0
1380
Газета Расследования Интернет-версия

06.03.2007 00:00:00

Патриотизм по сходной цене

Тэги: топонимия, горбаневский, метрополитен, улицы


топонимия, горбаневский, метрополитен, улицы Исчезнувшие с карты столицы имена Пушкина, Герцена и Кропоткина могут вновь появиться в Москва-Сити.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Казалось бы, волна возвращения исторических названий, захватившая страну в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, сошла на нет. Последним рецидивом в Москве было появление на схеме метрополитена названия «Партизанская», сменившего привычный уже «Измайловский парк». Но, как выясняется, вот-вот может грянуть вторая волна переименований. В последние недели депутаты и Государственной, и Московской городской Дум внезапно проявили небывалый интерес к восстановлению старых и исправлению неблагозвучных новых названий российских городов и улиц. С одной стороны – дело вроде как благородное. С другой – финансово весьма емкое. А с третьей – не сразу и догадаешься, какую цель преследуют альтруистические вроде бы порывы народных избранников.

Уроки истории

После развала СССР переименования были восприняты как само собой разумеющееся. Но в Москве, например, строительство очередного «нового мира» остановилось на границах с Садовым кольцом. Как рассказал «НГ» один из авторов закона о названиях улиц Москвы, профессор, руководитель Гильдии лингвистов и экспертов Михаил Горбаневский, на этой волне удалось переименовать около сотни московских улиц. «Это была сложная работа. Трудно было достучаться до ряда людей и объяснить, что это не политическая доктрина, а восстановление справедливости по отношению к памятникам», – говорит эксперт.

Разговор о возвращении имен улицам начался еще в конце 80-х, когда был создан Общественно-научный комитет по топонимии. Однако уже в 1993 году масштабные переименования закончились. «Например, у Сущевского Вала есть Октябрьская улица и Октябрьский переулок, названные так в 1932 году. А Октябрьская площадь находится в другом конце Москвы, – рассказывает Михаил Горбаневский. – Название должно служить ориентиром, а эти названия, наоборот, путаницу создают. До 30-х годов это были Александровская улица и Александровский переулок. На этой улице находился Александровский институт благородных девиц среднего сословия, названный в честь Александра I. Кроме того, здесь была построена церковь во имя Александра Невского».

Таких камерных историй в столице хватает на регулярные публикации исторических книг, и всегда есть желающие их восстановить. Однако не все имена улиц стоит восстанавливать, уверяет депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. «Я придерживаюсь культурологического принципа, как и Гиляровский. Он в свое время опубликовал в «Русском слове» фельетон, где подробно описал абсурдность ситуации, при которой существуют несколько Кривых переулков, а также Банных, Безымянных, Болвановских, Полевых, Лесных, Огородных, – с возмущением продолжает депутат. – Мало ли знаменитых людей в Москве? Нужно прекратить путаницу, оставить по одному такому переулку».

Не вернем – так придумаем

Проект «Возвращение», организованный депутатом Госдумы Владимиром Мединским, преследует прежде всего цель восстановления исторических названий. Улицы и города, построенные в советский период, должны сохранить свое имя, отдельно подчеркнул корреспонденту «НГ» Владимир Мединский. Со слов парламентария, этим проектом они хотят «будить общественное мнение», а решение оставить за местной властью и жителями. Кроме того, изменение, например, улицы должно происходить таким образом, чтобы было удобно для жителей. «Есть такая практика: табличка со старым названием улицы – и под ней вешается с историческим. Постепенно они меняются местами, а потом старая убирается вовсе», – пояснила помощник депутата.

В свою очередь, столичные депутаты выдвигают идею своеобразного «второго возвращения». Михаил Москвин-Тарханов предлагает улицы строящегося Москва-Сити назвать именами, которые были утеряны при возвращении исторических названий. «Предлагаю назвать улицы Москва-Сити именами Пушкина, Герцена, Гоголя, Чехова, Грановского, Кропоткина и т.д. исходя из культурологического принципа, который реализован во многих столицах мира, – рассказывает парламентарий. – Сейчас на этой территории шесть Магистральных улиц, Магистральный переулок, Магистральный проезд и два Магистральных тупика, четыре Силикатных переулка, четыре Красногвардейских проезда, улица и бульвар, Мукомольный проезд. Оставить можно Мневники, Карамышевскую набережную». Михаил Москвин-Тарханов рассказал, что впервые он об этом заговорил на общественном совете, когда утверждалось новое строение и его адрес был на Силикатной. Депутат отмечает, что такие перемены – это имиджевая составляющая города.

С такой позицией согласен и Михаил Горбаневский, который подобные наименования улиц называет «топонимическим чертополохом». «Иногда названиями можно детей пугать: улица Моснефтекип или 4-я улица 8-го Марта, 26 Бакинских комиссаров. Номера в названиях – это вообще нерусская традиция. Можно относиться хорошо к Бебелю, но зачем сразу три улицы Бебеля?» – с возмущением объясняет эксперт.

Именно Михаил Горбаневский заговорил и о соответствии названий станций метро: так появилось предложение переименовать станцию «Библиотека имени Ленина» в «Библиотеку» или «Российскую библиотеку». Аргумент – чтобы название соответствовало объекту, под которым расположено. «Главное – это ориентирующая функция. Название подземного объекта максимально связано с наземным. А с 1992 года библиотека носит название Российской государственной библиотеки, – объясняет Горбаневский. – Например, «Площадь Ногина» была переименована, потому что переименована сама наземная площадь – в Славянскую. Москвовед Владимир Муравьев предложил станцию назвать «Китай-город», потому что возле нее сохранилась часть башни Китай-города. Я считаю, что и «Библиотеку имени Ленина» нужно переименовать». Хотя совершенно непонятно, как укладывается в эту логику, например, отказ от названия станции «Измайловский парк», ставшей недавно «Партизанской», если партизан около нее никогда не видели, зато начинающийся через дорогу от нее Измайловский парк – объект, который вряд ли исчезнет со столичных карт.

Цена имени

Едва заходит речь о переименованиях, сразу возникает вопрос: во сколько нам обойдется та самая патриотичность и тяга к корням? В Госдуме утверждают, что денег из бюджета потребуется немного – «всего» 400 тыс. рублей за каждую улицу! О том, что переименование – это экономичный вид патриотизма, говорят и эксперты, и московские депутаты. Только в пресс-службе Московского метрополитена усомнились в том, что переименование станции – дело «копеечное».

«Стоимость зависит от многих параметров. Во-первых, меняется надпись на путевой стене. Стоимость такой надписи зависит от количества букв, от того, какие буквы используются. Если это стандартный шрифт, как на Люблинской или Серпуховской линиях, – это легче: буквы стандартные, недавно сделанные, под них сохранились формы. А если буквы были отлиты в 1935 году, тогда, скорее всего, форму для отливки придется изготавливать заново, – рассказывает сотрудник пресс-службы Мосметрополитена. – Потом на схемах метрополитена все меняется, в справочниках. Соответственно, меняются указатели на городских столбах. Это расходы достаточно большие не только для метрополитена – для города тоже». В пресс-службе рассказали, что при массовом переименовании станций финансовую смету составляли отдельно для каждой станции. «Как минимум 1,5 млн. рублей – это расходы метрополитена, не учитывая переименования в документах», – отметил представитель столичной подземки.

Что в имени тебе?..

Первоначально предложение переименовать станцию «Библиотека имени Ленина» появилось на сайтах изданий со ссылкой на членов проекта «Возвращение». Но как объяснил Владимир Мединский, ничего подобного они не предполагают. В официальном заявлении этого объединения, размещенном на сайте депутата, переименований в метро не предполагается, потому как возвращать им нечего: имена они получили в советский период. Однако, что касается городов Киров (Вятка), Ульяновск (Симбирск), Пушкин (Царское Село), им общественники хотели бы вернуть исторические названия.

Эксперт Михаил Горбаневский довольно осторожно высказывается относительно нового проекта. «Это не новый проект – ученые давно об этом говорят. Когда власти нужно, она вспоминает и про патриотизм, и про духовное наследие – вот, видимо, кому-то что-то понадобилось. К этому проекту я отношусь осторожно – угадываю, что за этим идет какая-то политическая игра, – отмечает Горбаневский. – Если этот проект выльется в пиар-акцию под конкретного деятеля или фракцию, я не буду им помогать». Однако при этом эксперт отмечает, что скорее всего объединившимся под девизом «Возвращение» удастся вернуть некоторые исконные названия.

На вопрос корреспондента «НГ», почему разговор об исторической справедливости завели именно сейчас, Владимир Мединский отвечать не захотел. Зато на этот вопрос ответил заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, интерес к старым названиям городов и улиц связан прежде всего с желанием нынешней власти стать «преемницей» царской России. «Власть хочет укорениться, показать, что она не просто так появилась. И при этом не хочет связывать себя ни с властью периода 90-х годов, ни советского. Она хочет укорениться в российской исторической традиции, связанной с дореволюционными факторами, – объясняет Алексей Макаркин. – Отсюда же большое внимание к фигуре Солженицына, перенос из-за границы останков философа Ильина, генерала Деникина».

Исчезнувшие с карты столицы имена Пушкина, Герцена и Кропоткина могут вновь появиться в Москва-Сити.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
669
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
748
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1075
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
862

Другие новости