Летом этого года в Нижегородской области появились первые в современной России мосты из алюминиевых сплавов. Фото Михаила Сорокина
Ситуация на рынках алюминия России и стран СНГ, похоже, начинает налаживаться после определенного спада. В течение двух последних лет объем потребления алюминия и алюминиевых продуктов в этих государствах потерял более 7%, сократившись с 1,6 млн т до 1,4 млн т. Однако за первое полугодие 2017 года потребление выросло на 13,9% в годовом выражении. Больше всего увеличился спрос в автопроме (на 23%) и энергетическом секторе (на 17%) – в отраслях, показавших наибольший спад в предыдущие два года. – В то же время в других отраслях восстановление идет более скромными темпами: в машиностроении на 3%, строительстве – на 2%.
Двухлетний спад, по мнению специалистов, был вызван экономическим кризисом и стагнацией многих отраслей, падением платежеспособности населения и уменьшением покупательского спроса. Сейчас, по мере выхода экономики из кризиса, влияние этих факторов ослабевает. Но сохраняются другие отрицательные моменты: недоступность дешевых кредитов для производителей, демпинг со стороны импортеров алюминиевых полуфабрикатов, отсутствие стандартов на многие виды алюминиевой продукции.
Однако производители алюминия все-таки демонстрируют оптимизм. Этому способствует утвержденный правительством РФ в конце прошлого года план мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия на 2016–2017 годы. Это знаковый документ: власти подготовили и реализуют комплекс мер, которые должны повысить внутреннее потребление алюминия и алюминиевых сплавов. Пока Россия, занимая второе место в мире по производству этого металла, треть потребления алюминиевой продукции обеспечивает за счет импорта по причине недостаточного развития глубокой переработки алюминия. А правительственный план, согласованный с основными игроками отрасли, поможет исправить эти недостатки.
Документ содержит 11 пунктов, реализация которых – по самому консервативному сценарию – обеспечит рост внутреннего потребления алюминия к 2020 году на 505 тыс. т. Наибольший прирост даст снятие ограничений и расширение применения алюминия в строительстве, транспорте, энергетике и машиностроении, а также меры по увеличению потребления этого металла в авиа- и судостроении. Прорабатывается расширение применения крылатого металла в вагоностроении.
В плане уделено внимание и системе подготовки специалистов для алюминиевой отрасли: в федеральные государственные образовательные стандарты планируется внести изменения с целью повышения уровня компетенций выпускников профильных учебных заведений. Документом предусмотрена разработка «дорожной карты», содержащей предложения по пересмотру действующих стандартов и сводов правил в части расширения применения алюминия в транспорте, энергетике, машиностроении, строительстве и других отраслях. «Дорожная карт» включает предложения по изменению и разработке более 100 стандартов, а также 6 сводов правил.
Кстати, в некоторых сегментах российские производители уже потеснили своих ключевых конкурентов из-за рубежа. Яркий пример – ситуация на рынке легкосплавных дисков. За последние два года поставки китайских колесных дисков, составляющих основной объем импорта в Россию, сократились в 5,5 раза, а объем импортных поставок всех алюминиевых полуфабрикатов на российский рынок за этот же период уменьшился практически вдвое.
«Проблема высокой доли импорта в российском производстве не ограничивается ценовым преимуществом или конкурентным качеством иностранных поставщиков, – поясняет директор РУСАЛа по сбыту в России и странах СНГ Роман Андрюшин. – Достаточно широкая номенклатура алюминиевых продуктов, которая поступает к нам из-за рубежа, просто не имеет аналогов во внутреннем производстве или выпускается в недостаточном количестве для полного обеспечения потребностей внутреннего рынка. Примеров множество: широкий профиль для несущих конструкций в транспорте и строительстве, окрашенная лента или лента с пластиковым покрытием, фольга с бумажной или пластиковой основой для производства упаковочных материалов, мебельный профиль и т.д. И именно это ограничивает возможности импортозамещения на внутреннем рынке. Необходимо серьезное наращивание мощностей в экструзионном, прокатном, литейном производствах».
Но для глобального замещения импортной продукции требуется не только развитие новых производственных мощностей. Не менее важен коренной пересмотр действующих в РФ стандартов, правил и нормативов – что также предусмотрено правительственным планом. Сейчас даже высококлассные продукты из алюминиевых сплавов, которые пользуются повышенным спросом на мировом рынке, зачастую не могут быть использованы в России из-за законодательных ограничений.
Эта странная ситуация вызвана во многом наследием советского периода, когда алюминий был металлом двойного назначения, широко применялся в оборонной и космической сферах и довольно редко – в гражданской промышленности. С тех пор появились новые сплавы, методы обработки алюминия и технологии его применения, что привело к качественному расширению возможностей использования крылатого металла в экономике. Но практически все стандарты, нормы и правила, регламентирующие использование материалов, не менялись десятилетиями, не учитывают этих изменений – другими словами, откровенно устарели. И сейчас специалисты рынка, объединенные в Алюминиевую ассоциацию, готовы предложить проекты необходимых изменений, а власти, похоже, готовы их услышать.
Наиболее чувствительно сложившийся дисбаланс ощущается в строительной отрасли. В нынешней нормативной базе, которая формировалась в 2009–2015 годах, допустимыми материалами для изготовления конечных изделий и конструкций указаны только сталь, железобетон и дерево. Алюминий просто отсутствует. В то время как его можно эффективно использовать, например, в мостостроении: несущие конструкции мостов из алюминиевых сплавов служат не менее полувека, обладают низким весом и коррозийной стойкостью, прочнее стали и бетона. Такие мосты – вполне обыденное явление в Германии, Франции, Великобритании, США, Китае, а в России до последнего времени был всего один алюминиевый мост – в Питере, постройки конца 1960-х годов. Между тем интерес к таким конструкциям растет. Летом 2017 года при поддержке правительства Нижегородской области в этом регионе были смонтированы два первых алюминиевых моста в современной России. На очереди – еще несколько пешеходных пролетов в нескольких регионах.
Еще один пример – отсутствие в России ГОСТов на ряд изделий, которые массово применяются на стройках по всему миру, популярны и востребованы потребителями: сэндвич-панели с алюминиевой облицовкой, витражи из алюминиевых профилей, материалы подсистем навесных вентилируемых фасадов и т.д. Введение стандартов даст толчок массовому производству этих изделий.
«Безусловно, сами по себе согласованные и утвержденные документы, будь то правительственный план или различные стандарты, – не панацея, – считает Роман Андрюшин. – Но они должны стать дополнительным толчком для развития, выполнения дополнительного огромного объема работ по организации новых производств, привлечению инвестиций. Ведь у нас огромный потенциал для развития, перспективными являются абсолютно все отрасли. И мы видим большие возможности для существенного увеличения потребления алюминия на внутреннем рынке».