Фото Gettyimages
За 10 с небольшим лет население Земли увеличится на миллиард человек с нынешних 7,6 млрд, прежде всего за счет роста числа жителей развивающихся, преимущественно африканских, стран. По прогнозам экспертов ООН по демографии, на фоне роста численности населения в одних регионах другие столкнутся с более острой проблемой миграции и старения населения. Ряд общемировых демографических трендов, хоть и с нюансами, по мнению экспертов, характерен и для России, население которой будет в ближайшем будущем сокращаться.
Согласно последнему прогнозу отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, ежегодно население Земли прирастает 83 млн новых жителей. За счет таких темпов уже к 2030 году на планете будут жить 8,6 млрд человек, а к 2050 году – почти 10 млрд. При этом Индия к 2024 году отнимет у Китая пальму первенства по численности людей, а Нигерия к 2050 году выйдет по этому показателю на третье место.
Помимо собственно прироста мирового населения, оно еще будет стареть, хоть и – в зависимости от региона – разными темпами. К середине XXI века людей старше 60 лет станет вдвое больше. Быстрее всего «состарится» Европа: сейчас каждый четвертый житель там старше 60 лет, а к 2050 году на возрастную категорию от 60 лет будет приходиться уже треть. А рожать будут мало: в той же Европе, где показатели рождаемости хоть и выросли по сравнению с началом 2000-х, на одну женщину приходится в среднем по 1,6 детей. Даже самый «молодой» континент – Африка, где доля возрастных жителей сейчас всего 5%, – пойдет в канве общемирового тренда и будет медленно, но верно стареть.
Между тем наблюдаемая не первое десятилетие ситуация, когда бедные рожают много, а богатые мало, чревата дальнейшей глобальной миграцией.
«Сейчас на Африку приходится больше всего беженцев. К 2100 году их число превысит 120 млн человек. Так что массовое перераспределение мигрантов в другие страны станет нормой», – сказал автору этой статьи эксперт по демографии и экологии из Университета Флиндерса в Южной Австралии Кори Брэдшоу.
Это ставит на повестку дня задачу выработки четкой политики планирования семьи в большинстве стран. Однако, по мнению Кори Брэдшоу, ограничительные меры вряд ли помогут.
Классический пример в данном случае – Китай, где с 70-х годов прошлого века действовал хорошо известный лозунг «одна семья – один ребенок». Это помогло КНР снизить темпы прироста населения и побороть бедность, но обратной стороной медали оказалась острая проблема стареющего населения. В 2015 году большинство ограничений были сняты, но китайцы не спешат рожать второго ребенка по экономическим соображениям.
Что касается России, то она идет наперекор главной мировой тенденции – с годами численность россиян будет уменьшаться. По данным ООН, ныне 143-миллионная страна останется к 2050 году со 123 млн жителей.
В России за последние пять лет младенческая смертность снизилась на 40%. При этом Росстат прогнозирует сохранение коэффициента рождаемости в расчете на одну россиянку на уровне 1,8 до 2035 года. Несмотря на это, после четырех лет положительного естественного прироста населения в России уже в этом году он скорее всего будет отрицательным. Это во многом связано с тем, что женщин 20–25 лет сейчас существенно меньше, нежели в предыдущем поколении, пояснил автору заведующий кафедрой демографической и миграционной политики МГИМО Сергей Рязанцев.
«Одна из самых актуальных для России проблем в плане демографии – высокий уровень сверхсмертности от внешних причин – алкоголя, наркомании. Второй момент: фактически исчерпан потенциал программы поддержки рождаемости – материнского капитала, введенного властями в 2007 году, благодаря которой те, кто откладывал рождение второго ребенка на лучшие времена, его в итоге родили», – сказал Сергей Рязанцев.
Как и в Европе, убыль населения в России ставит вопрос о необходимости компенсировать ее за счет мигрантов. Еще в 2007 году властями была принята Концепция демографической политики до 2025 года, где, в частности, прописаны параметры миграционного прироста, напоминает научный руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров. Уже тогда было понимание, что численность россиян будет снижаться, а потому на период 2011–2015 годов прописали ориентир в 200 тыс. мигрантов в год, а на период 2016–2025 года – 300 тыс. в год. «Уточненные в 2016 году целевые показатели прописали цель в 200 тыс. мигрантов ежегодно. Планку понизили за счет того, что ситуация стала несколько лучше, чем она виделась в 2007 году», – отметил эксперт.
Впрочем, без продолжения эффективной политики по поддержке семьи и стимулирования рождаемости миграция вскоре уже не сможет компенсировать убыль российского населения. Сохранение народонаселения и поддержка рождаемости – один из важнейших приоритетов для России, отметил недавно президент Владимир Путин на совещании по демографической политике, предложив проанализировать дальнейшее развитие программы предоставления материнского капитала и другие меры совершенствования системы социальных пособий для семей с детьми.