0
7788
Газета Идеи и люди Печатная версия

22.05.2018 00:01:00

Закавказская "вилка" для Москвы

Чем опасен для России прозападный поворот Еревана

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: саммит, еаэс, армения, пашинян, внешняя политика, ес. заказвказье, россия


саммит, еаэс, армения, пашинян, внешняя политика, ес. заказвказье, россия Армянские политики воспользовались ростом отчуждения от России в обществе. Фото РИА Новости

Прошедший 14 мая в Сочи саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на первый взгляд стал позитивным для российско-армянских отношений. Новый премьер-министр Никол Пашинян, пришедший к власти 8 мая в результате полуторамесячных протестных демонстраций, заявил об усилении курса на экономическое взаимодействие с Россией. «Это новая Армения, где каждая инвестиция будет защищена», – заявил он. В свою очередь, президент Владимир Путин указал, что Россия рассматривает Армению как «ближайшего партнера и союзника в регионе». Эти заявления как будто дают повод для оптимизма. Тем более что накануне сочинского саммита, 11 мая Пашинян также заявил, что внешняя политика Еревана не изменится. И все же основание для беспокойства у Москвы есть.

На протяжении последних 10 лет прозападный курс Армении постоянно усиливается. Свергнутое правительство Армена Саргсяна не было однозначно пророссийским. Заявляя о партнерстве с Россией, оно проводило политику сближения с Западом. Армения подписала в 2014 году  пакет соглашений с НАТО, которые сделали ее первой среди стран ОДКБ по количеству программ военного сотрудничества с альянсом. В декабре 2017 года Армения парафировала соглашение об ассоциации с ЕС, которое в апреле ратифицировал армянский парламент. В Армении свободно действовали американские и европейские НКО. Помешать им правительство Саргсяна не могло, коль скоро оно постулировало «европейский выбор». Теперь Саргсян был свергнут преимущественно прозападной оппозицией.

В Армении выросло целое поколение молодых (и не очень молодых) политиков, воспитанных на американских и европейских грантах. Этот слой воспользовался ростом отчуждения от России в армянском обществе, которое посчитало, что Москва оказала Армении недостаточную поддержку в период «апрельской войны» в Нагорном Карабахе 2016 года и на Ереванском саммите ОДКБ. Тогда Россия сделала заявление, что гарантии безопасности ОДКБ распространяются на Армению, но не распространяются на Нагорный Карабах. На это наложилась сложная социальная ситуация в стране, которая подпитывала протестные настроения. В известном смысле Саргсян повторил судьбу президента Эдуарда Шеварднадзе в Грузии, который также пытался балансировать между Россией и Западом, вырастил прозападную элиту и в итоге был ею же свергнут. Нынешнее руководство Армении – тандем «Саркисян–Пашинян» будет, очевидно, более прозападным, чем балансировавший Саргсян (иначе зачем было его свергать?).

В состав нового правительства Армении также вошли чиновники, чья карьера была связана с международными западными организациями. Едва ли этот тандем будет сразу рвать с Россией. Но постепенно дистанцирование Армении от «евразийских структур» скорее всего начнется. Здесь может наметиться несколько военно-политических кризисов. Первый кризис может возникнуть вокруг ЕАЭС. Соглашение об ассоциации с ЕС объективно ставит вопрос о перспективах членства Армении в этой организации. На это накладывается растущая критика ЕАЭС в самой Армении, который якобы, как утверждает ряд армянских экономистов, даже препятствует ее развитию. Армения вполне может изменить формат своего членства в ЕАЭС: от ассоциированного члена до полного выхода из нее. Такая ситуация способна привести к серьезному кризису для недавно созданного ЕАЭС. Если ЕАЭС проигнорирует соглашение об ассоциации Армении и ЕС, то это приведет к ослаблению его таможенных границ.

Одновременно это создаст опасный прецедент заключения членами ЕАЭС самостоятельных торговых соглашений с ЕС, что фактически ослабит его интеграционную роль. Если же ЕАЭС поставит перед Ереваном вопрос о соответствии его соглашения с ЕС общей интеграционной политике, то Армения может использовать его как повод для пересмотра своего участия в ЕАЭС.

Второй кризис может наступить при решении карабахского вопроса. Новый премьер Армении 9 мая посетил Нагорный Карабах, демонстрируя более жесткий подход, чем его предшественник. Правительство Пашиняна может поставить вопрос о пересмотре Венских и Петербургских договоренностей 2016 года, которые на сегодняшний день служат основой мирного процесса по карабахскому вопросу. США и Франция как сопредседатели Минской группы ОБСЕ с большой долей вероятности поддержат армянскую позицию, чтобы посильнее вбить клин между Москвой и Ереваном. Россия будет поставлена перед сложным выбором: или согласиться с дистанцированием Армении в сторону Запада,  или поддержать Ереван сильнее Запада. Третий кризис может возникнуть вокруг ОДКБ. Еще в 2005 году Армения и НАТО подписали План индивидуального партнерства. Участие в нем Еревана предполагает проведение периодических консультаций с НАТО по региональной безопасности, разработку самой стратегии этой безопасности, разработку военной доктрины Армении, усовершенствование процесса оборонного и бюджетного планирования и другие вопросы.

Армения также участвует в миротворческих миссиях Альянса в Косово и Афганистане. С октября 2014 года НАТО и Армения начали составлять ежегодную «дорожную карту» индивидуального сотрудничества. Следующим шагом может стать усиление координации между Ереваном и Брюсселем на уровне военно-штабного планирования, а это уже может разойтись с обязательствами Армении в рамках ОДКБ.

Россия рискует оказаться перед политически трудной ситуацией. Поддержка нового, прозападного, правительства в Ереване перечеркнет все позитивные результаты диалога с Азербайджаном и Турцией, который Москва терпеливо выстраивала на протяжении последних 15 лет. Сама Армения при этом будет продолжать дрейф на Запад, все больше расходясь с ЕАЭС и ОДКБ. Москва фактически будет поддерживать правительство, нацеленное на отход от самой России и усиление роли западных структур в Закавказье. «Вилка» – это ситуация шахматной игры, когда игрок вынужден потерять одну из шахматных фигур. Она возникает при создании одновременной угрозы двум фигурам противника, чаще всего – объявления при этом шаха его королю. Какой бы ход ни сделал противник, он будет вынужден потерять одну из своих фигур. Подобная ситуация может, к сожалению, возникнуть для России в Закавказье. В Москве пока преобладают умеренно оптимистические настроения в отношении развития событий в Армении. Но в перспективе они могут создать серьезную стратегическую «вилку» для России, причем не только в Закавказье.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
1072
На саммит ЕС вынесут вопрос миротворцев для Украины

На саммит ЕС вынесут вопрос миротворцев для Украины

Юрий Паниев

Брюссель переведет Киеву 18 миллиардов евро, полученных в качестве прибыли от замороженных активов России

0
2981
У Трампа, по-видимому, еще нет стратегии в отношении Кремля

У Трампа, по-видимому, еще нет стратегии в отношении Кремля

Геннадий Петров

Первая после выборов пресс-конференция политика оставила больше вопросов, чем ответов

0
2618
Ищите друзей поблизости. Об Армении откровенно и с надеждой

Ищите друзей поблизости. Об Армении откровенно и с надеждой

Борис Подопригора

0
5880

Другие новости