Фото пресс-службы Московского городского суда
Власти в очередной раз задумались о проведении судебной реформы. Пленум Верховного суда недавно одобрил законопроект о создании отдельных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции по экстерриториальному принципу – в федеральных округах. Законопроект планируется внести в Госдуму осенью, и стоит ждать реализации реформы, так как президент Владимир Путин эту инициативу одобрил еще год назад.
Сейчас рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке происходит в рамках одного субъекта и одного и того же суда (районного, областного, республиканского и т.д.). То же самое касается и промежуточных решений, что сказывается на беспристрастности правосудия. За редчайшим исключением, президиум суда субъекта Федерации в кассационной инстанции отменяет или изменяет решение этого же суда, принятое в апелляции. По сути, суды при существующей системе не могут обеспечить справедливый пересмотр дел, что дискредитирует судебную власть и не позволяет гражданам реализовать свои процессуальные права.
Предлагаемые поправки приведут и к перераспределению полномочий внутри системы. Зампреды региональных судов лишатся полномочий по формированию составов для рассмотрения конкретных дел, так же как не будет их и у зампредов вновь создаваемых судов. Изменения делают необходимым введение электронной системы распределения дел. Такая система существует в арбитражных судах, и ни для кого не секрет, что по сравнению с судами общей юрисдикции они выгодно отличаются своей справедливостью, прозрачностью и эффективностью.
Фактически, предлагая эту реформу, судебная система расписалась в собственной необъективности. Если уж высшие руководители судейского корпуса открыто говорят о необходимости повышения объективности рассмотрения судами дел, то очевидно, что проблему надо решать безотлагательно. Представляется, что распределение судебных инстанций без привязки к территориальному признаку действительно поспособствует укреплению объективности правосудия в России.
Территориально новые судебные округа не будут повторять уже существующее административное деление. В основу их формирования будут положены параметры судебной нагрузки и территориальной доступности. Например, кассационные суды планируется разместить в Калуге, Краснодаре, Казани, апелляционные инстанции могут появиться в Воронеже, Сочи, Нижнем Новгороде и в Томске.
Минусом реформы могут стать транспортные трудности, с которыми придется столкнуться участникам дел. Так, решения, вынесенные в Москве, проверять будет первый апелляционный суд, который планируется разместить в Санкт-Петербурге. Разумеется, проезд каждый раз в другой город для обжалования решения создаст серьезную нагрузку на участников процесса. Однако этот недостаток реформы может превратиться и в ее достоинство. В России до сих пор не получило свое распространение на должном уровне использование видеоконференцсвязи. Если реформа станет толчком к тому, чтобы это наконец-то произошло, уже можно будет говорить о ее несомненной пользе для российского правосудия.
Привлечение новых кадров на данный момент не планируется, так как будут перераспределяться уже существующие судьи внутри системы. Их перетасовка в целом очень полезна – слишком уж большое значение у нас приобретают межличностные связи, когда решение принимается «всем судом» и каждый старается не обидеть другого, боясь каких-либо последствий. Скорее всего судьям придется проходить процедуру переназначения и многочисленные проверки. Это также пойдет кадровому составу на пользу, так как общий уровень профессионализма судей в системе общей юрисдикции едва ли можно назвать удовлетворительным.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта стоимость реформы пока оценивают примерно в 4,5 млрд руб., однако можно с уверенностью утверждать, что на деле эта сумма окажется намного больше. Деньги немалые, но мало кто будет спорить с тем, что российская судебная система в нынешних условиях фактически не работает, поэтому стоит предпринять любые попытки ее реанимации.