3
8548
Газета Идеи и люди Печатная версия

17.04.2019 19:30:00

От выживания к развитию. В России должна смениться идеологическая парадигма

Олег Носкович

Об авторе: Олег Игоревич Носкович – кандидат физико-математических наук.

Тэги: общественное развитие, ценности, идеология, идеологический базис, суверенная демократия, экономика


общественное развитие, ценности, идеология, идеологический базис, суверенная демократия, экономика Весь постсоветский опыт продемонстрировал: Россия – самостоятельная цивилизация. Фото агентства «Москва»

Нельзя ставить цели общественного развития, не опираясь на простую и ясную систему ценностей, на простое и ясное понимание справедливости. Нельзя планировать экономический прорыв, не предлагая фундаментально обоснованных механизмов его осуществления. А мы упорно пытаемся это делать – пытаемся обходиться без руководящей идеологии. Но любое общество, не скрепленное набором бесспорных для подавляющего большинства его членов истин, неминуемо развалится. И идеология у нас есть, просто это идеология выживания, достаточная для того, чтобы не умереть, и абсолютно недостаточная для уверенного движения вперед.

Ответственные политики и непредвзятые интеллектуалы отдают себе отчет в том, что политика и экономика современной России остро нуждаются в новом прочном идеологическом базисе. Со всех сторон звучит констатация данного обстоятельства, даются бесчисленные яркие и точные описания безрадостного положения дел в связи с неэффективностью государственного управления. Однако при всем при этом не наблюдается ни малейшего предложения глубоко продуманного комплекса философско-экономических идей, способных сплотить вокруг себя все российское общество и воодушевить его на новые свершения. Почему?

Причин две. Первая – сложность проблемы с интеллектуальной точки зрения. Конечно, энтузиасты-одиночки могут внести свой неоценимый вклад, но для создания идеологии, реально созидающей, неразрывно связующей в единое целое духовную, политическую, экономическую сферы, необходим междисциплинарный подход с анализом гигантского количества информации, что диктует участие в творческом процессе целых научных коллективов, невозможное без государственного заказа. А власть, и в том вторая причина, не готова инициировать процесс создания новой общественной идеологии. В условиях очевидного исчерпания возможностей прежней модели роста ничем иным, кроме как самоуспокоенностью, увлеченностью сиюминутным, недостатком стратегического видения, а часто прямым игнорированием общественного интереса в пользу корпоративного, пренебрежение поиском новой концепции развития объяснить невозможно. Тем более что от власти требуется немного, а выгода очевидна. Всего-то нужно грамотно организовать работу имеющих разные взгляды на исторический процесс и на развитие страны аналитических центров, иметь результаты труда которых несравненно лучше, нежели не иметь вообще ничего. Это особенно важно в период нарастающего мирового системного кризиса, когда ой как кстати придется хотя бы мало-мальски проработанная стратегия движения вперед, а лучше не одна.

Складывается тягостное впечатление, что идеология выживания признается властью высшим духовным достижением современной России, после коего все дальнейшее движение по пути духа уже несущественно, потому как главное свершилось. Это крайне опасное заблуждение, ибо дух никогда не стоит на месте, ему все время требуется пища, и от того, какой она будет, зависит его самочувствие.

В свете вышесказанного важно понимать, что собой представляет идеология выживания. Распад Советского Союза и тектоническая смена политико-экономической формации в значительной мере были обусловлены тем, что массовое сознание поставило знак равенства между экономическим процветанием и свободой личности, правами человека, приоритетом общечеловеческих ценностей над всеми остальными. Однако прочувствованная на личностном уровне национальная катастрофа последнего десятилетия XX века со всей очевидностью продемонстрировала людям, как все эти гуманитарные ценности легко превращаются в фикции. Более того, они становятся инструментами обмана и манипуляции со стороны власть имущих, как доморощенных, так и зарубежных.

В условиях отказа от прежних общественных идеалов и краха новопровозглашенных начался процесс самоуничтожения нации посредством ее фрагментации вследствие низведения общенационального интереса до уровня интереса местечкового и семейного. Происходил фактический отказ от национальных ценностей, что оказалось тем пределом, за который личное сознание россиянина оказалось неготовым выйти, и здесь на последнем рубеже обороны принялось извлекать из себя все, пригодное для сохранения национального единства, единственным материальным воплощением которого остается государство, плохое ли, хорошее ли, но только оно способно обеспечить само существование россиянина. Отсюда ставшая практически всенародной идея национального государства и национального суверенитета. При отсутствии консенсуса относительно общественных ценностей «глубинному народу» (в терминах Суркова) не оставалось ничего другого, как опереться на свое собственное исконное, идущее из глубины веков понимание справедливости. При этом и идея государства, и в особенности идея справедливости, неся в себе мощный эмоциональный заряд, весьма слабо рационализированы не только в головах граждан, но и, что хуже всего, в головах профессионалов, которые в гораздо большей степени являются ограничителями, чем созидателями, поскольку абсолютно ясно указывают на то, чего ни власти, ни гражданину делать нельзя, и, предоставляя широчайший простор для дальнейшего толкования, не дают абсолютно никакой теории для осмысленного движения вперед.

Тем не менее идеология выживания, очертившая пределы допустимого и наметившая общественные идеалы, являет собой мощный фундамент идеологии развития. Последняя, избавившись от любого рода туманных суждений, должна ясно обрисовать общество, которое мы хотим построить, и методы, которыми мы собираемся это сделать. Задача не из легких, ибо требует создания ни много ни мало новейшей современной теории общественного развития, которой не обладает еще никто в мире. Зачем она России? Да затем, что, как доказал опыт взаимодействия с окружающим миром, мы как держава пребываем и неизбежно еще очень долго будем пребывать в состоянии исторического одиночества, при котором никто, кроме нас самих, не зажжет нам путеводную звезду и не расскажет, куда и как идти. Весь постсоветский опыт продемонстрировал, что Россия есть самостоятельная цивилизация, что в ином качестве существовать она не может, потому и обречена на собственный путь. У нас просто нет иного выхода, кроме собственного проекта развития, немыслимого без идеологии.

Ядро идеологии проекта – это идеал общественного устройства, далее в жизни реализуемый политически и экономически. Идеал общественного устройства – духовное наполнение проекта, он возникает как результат многофакторного взаимодействия, в основе которого лежит мировоззрение масс. Обыденное мировоззрение, присущее подавляющему большинству населения, не в состоянии самостоятельно сформулировать работающий идеал. Однако именно обыденное мировоззрение масс задает параметры реализуемого идеала, дать который обществу в развернутом виде – задача специально к тому обученных профессионалов, обладающих научно-практическим видением мира.

При всей критической важности последующего облечения идеала в ткань практических политико-экономических действий именно мировоззренческий аспект как базовый является ключевым. Без понимания в деталях того, какое мироустройство общество считает справедливым, невозможно никакое дальнейшее определение идеала. Отсюда первоочередной задачей любого, ответственно взявшегося за проблему общественного идеала, является всестороннее изучение общества, для которого этот идеал формулируется. Необходимо проведение масштабных системных исследований со стороны социологии, политологии, истории, психологии, экономики и т.д. с последующим философским осмыслением результатов. Ничего подобного наше государство не предпринимает и, судя по всему, предпринимать не собирается. Такое поведение власть имущих было бы понятно и даже оправданно, если бы мы жили в условиях эволюционного процесса, когда идеи в обществе вызревают сами собой и созревшим плодом падают в руки политического класса, коему достаточно иметь минимум интеллекта и воли, дабы начать их эксплуатировать. Нынешнее же время, и это видно невооруженным взглядом, если, конечно, взгляд не замутнен корыстным интересом, это время одновременных кризисов – нашего собственного и мирового. В этих условиях нет времени ждать, государству следует брать на себя функции как модератора дискуссии, так и творца общественного идеала, призванного быть ядром новейшей теории общественного развития.

Переживаемый нами кризис, если говорить коротко, заключается в том, что суверенная демократия вступила в жесткое противоречие с отсутствием суверенной экономики, потому как идеология выживания не способна создать инструменты для удовлетворительного текущего развития, не говоря уж о стратегическом. А ведь суверенная демократия гроша ломаного не стоит без наличия суверенной экономики. Не реагировать на данное обстоятельство, а тем более пытаться его не замечать – глупо и даже преступно по отношению не только к здравому смыслу, но и к интересам государства.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(3)


protest 23:44 17.04.2019

Вот почему Россия вместо того, чтобы быть экономическим двигателем - это просто большая АЗС, и она все еще ждет россиянина Дэн Сяопина

dlz 05:05 18.04.2019

Если верхи не могут, давайте спросим у народа, что он хочет. Мне почему то кажется, что ответ будет как нельзя простым: наши ценности, это наш народ, наша страна и наша земля. Идей о преумножении народа более чем достаточно уже у М.В. Ломоносова, способов управления территориями путем гласного контроля и советования в нашей истории тоже более чем достаточно. Нам нужна земля, правда и воля. Все еще точно так же, как во времена Народовольцев.

Дмитрий 12:05 18.04.2019

"Однако именно обыденное мировоззрение масс задает параметры реализуемого идеала, дать который обществу в развернутом виде – задача специально к тому обученных профессионалов, обладающих научно-практическим видением мира. " Российский Дэн Сяопин уже есть - прочтите и посмотрите работы профессора Сулакшина Степана Степановича, его Программу и проект Конституции, теоретические основания успешности сложных социальных систем и ценностные реостаты человека.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
522
Россия может победить в санкционной битве с Западом

Россия может победить в санкционной битве с Западом

Михаил Сергеев

Правительству РФ советуют восстановить стимулы для частных инвестиций

0
1684
Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
1924
Никпэки вне закона:  спасение или потеря для граждан и государства

Никпэки вне закона: спасение или потеря для граждан и государства

Сергей Агафонов

0
861

Другие новости