0
4689
Газета Идеи и люди Интернет-версия

21.09.2017 00:01:00

Российский алюминий теснит конкурентов с внутреннего рынка

Тэги: российский алюминий, производство, потребление, спрос, импортозамещение


российский алюминий, производство, потребление, спрос, импортозамещение Летом этого года в Нижегородской области появились первые в современной России мосты из алюминиевых сплавов. Фото Михаила Сорокина

Ситуация на рынках алюминия России и стран СНГ, похоже, начинает налаживаться после определенного спада. В течение двух последних лет объем потребления алюминия и алюминиевых продуктов в этих государствах потерял более 7%, сократившись с 1,6 млн т до 1,4 млн т. Однако за первое полугодие 2017 года потребление выросло на 13,9% в годовом выражении. Больше всего увеличился спрос в автопроме (на 23%) и энергетическом секторе (на 17%) – в отраслях, показавших наибольший спад в предыдущие два года. – В то же время  в других отраслях восстановление идет более скромными темпами: в машиностроении на 3%, строительстве  – на 2%.

Двухлетний спад, по мнению специалистов, был вызван экономическим кризисом и стагнацией многих отраслей, падением платежеспособности населения и уменьшением покупательского спроса. Сейчас, по мере выхода экономики из кризиса, влияние этих факторов ослабевает. Но сохраняются другие отрицательные моменты: недоступность дешевых кредитов для производителей, демпинг со стороны импортеров алюминиевых полуфабрикатов, отсутствие стандартов на многие виды алюминиевой продукции.

Однако производители алюминия все-таки демонстрируют оптимизм. Этому способствует утвержденный правительством РФ в конце прошлого года план мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия на 2016–2017 годы. Это знаковый документ: власти подготовили и реализуют комплекс мер, которые должны повысить внутреннее потребление алюминия и алюминиевых сплавов. Пока Россия, занимая второе место в мире по производству этого металла, треть потребления алюминиевой продукции обеспечивает за счет импорта по причине недостаточного развития глубокой переработки алюминия. А правительственный план, согласованный с основными игроками отрасли, поможет исправить эти недостатки.

Документ содержит 11 пунктов, реализация которых – по самому консервативному сценарию – обеспечит рост внутреннего потребления алюминия к 2020 году на 505 тыс. т. Наибольший прирост даст снятие ограничений и расширение применения алюминия в строительстве, транспорте, энергетике и машиностроении, а также меры по увеличению потребления этого металла в авиа- и судостроении. Прорабатывается расширение применения крылатого металла в вагоностроении.

В плане уделено внимание и системе подготовки специалистов для алюминиевой отрасли: в федеральные государственные образовательные стандарты планируется внести изменения с целью повышения уровня компетенций выпускников профильных учебных заведений. Документом предусмотрена разработка «дорожной карты», содержащей предложения по пересмотру действующих стандартов и сводов правил в части расширения применения алюминия в транспорте, энергетике, машиностроении, строительстве и других отраслях. «Дорожная карт» включает предложения по изменению и разработке более 100 стандартов, а также 6 сводов правил.

Кстати, в некоторых сегментах российские производители уже потеснили своих ключевых конкурентов из-за рубежа. Яркий пример – ситуация на рынке легкосплавных дисков. За последние два года поставки китайских колесных дисков, составляющих основной объем импорта  в Россию, сократились в 5,5 раза, а объем импортных поставок всех алюминиевых полуфабрикатов на российский рынок за этот же период уменьшился практически вдвое.

«Проблема высокой доли импорта в российском производстве не ограничивается ценовым преимуществом или конкурентным качеством иностранных поставщиков, – поясняет директор РУСАЛа по сбыту в России и странах СНГ Роман Андрюшин. – Достаточно широкая номенклатура алюминиевых продуктов, которая поступает к нам из-за рубежа, просто не имеет аналогов во внутреннем производстве или выпускается в недостаточном количестве для полного обеспечения потребностей внутреннего рынка. Примеров множество: широкий профиль для несущих конструкций в транспорте и строительстве, окрашенная лента или лента с пластиковым покрытием, фольга с бумажной или пластиковой основой для производства упаковочных материалов, мебельный профиль и т.д. И именно это ограничивает возможности импортозамещения на внутреннем рынке. Необходимо серьезное наращивание мощностей в экструзионном, прокатном, литейном производствах».

Но для глобального замещения импортной продукции требуется не только развитие новых производственных мощностей. Не менее важен коренной пересмотр действующих в РФ стандартов, правил и нормативов – что также предусмотрено правительственным планом. Сейчас даже высококлассные продукты из алюминиевых сплавов, которые пользуются повышенным спросом на мировом рынке, зачастую не могут быть использованы в России из-за законодательных ограничений.

Эта странная ситуация вызвана во многом наследием советского периода, когда алюминий был металлом двойного назначения, широко применялся в оборонной и космической сферах и довольно редко – в гражданской промышленности. С тех пор появились новые сплавы, методы обработки алюминия и технологии его применения, что привело к качественному расширению возможностей использования крылатого металла в экономике. Но практически все стандарты, нормы и правила, регламентирующие использование материалов, не менялись десятилетиями, не учитывают этих изменений – другими словами, откровенно устарели. И сейчас специалисты рынка, объединенные в Алюминиевую ассоциацию, готовы предложить проекты необходимых изменений, а власти, похоже, готовы их услышать.

Наиболее чувствительно сложившийся дисбаланс ощущается в строительной отрасли. В нынешней нормативной базе, которая формировалась в 2009–2015 годах, допустимыми материалами для изготовления конечных изделий и конструкций указаны только сталь, железобетон и дерево. Алюминий просто отсутствует. В то время как его можно эффективно использовать, например, в мостостроении: несущие конструкции мостов из алюминиевых сплавов служат не менее полувека, обладают низким весом и коррозийной стойкостью, прочнее стали и бетона. Такие мосты – вполне обыденное явление в Германии, Франции, Великобритании, США, Китае, а в России до последнего времени был всего один алюминиевый мост – в Питере, постройки конца 1960-х годов. Между тем интерес к таким конструкциям растет. Летом 2017 года при поддержке правительства Нижегородской области в этом регионе были смонтированы два первых алюминиевых моста в современной России. На очереди – еще несколько пешеходных пролетов в нескольких регионах.

Еще один пример – отсутствие в России ГОСТов на ряд изделий, которые массово применяются на стройках по всему миру, популярны и востребованы потребителями: сэндвич-панели с алюминиевой облицовкой, витражи из алюминиевых профилей, материалы подсистем навесных вентилируемых фасадов и т.д. Введение стандартов даст толчок массовому производству этих изделий.

«Безусловно, сами по себе согласованные и утвержденные документы, будь то правительственный план или различные стандарты, – не панацея, – считает Роман Андрюшин. – Но они должны стать дополнительным толчком для развития, выполнения дополнительного огромного объема работ по организации новых производств, привлечению инвестиций. Ведь у нас огромный потенциал для развития, перспективными являются абсолютно все отрасли. И мы видим большие возможности для существенного увеличения потребления алюминия на внутреннем рынке».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
655
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
655
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
528
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
339

Другие новости