0
10891
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.02.2017 00:01:00

Как начинался Холокост

Эдуард Белый

Об авторе: Эдуард Львович Белый – историк, экономист.

Тэги: нацистские преступления, холокост, антисемитизм, еврейский вопрос, история, гитлер, германия


нацистские преступления, холокост, антисемитизм, еврейский вопрос, история, гитлер, германия Это полумертвые от голода заключенные, какими их увидели при освобождении из концлагеря в Эбензее (Австрия), филиала Маутхаузена. Фото Национального управления архивов и документации

Помнится, в Варшаве в Музее мученичества и героизма евреев я видел огромный плакат с немецким военным эшелоном, и на эшелоне этом была надпись «Мы идем освобождать Польшу от евреев!». Такой вот пример геополитического антисемитизма.

Как известно, во время Второй мировой войны нацисты не жалели для уничтожения евреев ни сил, ни средств. Откуда же все это пошло?

Недавно у нас вышел перевод фундаментального труда известного американского историка, журналиста и писателя Уильяма Ширера «Взлет и падение Третьего рейха». Автор, проработавший много лет в довоенной и послевоенной Германии, дает подробный анализ прихода к власти Гитлера и становления нацистского режима. Труд этот, основанный на личных познаниях и огромном количестве оригинальных трофейных документов различных нацистских ведомств, прежде всего МИДа, считается наиболее полным и объективным источником по истории гитлеризма, переведен на многие иностранные языки и издан более чем в 30 странах. Работа объемная – более 1200 страниц. И «еврейскому вопросу» в ней уделено значительное и пристальное внимание.

Вдохновители и предшественники

Уже в «Майн кампф» Гитлер писал, что «свержение еврейского правления в России положит, в свою очередь, конец России как государству». То есть это был не просто параноидальный антисемитизм, а «обоснование» захватнических планов.

Антисемитизм стал главным стержнем в политике Гитлера. Задолго до прихода к власти, еще в сентябре 1919 года, Гитлер заявил, что «еврейский вопрос» может быть разрешен лишь полной депортацией евреев из европейских стран.

Но начиналась антисемитская закваска будущего фюрера еще в Вене, где Гитлер бродяжничал, одетый в длинное до пят, похожее на кафтан, потертое пальто черного цвета,  подаренное ему венгерским евреем, приятелем по богемной жизни в дешевых ночлежках.

В венский период жизни кумиром Гитлера, хотя он ни разу с ним не общался, был бургомистр Вены и лидер Христианско-социалистической партии Карл Люгер, при котором, по выражению Стефана Цвейга, несмотря на официальный антисемитизм, «евреи пользовались равными правами с остальными гражданами».

Это не нравилось молодому Гитлеру, который считал, что Люгер не понимал расовой проблемы и был слишком терпим к евреям.

Сам Гитлер стал «понимать» расовую проблему (то есть ненавидеть евреев) с самого детства, хотя всячески отрицал это, доказывая, что антисемитом стал в Вене.

В пространных высказываниях Гитлера по поводу евреев, по мнению специалистов-психиатров, резко проявляется его болезненно-ущербная сексуальность. Угрюмый двадцатилетний девственник Гитлер избегал девушек, хотя к ним его очень тянуло. А вот «кривоногие евреи-ублюдки», по мнению будущего фюрера, пользовались у венских барышень большой популярностью. Сексуальная ущербность Гитлера первоначально вошла в состав его личного антисемитизма.

Ненависть Гитлера к евреям особенно усилилась во время Первой мировой войны, когда после ранения он некоторое время провел в Берлине, где было много евреев-служащих. Он, видимо, не знал или скорее всего не хотел знать, что сотни тысяч немецких евреев находились на фронте и многие из них погибли или были тяжело ранены. Так же как и в СССР, в Германии распространялся миф о неучастии евреев в боевых действиях. Антисемитизм Гитлера стал стремительно политизироваться. В 1919 году Гитлер посетил курсы «политического инструктажа» – своеобразные политзанятия для солдат. Однажды на курсах кто-то из присутствующих одобрительно высказался о евреях – тут настал «звездный час» будущего фюрера. Обрушив на слушателей весь свой антисемитский запал, Гитлер заслужил одобрение начальства, и карьера «политработника» резко пошла вверх.

Карл Люгер, венский бургомистр, был кумиром Гитлера. Но преступлений нацизма этот политик и вообразить не мог. Наверное, старое воспитание мешало.	Фото 1897 года
Карл Люгер, венский бургомистр, был кумиром Гитлера. Но преступлений нацизма этот политик и вообразить не мог. Наверное, старое воспитание мешало. Фото 1897 года

В первой программе нацистской партии, разработанной Гитлером в сотрудничестве с единомышленниками, важнейшим пунктом стал «еврейский вопрос». Там предписывалось не принимать евреев на госслужбу, не допускать в журналистику, запретить получение гражданства Германии. Евреев, въехавших в рейх после 2 августа 1914 года, предполагалось выслать из страны.

В период восхождения Гитлера во власть в нацистской партии его окружали фанатичные антисемиты – то ли он их подбирал по этому признаку, то ли они липли к нему, видя в нем «достойного» единомышленника. Но даже в этой юдофобской компании выделялся Альфред Розенберг, выходец из Российской империи, одно время подумывавший примкнуть к большевикам. Его не взяли в немецкую армию как «русского», зато Гитлер разглядел в нем фанатичного антисемита, и это определило его блестящую карьеру в нацистской партии. Закончилась она, правда, бесславно – на виселице.

Другой ближайший соратник Гитлера – Юлиус Штрейхер, которому сопутствовала дурная слава садиста и извращенца даже среди окружения Гитлера, преуспел, публикуя сенсационные, клеветнические истории о сексуальных преступлениях и «ритуальных убийствах», совершенных евреями, в своей газете «Дер штюрмер». Его позорная жизнь также закончилась виселицей.

Огромное влияние на отношение Гитлера к евреям оказал Хьюстон Стюарт Чемберлен – не совсем нормальный, экзотический англичанин, который превратился в немца – он мыслил и говорил только по-немецки. В своих многочисленных писаниях этот отпрыск аристократической английской семьи сначала превозносил евреев как наиболее «чистую расу», осуждал «антисемитизм как отвратительную глупость», а затем обрушивается на евреев с дикими, фантастическими обвинениями. Одним из «открытий» Чемберлена было утверждение, что Христос был не еврей, а ариец. Для Гитлера взгляды Чемберлена по «еврейскому вопросу» стали идеологической основой его антисемитизма. На похоронах Чемберлена в 1927 году Гитлер был единственным достаточно известным общественным деятелем. Антисемитизм Гитлера во многом опирался и на учение Мартина Лютера, который призывал «избавить Германию от евреев и советовал при их изгнании отбирать все наличные деньги, драгоценные камни, серебро и золото… предавать огню их синагоги и школы, разрушать их жилища, и пусть они погрязнут в нищете и неволе, непрестанно стеная и жалуясь на нас своему Богу». Гитлер и последовал этому совету через 400 лет.

Режим Гитлера пришел на смену Веймарской республике, в частности, потому, что немцы прониклись убеждением, что существует «внутренний враг», из-за которого Германия проиграла войну. «Внутренним врагом» были, конечно, евреи – ведь среди вождей пацифистских движений было много евреев. Однако пацифистов-немцев было куда больше. Об этом никто не вспоминал. И, главное, евреев-солдат и офицеров в германской армии было в тысячи раз больше, чем их соплеменников пацифистов, но это тоже никого не волновало.

«Стихийные выступления масс»

В Германии до прихода к власти Гитлера антисемитизм имел место, но был весьма умеренным по сравнению с некоторыми другими европейскими странами. Евреи пользовались гражданскими правами, владели различными бизнесами, среди них были высокоуважаемые медики, адвокаты и университетские профессора. Немецкие евреи и в страшном сне не могли представить, что их демократическая, либеральная страна породит Холокост…

Гитлер превратил рейхстаг в декоративный парламент, до начала Второй мировой войны принявший всего четыре закона, из коих три (!) были антисемитскими.

Расовые (антиеврейские) законы, принятые Гитлером, превозносили немцев как соль земли и как высшую расу, но большинство немцев относилось к ним положительно. Отдельные граждане Германии (бывшие социалисты, либералы) возмущались и даже негодовали по поводу гонений на евреев, но они, хотя иногда помогали отдельным пострадавшим, остановить травлю своих сограждан-евреев не могли.

В первые месяцы прихода нацистов к власти (в 1933 году) евреи, которых Гитлер публично объявлял негражданами Германии, стали подвергаться грабежам, убийствам, избиениям – было убито несколько тысяч евреев. Одновременно были приняты «законодательные» меры: евреев увольняли с государственной службы, из университетов, запрещали занятия «свободными профессиями». 1 апреля 1933 года Гитлер объявил всенародный бойкот магазинов, владельцами которых были евреи.

В ноябре 1938 года в Германии прошла Хрустальная ночь – крупномасштабный еврейский погром. Поводом к нему послужило убийство служащего германского посольства в Париже еврейским беженцем из Германии. Юноша мстил за притеснения и унижения, которым нацисты подвергали евреев после прихода к власти. Погром был организован карательными службами нацистов, но преподносился как «стихийные выступления масс». Как стало известно из захваченных после войны немецких документов, приказ на проведение погрома отдал непосредственно Гитлер. С немецкой педантичностью были составлены погромные инструкции. Вот характерные примеры.

Указывалось, например: должны приниматься только такие меры, которые не будут представлять опасности для жизни и имущества немцев (так, синагогу можно поджечь только в том случае, если не существует угрозы, что пожар перекинется на соседние немецкие дома). Деловые и частные дома евреев могут быть разрушены, но не разграблены. Имущество конфискуется в организованном порядке госорганами.

В результате Хрустальной ночи были разрушены тысячи еврейских магазинов, сотни синагог, арестованы десятки тысяч евреев, сотни евреев были убиты. Многие еврейские женщины были изнасилованы, но в этом случае насильники в отличие от убийц подлежали суду, так как нарушались Нюрнбергские расовые законы, запрещавшие арийцам вступать в половые контакты с евреями. Убийцы от какого-либо наказания освобождались, так как они просто выполняли партийные директивы. Евреям пришлось еще и платить за собственность, которой они лишились. Государство конфисковало причитающиеся им по закону страховые выплаты, и они должны были уплатить штраф «за беспорядки» на общую сумму в один миллиард марок. После Хрустальной ночи и без того незавидное положение евреев в Германии стало стремительно ухудшаться.

Прямая дорога к концу

После аншлюса Австрии поведение гитлеровцев в Вене превзошло все антиеврейские акции, проводившиеся в Германии. Местные нацисты устраивали публичные издевательства над евреями: мужчин и женщин хватали на улицах и заставляли чистить общественные туалеты и отхожие места в казармах СС и СА. Тысячи евреев были брошены в тюрьмы и концлагеря.

Был разграблен особняк барона Луи де Ротшильда, а сам барон заплатил огромный выкуп, чтобы покинуть Австрию, – его металлургические заводы «приватизировал» Герман Геринг. Более половины из 180 тыс. австрийских евреев смогли покинуть Австрию, оставив нацистам свое имущество.

Нацисты создали «Комиссию по еврейской эмиграции», которая заставляла евреев отказываться от своего имущества при выезде из страны, а впоследствии занялась уничтожением евреев. Ее возглавлял Карл Адольф Эйхман, земляк фюрера, закончивший свои дни на виселице в Иерусалиме.

Антисемитскую политику гитлеровцы при необходимости искусно камуфлировали: во время Олимпиады 1936 года, проводившейся в Германии, убрали надписи со словами «Евреи нежелательны», висевшие в магазинах, ресторанах, гонения на евреев временно прекратили.

Однако всего за год до Олимпиады, в 1935 году, были приняты так называемые Нюрнбергские законы, которые лишали евреев германского гражданства. Законы запрещали браки и внебрачные связи евреев с арийцами, запрещались многие виды деятельности на государственной и частной службе. Семьи евреев оставались фактически без средств к существованию. Это было начало пути, закончившееся Холокостом.

Гитлер, безусловно, страдал манией величия, но до поры до времени он умел сдерживать себя. Хрустальная ночь стала триггером (спусковым крючком) для Гитлера. С этого момента он крайне редко пытался сдерживать приступы мании величия, свойственные ему и прежде. Семя, приведшее Гитлера к бесславному концу, было посеяно…



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
659
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
779
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1069
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
708

Другие новости