Акции протеста против законопроекта в Центре пока предпочитают не замечать. Фото с сайта www.idelreal.org
Государственная дума может рассмотреть более мягкую редакцию законопроекта о добровольности изучения в РФ родных языков. Как заявил зампредседателя комитета по образованию Олег Смолин, причиной стали критические отзывы, поступившие из национальных регионов, таких как Татарстан, Калмыкия, Дагестан и Кабардино-Балкария. Однако, по словам Смолина, даже в «мягкой редакции» смысл инициативы останется прежним – изучение национальных языков в субъектах Федерации будет только факультативным. Между тем у этой инициативы немало противников и некоторые даже называют ее «законом о факультативных народах». Национальные элиты, представители интеллигенции, причем не только национальной, чувствуют себя оскорбленными и требуют оставить родной язык в школьной программе в нынешнем обязательном статусе и не понижать статус предмета. Противники закона пытаются объяснить, что выступают за то, чтобы ученик и его родители могли сами выбрать родной язык, который они хотели бы изучать, и этот предмет должен остаться обязательным в школьной программе. В регионах зреет недовольство, признаки которого можно заметить в публичных заявлениях отдельных смельчаков, не боящихся прессинга со стороны власти. Игнорирование этого возмущения может быть крайне опасно для страны, поскольку уже раскалывает российское общество по национальному признаку.
Эта история началась в апреле, когда в Государственную думу был внесен законопроект, называющийся «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании». Авторами документа на первом этапе были 10 депутатов (в основном члены «Единой России»), сейчас их стало 18. Они предлагают «уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и не в ущерб преподаванию государственного языка Российской Федерации».
Если объяснять коротко, то законопроект означает, что в общеобразовательных школах России преподавание родного языка будет выведено за пределы базовой школьной программы и станет неким дополнительным занятием. Сейчас школьники в национальных регионах в обязательном порядке учат предмет под названием «Родной язык», причем могут выбрать его на добровольной основе из нескольких предложенных. Например, мариец в Чувашии может выбрать для изучения марийский язык, в Татарстане татарин или русский может заниматься татарским. Если же ученик решил выбрать в качестве родного русский язык, он может изучать параллельно такие связанные предметы, как риторика или красноречие.
Пока, если учебное заведение не может обеспечить ученику изучение нужного ему родного языка, ему придется отправляться на дополнительные занятия, например, в воскресную школу. Но если же законопроект будет принят, то обязательный предмет «Родной язык» станет просто факультативом. Противники законопроекта уверены, что ученикам и их родителям надо предоставить право выбора языка, однако сам предмет оставить в школьной программе в прежнем статусе.
Спорный документ уже назвали «законом о факультативных народах» или «законом против родных языков». Касается он двух десятков национальных регионов из восьмидесяти. В общем-то, в этих национальных регионах понимают, что они в меньшинстве и помешать принятию критически важного для себя документа не могут, но сопротивляться ему будут.
«Давайте объявим математику добровольным предметом»
Внешне законопроект выглядит очень благообразно. Нельзя заставлять в формате обязательной школьной программы изучать язык, который не является для тебя родным – такое занятие должно быть только добровольным, или факультативным, утверждают сторонники изменений. Оппоненты этой идеи возражают: давайте объявим математику, физику или неродной английский язык добровольными предметами обучения, посмотрим, как сократится число учащихся в классах. Почему же иностранный (английский, французский или какой-то еще) язык должен быть обязательным в программе, а родной – только в формате допзанятий?
Другой аргумент уже не такой эмоциональный, но не менее сильный: законопроект в его нынешней форме убьет национальное образование или как минимум нанесет ему существенный урон. Дело в том, что общеобразовательные школы не будут держать на отдельной ставке преподавателей по предмету необязательного обучения. Возможно совмещение, когда, например, учитель по информатике, труду или физкультуре будет на половину или четверть ставки преподавать родной язык для немногих желающих. В любом случае это означает падение качества национального образования или отмену его.
Дети имеют право выбрать родной язык, но этот предмет в школе должен иметь высокий статус. Фото с сайта www.tatar-inform.ru |
Третий аргумент противников законопроекта – юридический. Статья 68 российской Конституции предусматривает, что регионы вправе устанавливать свои государственные языки. А если они государственные, то преподавать их в школе нужно, как преподают государственный русский язык. Противники закона уверены, что у них есть сильный аргумент для признания закона антиконституционным, но пока документ не принят Госдумой, суд не примет жалобу.
Школьники будут разделены по национальному признаку
У авторов законопроекта, впрочем, своя база аргументов. Русские родители в нацрегионах, которые не видят перспектив в изучении татарского, башкирского, марийского или любого другого языка для своего ребенка, в прошлые годы массово жаловались Министерству образования России и требовали оградить русских детей от изучения «нерусских языков». Например, в Казани в прошлом году некая Ольга Зиятдинова даже пыталась подать в суд, требуя компенсацию 1 млн руб. за обязательное (как она считала, насильственное) изучение ее сыном татарского языка в школе. Иск не был принят.
Законопроект эту проблему не уберет, а, наоборот, породит еще одну, говорят противники. При введении добровольности изучения родных языков классы будут разделены по национальному признаку: на русских и нерусских детей. Так было в советские времена, когда представителей титульных народов заставляли изучать родной язык, а русские школьники получали отгул. В свое время это привело только к стремительно растущему отторжению родных языков и отношению как к ненужному довеску в без того скучном школьном образовании. Кроме того, это приводило к межнациональной розни. «У нас очень быстро нагнетается межнациональная напряженность, – говорил Павел Шмаков, директор школы-интерната для интеллектуально увлеченных детей «СОлНЦе». – Я живу здесь с рождения, здесь жили мой папа, мой дедушка. Межнациональных конфликтов особо не было. Напряженность была только в начале 1990-х годов. И то это успокоилось. А сейчас снова стали делить: ты татарин, а ты – русский. Ты будешь выбирать татарский, а ты – нет. Я вспомнил, что когда я был школьником, была смешная, но не очень хорошая ситуация: русские играли в футбол, а татары шли учить татарский. Но это еще не было жестко. Это было просто не совсем правильно. А сейчас началось жестко».
«Пока мы живем, мы разговариваем на своем языке, но постепенно наши дети и внуки перестают разговаривать на родном языке. За три года количество детей, изучающих марийский язык, в Агрызском районе уменьшилось на 50 человек. Уже в недалеком будущем его будет просто некому изучать», – отмечал полпред Марий Эл в Татарстане Олег Третьяков. – Может ли развиваться многонациональное общество, если начинает гибнуть язык, традиции, обычаи хотя бы одной нации? Нет. В этом случае отмирает нация. Нельзя допустить, чтобы растворился язык народа, исчезла его национальная культура».
«Я убедился на примере развала СССР, что в первую очередь националистами и экстремистами становились те, кто не знает своего языка, не приобщен к своей культуре, к традициям. Нужно терпеливо объяснять это людям, не объявлять их националистами, шовинистами», – считает спецпредставитель президента РФ по вопросам сотрудничества с государствами Каспийского региона, экс-глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. – Каждый гражданин России должен думать о гражданских правах всех россиян разных национальностей. Это путь к стабильности и развитию. Всякий национализм, попытка ущемления кого-то по национальному признаку – это антикультурно и аморально».
Эксперт по школьному образованию из Татарстана Марат Лотфуллин уверен, что на практике произойдет массовый отказ от родного языка, поэтому он считает законопроект формой насильственной ассимиляции народов России. Родители не захотят дополнительной нагрузки для ребенка, не захотят выбиваться из общей массы русскоязычных учащихся.
Выбирать, какой из этих двух вариантов лучше, в регионах не хотят и просят оставить все как есть: два часа на изучение родного языка в неделю.
К противникам закона уже подключился Совет при президенте России по правам человека. Руководитель профильной комиссии по культурным правам, образованию и науке Анита Соболева считает, что законопроект подрывает межнациональный мир, ставит под удар сохранение языков народов России, снижает уровень гарантий конституционного права на пользование родным языком. «При таком подходе невозможно говорить о развитии у детей любви к родному языку, поскольку его изучение становится дополнительным бременем, от которого освобождены те, у кого родной язык совпадает с государственным», – говорится в обращении Совета по поводу законопроекта.
Еще один аргумент сторонников законопроекта, что обязательное изучение национальных языков наносит ущерб знаниям русского языка. Этот довод в том же Татарстане парируют высокими показателями ЕГЭ по русскому. При этом в Татарстане на изучение татарского языка отводится не меньше двух часов в неделю, а русский язык во всех национальных республиках изучают такое же количество часов, как во всех остальных регионах.
«Возникнет давление русскоязычного большинства на иноязычное меньшинство»
Рассмотрение законопроекта пока отложено. Профильный комитет Госдумы по образованию в лице своего председателя Вячеслава Никонова решил, что необходимо собрать дополнительные отзывы. На голосование в Госдуму документ будет поставлен осенью этого года. Перед этим региональные парламенты должны вынести свой вердикт. Некоторые (например, в Татарстане) жестко высказались против, но есть такие, кто поддержал. Например, профильные комитеты дагестанского парламента, что, впрочем, вызвало гнев и недовольство дагестанского национального сообщества.
В конце мая в Сети появилось открытое письмо инициативной группы «За сохранение родных языков» к депутатам Госдумы, избранным от национальных регионов, с требованием сопротивляться законопроекту или сдать мандаты.
«Законопроект декларирует «добровольный» принцип обучения родных и государственных языков республик и тем самым выводит эти дисциплины за рамки обязательной школьной программы. Никакой добровольности на практике не будет, вместо этого в школах возникнет давление русскоязычного большинства на иноязычное меньшинство», – говорится в открытом письме. – Законопроект несет в себе очень серьезную опасность – он разделяет детей в школьных классах на русских и инородцев. Как мы помним из истории, такое разделение всегда становится причиной тяжелых конфликтов на национальной почве, провоцирует рознь, вражду и ненависть между людьми. Разделение детей в школах на русских и нерусских обязательно перейдет на родителей детей и в конечном счете на все российское общество. Чем это грозит нашей многонациональной стране, говорить даже не приходится».
В конце мая в Москве прошел круглый стол по теме законопроекта, на котором собрались представители почти всех национальных регионов.
«Законопроект уменьшает гражданские права многонационального народа России, который так и назван в Конституции – многонациональным. Мотивы принятия этого закона рационально не объяснимы, – заявил на круглом столе известный журналист и общественный деятель Максим Шевченко. – Никакой русский язык нигде не ущемляется, мы это прекрасно знаем, ни в одном субъекте России не привели реального примера факта ущемления русского языка. Более того, я не знаю ни одного человека, который бы, изучая татарский или кабардинский язык, перестал бы быть русским».
На круглом столе законопроект назвали попыткой противопоставить русский народ другим народам России. В итоге участники решили созвать демократический конгресс народов России, а наблюдатели могут убедиться, что спорное предложение Госдумы уже породило напряжение на межнациональной почве.
Есть еще аргумент, который вызывает у противников законопроекта недоумение. «Россия внимательно следит за положением русского языка в образовании зарубежных стран, протестуя против того, что происходит в Украине и Латвии, – говорится на сайте Tatpolit, который выступает главным идеологическим рупором противников законопроекта. – И в то же самое время парламент Российской Федерации рассматривает законопроект, который отнимает право обучаться на родном языке у народов нашей страны».
«Лет через десять гражданам Российской Федерации будет вменена обязанность использовать русский язык даже в частной жизни, а нарушение обязанности будет преследоваться в уголовном/административном (как повезет) порядке, – продолжает Tatpolit. – Потому что родные языки народов Российской Федерации будут непонятными для властей. Вот если человек говорит на английском или даже узбекском, всегда можно найти переводчика. А что делать с теми, кто говорит на чувашском, татарском, марийском или якутском? Переводчика нет, ну не обучают переводчиков на такие языки уже давно, что очень повышает риск террористической угрозы. Мало ли о чем вы там трете на своем татарском, может, о семейном, а может, обсуждаете, куда заложить бомбу. И если вы считаете, что это бред, то мысленно вернитесь в 2008 год и скажите сами себе, что изучать татарский можно только во внеурочное время по заявлению. Бред стал реальностью».
Законопроект смягчат, но добровольность оставят
Почти сразу же после окончания круглого стола в СМИ попала информация о совещании в администрации президента России по теме законопроекта. На нем присутствовали представители Чечни, Кабардино-Балкарии, Дагестана и Татарстана. Представители первых двух регионов в Госдуме – депутаты Шамсаил Саралиев и Ирина Марьяш – выступают соавторами законопроекта (Марьяш свою подпись отозвала после начала общественной кампании против законопроекта). По сообщениям СМИ, на совещании якобы была достигнута договоренность, что соавторы внесут на рассмотрение Госдумы новую редакцию документа, которая должна устроить всех. На днях заместитель председателя профильного комитета по образованию Олег Смолин подтвердил, что законопроект будет изменен, но тут же поправился, что принцип добровольности отменять никто не будет. Вопрос, останутся ли родные языки в школьной базовой программе и не превратятся ли в факультатив, так и остался нерешенным.
Максим Шевченко считает, что упразднение родных языков в школьной программе – это лишь этап в будущей перекройке административной карты страны, когда национальные регионы будут ликвидированы, а Россия перестанет быть федеративным государством. «В нашей стране примерно 170 языков. Из них только у двух десятков есть система преподавания. Остальные языки, а вернее, их носители, по сути, предоставлены сами себе. В результате языки вымирают естественным путем. Некоторые, например алеутский, представлены всего десятком человек, а количество носителей сокращается год от года», – заявила на круглом столе по защите родных языков Ольга Казакевич, знаменитый в России эксперт по диалектам малых и коренных народов, по мнению которой в будущем печальная участь может постичь языки, оставшиеся без господдержки. Так что, очевидно, борьба за возможность изучения национальных языков далеко еще не закончена. «Мне кажется, что мы стоим на пороге грандиозного конфликта, – отметил один из участников круглого стола Амиль Саркаров. – Именно языковые противоречия являются главной линией раскола в многонациональных государствах. На мой взгляд, у нас замечательная Конституция с точки зрения соблюдения прав и интересов всех этноязыковых сообществ. Но власти вместо того, чтобы заложенные в ней положения претворять в жизнь, действуют в противоположном направлении. Я все меньше верю в то, что данный законопроект вступит в силу, но если это все-таки произойдет, то любые профилактические меры по сохранению межнационального мира окажутся бессильными. Линия раскола станет настолько глубокой, что ее ничем нельзя будет «склеить», только отменой антиконституционного закона».
комментарии(5)
0
Татьяна 15:42 07.06.2018
Даже не верится в такое. Как можно выучить язык за один час в неделю? Какой в этом толк?! Очень необдуманная поправка.
0
Мария 18:16 07.06.2018
Как можно так издеваться над родными языками. Не лезли бы со своими советами и все бы было шикарно. Тем, кому этот язык "не нужен", забыли бы его через время и все. Ни в одной школе никогда не придирались к детям родителей, говорящих только на русском языке. Все взрослые люди и понимали, что язык их детям дается сложно, ставили оценки просто так. Без каких-либо лишних проблем. Читать умеешь, в общих чертах понимаешь - молодец, садись, 5 Остальные учили себе язык спокойненько.
0
Равиль 18:34 07.06.2018
Когда ж вы поймете, что нельзя детей добровольно чему-то изучать. Школьная программа в СССР была потому лучшей, что разносторонне развивала ребенка и в ней были те же родные языки
0
Sapsan 00:27 08.06.2018
Когда ж вы поймёте, что нужно думать своей головой, а не следовать за манипулятором как бараны. Выкидывание изучения языка туземцев из базовой школьной программы колонизаторы иезуитски подменили фразой о "добровольности изучения неродных языков", (только подумайте!) выставив туземцев насильниками, стоящими за принуждение изучать чужой язык. Ну большинство туземцев не блещет умом и повторяет за колонизаторами их иезуитские фразы с шулерской подменой понятий о необходимости принудительного обуч-я.
0
Эдуард 02:53 08.06.2018
Обращаюсь к Госдуме с просьбой, обязательно принять этот закон. Русские да и большинство татарских детей и их родителей только вздохнули облегчённо. Наконец то их перестали принуждать изучать татарский язык. Пять часов татарского против двух русского в неделю. Не отнимайте у детей будущее ведь без достойного знания русского языка его просто нет! А как можно достойно изучить русский за пару часов в неделю?!