0
10893
Газета Идеи и люди Интернет-версия

14.09.2017 00:01:00

Узбекистан корректирует внешнюю политику

Тэги: узбекистан, внешняя политика, посол, бахром ашрафханов, интервью


узбекистан, внешняя политика, посол, бахром ашрафханов, интервью Бахром Ашрафханов убежден, что альтернативы стратегическому партнерству у Ташкента и Москвы нет. Фото предоставлено посольством Узбекистана в РФ

Узбекистан в последнее время заметно активизировался на различных направлениях: он выстраивает стратегические отношения с Китаем, США, Россией, налаживает связи с Афганистаном. В Средней Азии республика явно претендует на роль регионального лидера. Об этом и многом другом посол Республики Узбекистан в РФ Бахром АШРАФХАНОВ рассказал обозревателю «НГ» Виктории ПАНФИЛОВОЙ.


После встречи президентов РФ и Узбекистана Владимира Путина и Шавката Мирзиёева прошло почти полгода. Что изменилось за это время в двусторонних отношениях? Что превалирует в диалоге: политика или экономика?

– Состоявшийся 4–5 апреля исторический по содержанию государственный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Москву придал мощный импульс узбекско-российскому взаимодействию практически на всех уровнях по всем актуальным направлениям – это и политические контакты, торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, расширение культурно-гуманитарных связей. Как следствие – рост активности узбекских и российских компаний, для которых госведомствами на согласованной основе существенно облегчены и упрощены соответствующие регулятивные режимы, в десятки раз увеличилась интенсивность взаимных визитов предпринимателей двух стран. Выделяется уровень военно-технического сотрудничества, оно стало более глубоким, качественным: оборонные ведомства двух стран сформировали совместный план взаимодействия, нацеленный на укрепление стабильности в Центральноазиатском регионе.

Трудовая миграция является одним из сложных вопросов во взаимоотношениях Москвы и Ташкента. Намерена ли узбекская сторона принять меры для сокращения потока мигрантов в Россию?

– Активизация и рост потоков трудовой миграции является характерной чертой сегодняшнего глобализированного мира, и Узбекистан не исключение. Соответственно о каких-либо намерениях или административных мерах властей Узбекистана по сокращению потока граждан, выезжающих за рубеж, в том числе в Россию, и речи быть не может, так как никто не вправе безосновательно ограничивать людей в их желании мигрировать в другие страны.

Другой вопрос, что можно и нужно предпринять, чтобы права и интересы граждан Узбекистана, временно пребывающих за границей, были  максимально защищены. По поручению президента Узбекистана правительство реализует комплекс мероприятий, который, с одной стороны, направлен на максимальную информированность и юридическую грамотность наших граждан, готовящихся к отъезду, а с другой – на создание правовых и организационно-институциональных условий, гарантирующих социальную и трудовую защищенность наших граждан, работающих за границей.

Узбекистан и Россия накопили определенный опыт взаимодействия в сфере трудовой миграции, но основной системной проблемой все еще является отсутствие согласованного механизма организованного набора работников, в котором можно было бы предусмотреть четкие параметры прав и обязательств всех участников процесса. Надеемся, что после визита Шавката Мирзиёева в Москву, в ходе которого в числе прочих были подписаны соглашения в сфере трудовой миграции – Межправительственное соглашение об организованном наборе (найме) граждан Узбекистана на территории России, а также Соглашение о взаимном учреждении представительств миграционных органов двух стран, ситуация изменится в лучшую сторону. Практическая имплементация этих документов не только позволит обеспечить защиту интересов иностранного работника (в данном случае гражданина Узбекистана), но и будет отражать интересы российских компаний и государственных учреждений.

Известно, что Узбекистан намерен открыть в РФ новые генконсульства. А что еще делается для укрепления взаимосвязей, помощи людям?

– С учетом объявления 2017 года Годом диалога с народом и интересов человека реализуется комплекс организационно-технических, бытовых и правовых мер по совершенствованию консульской работы. Прием граждан осуществляется и в неприемные часы, то есть «до последнего посетителя». Организовано телефонное консультирование граждан. Налажена переписка по принципу «вопрос–ответ» через электронную почту. Сотрудники консульского отдела выезжали в регионы России для обслуживания граждан Узбекистана на местах – в Калининград, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Астрахань, Воронеж. Наши сотрудники не раз участвовали в судебных процессах и способствовали вынесению справедливых решений в отношении граждан Узбекистана.

В СМИ сейчас обсуждается вопрос о введении загранпаспортов в Узбекистане. Как это скажется на взаимных поездках граждан?

– В целях создания благоприятных условий для населения, упрощения порядка выезда за границу президент подписал специальный указ, согласно которому с 1 января 2019 года отменяется стикер разрешительных записей для выезда за границу и вводятся биометрические паспорта граждан Узбекистана.

Ташкент всегда выступал за развитие сотрудничества с партнерами в двустороннем формате, не слишком доверяя многосторонним союзам. Можно ли ожидать изменений в таком подходе, тем более что Узбекистан хотели бы видеть и в ОДКБ?

– Позвольте не согласиться с такой постановкой вопроса. Наша страна последовательно и прагматично исходила из своих национальных интересов, которые ни для кого не секрет, и мы открыто говорили, в чем они заключаются. Если многосторонний формат не противоречит нашим фундаментальным государственным интересам (Концепции внешней политики) и эффективен на практике, то Узбекистан принимает участие в нем – ООН, СНГ, ШОС, ОИС, Всемирная туристическая организация и другие организации, в которых эти критерии соблюдаются.

Что же касается ОДКБ, то здесь о позиции Узбекистана совсем недавно в ходе прямой линии предельно ясно высказался министр иностранных дел Абдулазиз Камилов: «Вопрос возобновления участия нашей страны в ОДКБ в повестке не стоит… Мы остаемся верными принятой доктрине. При этом перспективы нашего двустороннего и многостороннего сотрудничества с Россией огромны. Это сотрудничество в политической, экономической и культурно-гуманитарной областях. У нас будет продолжаться взаимодействие в вопросах региональной безопасности. На международной арене мы часто поддерживаем кандидатуру России в различных международных организациях, прежде всего в ООН. Естественно, мы испытываем и поддержку России…»

Региональная безопасность, поддержание стабильности – одна из самых насущных тем политической повестки вашей страны. Как Ташкент противостоит угрозам, исходящим из Афганистана?

– В январе 2017 года по поручению президента Шавката Мирзиёева глава МИД Абдулазиз Камилов совершил официальный визит в Афганистан. Во время визита он заявил, что Узбекистан больше не будет смотреть на Афганистан исключительно через призму угроз безопасности. Благодаря политической воле руководства Узбекистана и Афганистана отношения между странами сегодня обрели совершенно новую динамику и характер, что проявляется в активизации сотрудничества в политической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной и культурно-гуманитарной сферах в реализации различных взаимовыгодных региональных энергетических, инфраструктурных и транспортных проектов.

Создание должности специального посланника президента по Афганистану стало еще одним свидетельством того, что Узбекистан хочет поднять двусторонние отношения на качественно новый уровень. Узбекистан готов играть более активную роль в международных процессах, связанных с достижением мира и стабильности в Афганистане.

Одним из ведущих игроков в Центральной Азии стал Китай. Насколько верно утверждение о том, что влияние Китая усиливается до доминирующего в регионе, а влияние России и США уменьшается?

– В основе внешнеполитического курса Узбекистана – обеспечение суверенитета, укрепление роли в международной политике. Сотрудничество между Узбекистаном и Китаем развивается последовательно. Визит президента Шавката Мирзиёева в эту страну стал знаковым в укреплении партнерства по приоритетным социально-экономическим вопросам. В дополнение к заключенным ранее важнейшим договорам, создавшим прочную базу для развития взаимоотношений, был подписан ряд не менее важных соглашений, затрагивающих практически все сферы политико-экономической жизни.

У Узбекистана и Китая схожий подход к различным вопросам. Мы придерживаемся принципов невмешательства во внутренние дела других государств, урегулирования возникающих конфликтов и противоречий мирным, политическим путем. Ташкент и Пекин выступают с единых позиций по таким ключевым вопросам глобальной повестки дня, как сохранение и поддержание мира и стабильности, противодействие угрозам международного терроризма, экстремизма, рациональное использование трансграничных водных ресурсов. Удобную возможность «сверять часы» по проблемам мирового и регионального значения предоставляют регулярные консультации внешнеполитических ведомств двух стран – на сегодня состоялось 15 подобных встреч.

Высокий уровень политического диалога создал устойчивый фундамент для развития торгово-экономических связей. Растущая экономика Узбекистана, его благоприятное географическое расположение, современные транспортные коммуникации, надежная стратегия по привлечению инвестиций повышают интерес к сотрудничеству у деловых кругов Китая. Результат налицо: за прошедшие годы КНР стала одним из ключевых экономических партнеров нашей страны, крупным инвестором и заинтересованным участником осуществляемых в Узбекистане программ по структурному преобразованию и модернизации экономики. По итогам 2016 года объем взаимного товарооборота составил 4,2 млрд долл. На рынке Поднебесной большим спросом пользуются произведенные в Узбекистане текстильная продукция, пластмассовые изделия, продукция аграрного сектора, экспорт которых стабильно растет. На территории нашей страны функционирует более 700 компаний и предприятий с участием китайского капитала. Но потенциал двусторонних отношений далеко не исчерпан. Мы работаем на расширение взаимодействия в энергетике, сельском хозяйстве, в сфере транспорта и других направлениях.

В России пристально, надо признать, не без ревности следят за взаимоотношениями Узбекистана с США. Есть ли основания для этого?

– Развитию сотрудничества с США мы придаем важное значение, что отражено в Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан. Наш текущие отношения отличаются комплексным, долгосрочным и многоплановым характером. Их основополагающим документом является Декларация о стратегическом партнерстве и основах сотрудничества, подписанная в марте 2002 года. В развитии двусторонних отношений необходим регулярный диалог на высшем и высоком уровнях. В феврале 2017 года  президенты Узбекистана и США Шавкат Мирзиёев и Дональд Трамп обменялись посланиями в связи с 25-летием установления дипломатических отношений между двумя странами. Главы государств вновь подтвердили приверженность последовательному углублению и динамичному развитию двусторонних отношений. Организуются взаимные визиты на различных уровнях, в ходе которых подтверждается готовность к дальнейшему укреплению узбекско-американских отношений на основе принципов взаимного уважения и доверия. Развивается торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. В настоящее время успешный бизнес в Узбекистане ведут такие всемирно известные американские компании, как General Motors, Boeing, General Electric, CNH Industrial, Hyatt, Hilton, и многие другие. При этом хочу напомнить положения Конституции Узбекистана, в которых, как и в докладах и выступлениях президента Шавката Мирзиёева, зафиксированы приверженность нашего государства к миролюбивой политике, неприсоединение к любым военно-политическим блокам, недопущение размещения военных баз и объектов других государств на территории Узбекистана и пребывания наших военнослужащих за пределами страны.  Это должно способствовать тому, чтобы к Узбекистану в мире относились без подозрения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1053
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1308
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1337
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1053

Другие новости