Китайские 'рестораны для своих' – одна из основ, на которых со временем может появиться московский чайна-таун.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Почти 40 процентов живущих в городах китайцев записали Россию в лучшие друзья, сообщила вчера газета «Жэньминь Жибао» (центральный орган КПК). А каждый пятый опрошенный – то есть как минимум 116 млн. человек – считает, что Россия имеет важное значение для развития китайской экономики. Возможно, поэтому число китайцев, приезжающих в нашу страну на заработки, увеличивается с каждым годом. Не случайно в этом году авиакомпания «Владивосток Авиа» открывает сразу несколько новых международных рейсов в Китай. Регулярный рейс Абакан–Далянь–Абакан имеет удобную стыковку с рейсом Абакан–Москва. Два других рейса увеличат пассажиропоток на направлениях Владивосток–Пекин и Иркутск–Пекин.
Китайцы продолжают осваивать Россию и ее столицу в соответствии с собственными правилами и представлениями. Своеобразные чайна-тауны бурно живут и стремительно развиваются в городах Дальнего востока и Сибири. Москва – не исключение.
Их все больше
Сегодня точными данными о численности московских китайцев не располагает никто. В паспортно-визовом управлении и управлении по делам миграции ГУВД Москвы корреспонденту «НГ» сообщили, что отдельной статистики по китайцам они не ведут. «Мы учитываем всех иностранных граждан. А сколько среди них именно китайцев – таких данных у нас нет», – заявили в пресс-службе управления. Примерно год назад Федеральная миграционная служба поднимала эту проблему, и даже приводились какие-то цифры. Чиновники тогда заявляли, что в Москве проживает около 15 тыс. китайцев. В это число попали те, кто владеет официальным бизнесом или учится. Другими словами, те, кто имеет вид на жительство или студенческую визу. Сколько китайцев находятся вне поля зрения миграционной службы, не знает, похоже, никто. Но эта цифра значительно превышает любую официальную статистику.
По мнению директора Института Дальнего Востока РАН, академика, профессора Михаила Титаренко, статистика численности китайцев у правоохранительных органов наверняка есть, просто по каким-то причинам она не разглашается. «По нашим экспертным оценкам, учитывающим количество китайских студентов, долю китайцев в мелком бизнесе, количество китайских ресторанов и ряд других факторов, численность московской диаспоры не должна превышать 50 тыс. человек», – полагает профессор Титаренко.
Другой известный китаист, доктор исторических наук, профессор Института стран Азии и Африки МГУ Виля Гельбрас, считает, что все попытки установить точную численность московских китайцев обречены на неудачу. «По результатам моих исследований 1999 года, в Москве насчитывалось примерно 40 тыс. китайцев. Но с тех пор ситуация сильно изменилась. Их однозначно стало больше. Называть какую-то цифру я бы не стал. Потому что ни одну из них доказать не возможно. Назовите хоть 20, хоть 200 тысяч. Это непрерывно меняющаяся численность. А самое главное, что меняется она в сторону увеличения», – заявил ученый корреспонденту «НГ».
Предпосылки к постоянному увеличению китайской общины действительно существуют. Китайцы играют важную роль в обеспечении дешевым ширпотребом малообеспеченных слоев населения. Причем их предложение до сих пор востребовано. Те, кто уже устроился в Москве, расширяют свой бизнес, им требуются новые работники, которых нетрудно найти, учитывая уровень безработицы в самом Китае.
По оценкам специалистов, поселившиеся в Москве китайцы существуют здесь как отдельное государство. «Дело в том, что никому до этих китайцев нет дела, – считает Виля Гельбрас. – Они предоставлены сами себе, а потому вынуждены обособляться. Им никто не помогает, их присутствие здесь для всех головная боль, и они, естественно, идут за поддержкой к землякам. К сожалению, никто у нас этой проблемой не занимается. А ею придется заняться, но, как всегда, с опозданием. Китайские землячества есть уже не только в Москве и Хабаровске. Поезжайте в Нижневартовск, Сургут, Якутск – везде есть. При желании можно построить очень гармоничные отношения, а можно создать такие мощные фобии, что не приведи Бог».
Поднебесный район Москвы
Специалисты ответственно заявляют, что Россия за последние годы вышла на первое место в мире по темпам прироста китайской миграции. Москва, как самый большой рынок, принимает основную часть мигрантов из Китая. Это продолжается второй десяток лет, однако в российской столице до сих пор нет районов компактного проживания китайцев – «чайна-таунов» в том виде, в каком они существуют в Лондоне или в Нью-Йорке.
По мнению Михаила Титаренко, у китайцев очень сильно развиты осознание национальной самоидентичности и привязанность к своей родине. «Где бы китаец ни был, он везде останется китайцем и будет воспроизводить менталитет своей страны, – уверен профессор. – Для китайцев очень важно вращаться в своей культурной среде, сохранять свой язык, свои обычаи. А где всего этого можно достичь, кроме как в кругу соотечественников?» Именно поэтому везде, где появляются китайцы, обязательно возникают их компактные поселения, которые со временем превращаются в чайна-тауны. Так происходило во Франции, в Англии, в США.
В Москве еще в конце 80-х китайцы стали заселять общежития и недорогие гостиницы. Есть, например, два общежития на ВДНХ, несколько общежитий в Отрадном и около МГУ. Там живут только китайцы. В основном это люди со средним достатком, но за комнату в общежитии некоторые платят, как за квартиру в центре города. По словам аспирантки института стран Азии и Африки МГУ Цзинь Мэйюй, в некоторых общежитиях арендная плата доходит до 1000 долларов в месяц.
Столь высокую цену китайцы платят не только за возможность жить вместе, но и за безопасность. В таких общежитиях строгая пропускная система, там дежурит милиция, и посторонних туда не пускают. К тому же в общежитиях не бывает проблем с соседями: шумные праздники с караоке, запахи национальной кухни и огромные тюки в коридорах никого здесь не раздражают. Кроме того, по словам Мэйюй, китайцы недостаточно хорошо знают город и места, где можно провести свободное время, а многие просто боятся уходить далеко от общежития, особенно с наступлением темноты.
По сути, каждое китайское общежитие – это маленький чайна-таун со всей необходимой инфраструктурой. Среди соседей наверняка найдется и врач, и электрик. Эти общежития и гостиницы становятся настолько китайскими, что некоторые переименовывают и в разговорах именуют на свой лад. Гостиницу «Останкино» китайцы называют «Дунфан» (Восток), «Орленок» – «Олун» (сорт китайского чая), «Севастополь» – «Оя» (Евразия), а «Измайлово» – «Жэньминь» (Народ).
Не все китайцы одинаково китайцы
При всем желании китайцев держаться вместе, у них не так много общего, как может показаться на первый взгляд. По словам профессора Гельбраса, общее у московских китайцев – только гражданство КНР: даже язык не является объединяющим фактором. «В Москве на самом деле не одна большая китайская община, а несколько землячеств, – поясняет он. – Они практически никак не связаны друг с другом. Дело в том, что китайский язык состоит из диалектов, которые настолько отличаются друг от друга, что китаец с юга может не понять китайца с севера. Есть два достаточно крупных землячества – джидзянское и фудзяньское. И несколько помельче – из Пекина, из Шаньдуна, с северо-востока».
Но еще больше проблем у китайцев с русским языком. Большинство его просто не знают. Русским в основном владеют те, кто выучил его еще в советские годы, учась в институте. На сегодняшний день, по мнению профессора Гельбраса, институтское образование уже не гарантирует знания русского языка. «Дело в том, – поясняет профессор, – что китайских студентов селят в отдельное здание, где они общаются между собой по-китайски, а русский вспоминают только на занятиях».
Помимо языковых барьеров, внутри китайских землячеств существуют барьеры социальные. Специалистам известно, что значительная часть студентов гнушается общением с китайцами, торгующими на рынках. Они причисляют себя к интеллигенции и не стремятся к общению со своими необразованными земляками. При этом многие студенты устраиваются на работу в китайские фирмы. Во-первых, студентам нужны деньги, а к своим устроиться проще. Во-вторых, этот рынок не может обойтись без грамотных людей. Нужно составлять бухгалтерскую отчетность, писать письма в различные инстанции, работать с компьютером. Но на большую зарплату студентам рассчитывать не приходится.
По словам Мэйюй, именно из-за проблем с трудоустройством большинство студентов не желают оставаться в России по окончании учебы. «Тут тяжело найти нормальную работу, – говорит она. – Китайцу с хорошим образованием намного легче найти работу в Китае. Если кто и устраивается работать в России, то только для того, чтобы получить опыт и улучшить свой русский».
«Из рук в руки» по-китайски
Весь китайский бизнес в Москве можно разделить на два больших направления: торговля и сфера обслуживания. Причем обслуживают китайцы в основном своих. Некоторые заняты на производстве, но таких меньшинство.
Настоящий гид по китайскому бизнесу – китайские газеты (см. справку). Кроме последних новостей с родины, в газетах печатается множество самых разных объявлений: покупка и продажа подержанных автомобилей, бытовой и оргтехники. Предложения медицинских услуг соседствуют с объявлениями китайских девушек, готовых скрасить досуг китайских мужчин. Много объявлений с предложением услуг по оформлению приглашений и регистрации.
В таких газетах дают объявления те, кто ищет работу, и те, кто ее предлагает. Китайские работодатели хотят, чтобы их сотрудники много и хорошо работали. От соискателей требуется хорошее образование, хорошее знание китайского, русского и английского языков, знание компьютера и опыт работы. Сколько денег будет получать носитель всех этих достоинств, работодатели, как правило, умалчивают. Встречаются и менее взыскательные наниматели. Не требуя никакого образования и опыта, они предлагают бесплатное проживание в общежитии, питание и зарплату в 300 долларов. Правда, за это придется по 12 часов в день работать на швейной фабрике или собирать фены и будильники.
Газеты фиксируют любые изменения в налоговых и таможенных правилах, много пишут о миграционном законодательстве и о всех нововведениях, которые так или иначе определяют жизнь китайцев в Москве. Китайская пресса не обходит вниманием милицейские рейды и иные проверки на рынках и в общежитиях. На первые полосы выносятся материалы, в которых кто-нибудь из представителей власти или силовых ведомств говорит о коррупции.
Кто много работает – дорого отдыхает
О том, что китайский бизнес и китайская община в последние годы успешно развиваются, можно судить по тому, что в газетах в большом количестве появилась реклама туристических фирм и развлекательных заведений. Китайцы заработали достаточно денег, чтобы потратить их в казино или съездить на горнолыжный курорт в Европу. По данным правоохранительных органов, ежемесячная прибыль китайцев от торговли на одном только Черкизовском рынке составляет около 15 млн. долларов.
Свои праздники московские китайцы, как правило, отмечают по территориальному принципу. Студенты собираются в своих общежитиях, торговцы – в своих. Более состоятельная публика отмечает праздники в ресторанах – таких, как «Старый Пекин» и «Чайна-таун». Один расположен в гостинице «Салют», другой – в общежитии на улице Панфилова. Это те самые рестораны, куда русская публика заходит нечасто. Возможно, именно поэтому в таких ресторанах можно отведать настоящую, не адаптированную китайскую кухню – даже блюдо из змеи, чье бьющееся сердце повар принесет гостю, чтобы тот, съев его, обрел силу.
Некоторые рестораны существуют только для китайцев. И дело не в том, что русских туда не пускают. Просто, кроме китайцев, о них никто не знает. В таких ресторанах китайцев и обслужат лучше, и приготовят «по-китайски», и скидку хорошую сделают.
Сфера обслуживания «только для китайцев» не ограничивается одними только ресторанами. У московских китайцев есть свои казино и игорные дома. Причем специфика таких казино заключается в том, что проигравшегося клиента не выкинут за дверь, а обеспечат жильем и работой, чтобы тот не остался на улице без копейки в кармане.
Пустующие комнаты в общежитиях иногда приспосабливают под игральни. Здесь играют в ма-джонг, карты, кости. Иногда игральни оборудуются в подвалах магазинчиков, которыми владеют китайцы. Помимо игорных заведений есть своя пейджинговая компания и автошкола, причем ее владельцы гарантируют получение водительских прав в течение суток. Любые виды услуг, начиная с оформления въездных документов и заканчивая интимными, китаец может получить внутри общины.
Ноу-хау китайской общины – бордели, где обслуживают исключительно китайцев. В Москве и раньше встречались заведения, где работали девушки из Средней или Юго-Восточной Азии, но до недавнего времени ограничения по национальному признаку не касались самих клиентов. В Москве, насколько известно, действуют по меньшей мере четыре китайских борделя. Услуги стоят по-разному, в среднем 1500–3000 рублей за 2 часа на выезде. В исключительных случаях могут обслужить и местного. Иногда для этого достаточно, чтобы в бордель позвонил какой-нибудь китаец и поручился за некитайского клиента. Это как страховка: если в сауну или на квартиру, куда привезут девушек, нагрянет милиция, то с китайца-поручителя потребуют возместить ущерб.
Московский филиал Триады
Провести четкую грань между легальным и нелегальным китайским бизнесом удается не всегда. Официально зарегистрированная фирма может заниматься вполне законной торговлей и в то же время посредничать в сомнительных сделках. Вероятно, именно поэтому китайцы, имеющие бизнес в России, редко обращаются в российские банки (особенно это касается предпринимателей-частников, у многих из которых проблемы с регистрацией). Но поскольку банковское обслуживание бизнесу необходимо, в Москве появились китайские банки. О том, что в неприметном офисе, зачастую без всякой вывески, находится банк, знают только китайцы. Найти его можно, только прочитав объявление в китайской газете, где указан адрес и нарисована схема. Раньше это были обменные конторы, теперь спектр их операций резко расширился.
Деятельность таких финансовых учреждений и раньше шла вразрез с инструкциями Банка России, а превращение их в банки и вовсе незаконно. Как утверждает профессор Гельбрас, такие банки финансируют полулегальные операции, обслуживают банковские карты VISA, Master-card, осуществляют финансовые консультации и переводят деньги в Китай. Иногда переводы идут через банки третьих стран, иногда по более сложной схеме. Подпольные банки получают от коммерсантов в России деньги и через посреднические фирмы закупают и переправляют в Китай дефицитные товары (древесину, цветные металлы, кедровый орех и т.д.). Там товары реализуются, и выручка делится между участниками сделки. «Вы только представьте, – недоумевает эксперт, – допускается существование неподконтрольных Центробанку иностранных банков. Причем они не только нашему, но и Центральному банку Китая неподконтрольны. Откройте любую китайскую газету, выходящую в Москве, – там реклама таких банков едва ли не на каждой странице».
По мнению профессора Гельбраса, «эти банки работают на некую силу, которая занимается здесь своими делами». Сведущие люди утверждают, что в Москве живут около десяти весьма влиятельных китайцев с большими деньгами и связями – как в России, так и в Китае. Они решают, кого поставить старшим на рынке, разрешают споры, взаимодействуют с официальной властью. Эти люди никак не связаны с китайской партноменклатурой и свой авторитет получили на ином поприще.
Город мечты
Уже сегодня китайская община полностью автономна. Чтобы в Москве возник чайна-таун, достаточно просто выделить китайцам место, где бы они смогли компактно поселиться. Известно, что некоторое время назад московские китайцы ставили вопрос о том, чтобы им выделили участок земли недалеко от Москвы в районе Киевского шоссе. Недалеко расположен аэропорт «Внуково», куда прибывало большинство рейсов с Дальнего Востока. «Там было много свободных территорий, и китайцы рассчитывали на один из таких пустырей, – поясняет профессор Гельбрас. – Но тогда им этого не разрешили, а сегодня там уже все занято. К тому же сегодня рейсы из Китая прилетают не только во Внуково, и это направление потеряло свою стратегическую привлекательность».
Китайцы вполне способны построить небольшое «Бутово» с жилыми кварталами и всей инфраструктурой, включая медицинские учреждения. Есть крупные частные инвесторы, готовые вложиться в столичную недвижимость, но их желания пока расходятся с планами столичных властей. По мнению г-на Гельбраса, московские власти «очень правильно делают», что не позволяют китайцам выстраивать свои кварталы.
Михаил Титаренко, напротив, ничего дурного в появлении московского чайна-тауна не видит: «Почему нет, если они соблюдают наши законы, уважают наши традиции? Вы когда-нибудь слышали, чтоб китайцы нападали на русских, брали бы их в заложники или занимались грабежом? С точки зрения международного права и международной традиции я здесь никаких проблем не вижу».
По мнению профессора Титаренко, при удачной конъюнктуре рынка возникновение чайна-тауна в Москве более чем возможно, но дело не только в экономике. «Китайцы привыкли жить в строгих рамках правил – это основа их конфуцианской культуры, – поясняет Михаил Титаренко. – А наше нестабильное законодательство в эту структуру не вписывается. Китаец не будет предпринимать ничего долгосрочного, пока не будет уверен, что через год закон не изменится». Возможно, именно поэтому граждане Поднебесной пока предпочитают вкладывать средства в то, что можно унести или не жалко бросить, – дешевый ширпотреб и тесные общежития.
Крупнейшие чайна-тауны мира
Нью-Йорк
Нью-йоркский чайна-таун расположен в восточной части Манхэттена на площади почти 4 кв. км. Выходцы из Китая начали селиться на этой территории еще в XIX веке. Сейчас это один из самых больших китайских кварталов в мире – его населяют от 70 до 150 тыс. человек (точное число неизвестно). В последние несколько десятков лет нью-йоркский чайна-таун стали заселять также выходцы из Вьетнама и Таиланда.
Сан-Франциско
Население чайна-тауна – около 30 тыс. человек, а всего в городе проживают около 200 тыс. выходцев из Юго-Восточной Азии, большинство из которых китайцы. Это самый красивый в Америке китайский квартал с крышами в виде пагод и золочеными дверями. Ежедневно чайна-таун посещают тысячи туристов. Здесь множество ресторанов, ювелирных и антикварных лавочек.
Лондон
К началу XX века в Великобритании насчитывалось всего 545 китайцев, преимущественно мужчин. Сейчас их около 300 тыс. В Лондоне живут около 60 тыс. китайцев, примерно половина из них прибыли из Гонконга, остальные в основном из Китая, Малайзии, Вьетнама и Сингапура. Лондонский чайна-таун расположен в районе Сохо, являющемся главным туристическим и развлекательным центром британской столицы. Здесь множество китайских ресторанов, магазинов, парикмахерских, центров китайской медицины. Планируется построить второй китайский квартал, который будет расположен в восточной части Лондона.
Париж
Во Франции в настоящее время проживают около 50 тыс. китайцев, причем большинство (45 тыс.) – в Париже и его окрестностях. Самый крупный чайна-таун расположен в 13-м округе французской столицы. Квартал стал «китайским» еще в 20-х годах прошлого века. Помимо китайцев здесь проживают много переселенцев из Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Азиаты составляют 13% всего населения округа, а китайцы – 80% азиатской общины.
Где живут московские китайцы
Несколько крупных объектов московской недвижимости так или иначе управляются китайскими землячествами. Целиком или частично китайские фирмы арендуют и сдают в субаренду гостиницы «Останкино», «Молодежная», «Салют», «Орленок», «Севастополь», «Измайлово» и «Космос». Кроме того, китайцы де-факто владеют несколькими общежитиями: на улице Панфилова, в Балтийском и Будайском проездах, на улице Космонавтов, на Лиственничной аллее, Дмитровском шоссе, Студенческой, Палехской и Федоскинской улицах. Снимать квартиры китайцы предпочитают в восточном, северном и северо-западном округах столицы.
Иероглифы в формате А3
В Москве издается 7 газет на китайском языке, 4 из них – ежедневные. Самой авторитетной китайцы считают ежедневный «Дракон». Он выходит на 24 черно-белых страницах форматом А3, тиражом до 5000 экземпляров. Распространяется газета на Черкизовском рынке и в нескольких китайских ресторанах. Ежедневные газеты «Хуан Чу» и «Хуа Гыа» издаются на 76 и 82 страницах соответственно и распространяются в офисах китайских фирм на востоке, севере и северо-западе Москвы, а также на Черкизовском рынке. Есть вечерняя газета «Мосыке веньбао» – «Вечерняя Москва» (не имеющая к традиционной «Вечерке» никакого отношения).
Москва–Пекин и обратно
Китайцы жили и работали в Москве и до революции 1917 года, и после. В 20-х годах прошлого века в районе бывшей Немецкой слободы (недалеко от современной Бауманской улицы) существовал даже китайский клуб, при котором были гостиница и ресторан. В столице действовало «Общество возрождения Китая», которое в 1930 году состояло из 1300 человек. Более половины государственных московских прачечных носили китайские названия: «Пекинский труженик», «Порт-Артурская прачечная», «Гоминьданский пролетарий» и т.д. Впоследствии все это исчезло вместе с НЭПом, оставив после себя лишь роскошное оформление магазина «Чай и другие колониальные товары» на Мясницкой. Вновь китайцы появились в Москве в начале 50-х, в эпоху братских отношений и песни «Москва–Пекин». Тогда в Москве учились и стажировались тысячи студентов, аспирантов и специалистов из Поднебесной. Но в 60-х годах советско-китайские отношения расстроились и дружба закончилась стрельбой на Даманском полуострове. Большинство китайцев тогда вернулись на родину.
Возвращение китайцев в Москву началось в 1987–1989 годах. Первыми были все те же студенты и стажеры, которые параллельно с учебой занялись торговлей. Именно тогда начала закладываться экономическая основа современной китайской общины. Сегодня основной сферой занятости и источником доходов московских китайцев по-прежнему остается торговый бизнес.