов, причем дисплей надо покупать отдельно».
В одиночку Россия даже на внутреннем рынке вряд ли способна потеснить GPS. Поэтому во время визита президента РФ Владимира Путина в Индию были подписаны соглашения, по которым Индия получит доступ к навигационным сигналам ГЛОНАСС в мирных целях. Динамично развивающаяся страна с миллиардным населением способна и без России окупить расходы на спутниковую группировку.
Мировые производители навигационной аппаратуры к ГЛОНАСС относятся весьма лояльно, ведь это дополнительные возможности сбыта. Один из главных производителей навигационных приемников тайваньская фирма Falcon Aerospace Corporation уже предлагает целый ряд портативных приборов GPS/ГЛОНАСС-навигации разного назначения, специально разработанных для российского потребителя. На американском рынке тоже достаточно двухдиапазонных приемников различных компаний. Электронные модули GPS/ГЛОНАСС широко производятся с 1996 года, когда обе системы спутниковой навигации были признаны составными компонентами Всемирной радионавигационной системы и обязательными для оснащения морских судов и других средств транспорта. «Нью-Йорк таймс» цитирует Джавада Ашджаи, президента Javad Navigation Systems, специализирующейся на выпуске двухдиапазонных приемников: «Если у вас есть GPS, ваши нужды удовлетворяются на 90%, – отметил он. – А недостающие 10% гарантируют успех российской системы».
Сейчас идет речь об установке навигационного модуля в мобильные телефоны. Сейчас уже есть образцы, показывающие координаты в GPS. Если добавится еще и ГЛОНАСС, то при массовом производстве, а продажи мобильников исчисляются миллиардами штук, ГЛОНАСС станет прибыльной.
Не наши фирмы, так китайцы в два счета наводнят страну спутниковыми координаторами.
Космическая группировка ГЛОНАСС поручена вице-премьеру Сергею Иванову, ею же занимаются Космические войска и Роскосмос. При этом никто не отвечает конкретно за результаты деятельности и наземные компоненты ГЛОНАСС. В 2001 году была принята Федеральная целевая программа по ГЛОНАСС. В ней имелась масса заявлений о намерениях и набор из 170 нескоординированных НИОКР, частично дублируемых разными ведомствами. Произошло обычное распыление денежных средств, материальных и людских ресурсов. При этом развитию технологий для коммерческого использования вообще никакого внимания не уделили. И единой концепции развития наземного компонента до сих пор не существует.