0
6139
Газета Идеи и люди Интернет-версия

31.01.2017 00:01:00

Университет – это открытая обществу система

Тэги: экономическое образование, вузы, российский экономический университет, рэу, плехановский университет, ректор, виктор гришин, интервью


экономическое образование, вузы, российский экономический университет, рэу, плехановский университет, ректор, виктор гришин, интервью Виктор Гришин: «Я полагаю, что качество и престиж российского образования в сфере экономики и управления будет неизменно повышаться». Фото предоставлено пресс-службой РЭУ им. Г.В. Плеханова

История создания Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова неразрывно связана с торгово-промышленным миром России. Начало его деятельности принято отсчитывать с 19 февраля 1907 года, когда Высшие коммерческие курсы были преобразованы в Московский коммерческий институт (МКИ), ставший одним из первых специализированных экономических вузов в мире. Об истории вуза, его перспективах, ученых и преподавателях, работавших и работающих в РЭУ, в беседе с журналистом Еленой ГЕРАСИМОВОЙ рассказывает ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор Виктор ГРИШИН.


Виктор Иванович, что представляет собой Плехановский университет сегодня?

– За годы своего существования РЭУ имени Плеханова подготовил более 175 тысяч высококвалифицированных специалистов для сфер экономики и финансов, права и управления, международного бизнеса, информационных технологий. Университету удалось сохранить и расширить уникальный профессорско-преподавательский коллектив, накопить огромный опыт в подготовке квалифицированных и социально ответственных кадров как для крупнейших компаний страны, так и для предприятий среднего и малого бизнеса.

В 2012–2015 годах по решению Министерства образования и науки РФ произошло укрупнение университета за счет присоединения Саратовского государственного социально-экономического университета, Российского государственного торгово-экономического университета и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Сегодня Российский экономический университет имени Плеханова – крупный учебный, научный и производственный комплекс, активно сотрудничающий с более чем 200 образовательными учреждениями и 800 компаниями по всему миру. В Москве и 26 филиалах университета в России и за рубежом обучается более 60 тысяч студентов, работает более 6 тысяч работников, из которых 3 тысячи преподавателей. В составе головного кампуса университета в Москве – 14 учебных факультетов и более 50 кафедр, десятки научных подразделений.

Скажите, каким из своих достижений особенно гордится Плехановский университет?

– Самое важное достижение университета, предмет его гордости – это, безусловно, выпускники.

Выпускниками РЭУ имени Плеханова являются выдающиеся научные и государственные деятели, успешные бизнесмены Л.И. Абалкин, В.П. Аверчев, А.Г. Аганбегян, С.С. Воскресенский, В.А. Мау, Т.А. Голикова, М.М. Задорнов, А.Я. Лифшиц, Т.В. Парамонова, Я.М. Уринсон, О.В. Дерипаска, В.П. Федоров, Н.А. Цветков, М.В. Леонтьев и многие, многие другие.

Наиболее важная оценка деятельности всего коллектива РЭУ имени Плеханова – высокая востребованность выпускников, которая подтверждается данными рейтингов. В Комплексном рейтинге вузов России агентства «Эксперт РА» (RAEX) за 2016 год в категории «востребованность среди работодателей» РЭУ входит в топ-20 вузов России, причем по параметру «качество карьеры выпускников» РЭУ приблизился к параметрам 10 лидирующих университетов России, а по параметру представленности выпускников в составе правления крупнейших компаний из списка «Эксперт-400» РЭУ занимает четвертое место. Университет также занимает четвертое место по числу выпускников – руководителей 500 крупнейших компаний России, по данным агентства РБК.

По данным портала SuperJob, в рейтинге вузов России по уровню зарплат молодых специалистов, получивших диплом в 2010–2015 годах и работающих в области экономики и управления в Москве, РЭУ находится на третьем месте с зарплатой выпускников 84 тысячи рублей. По данным портала Career.ru, в рейтинге востребованности выпускников вузов, составленном на основе количества запросов работодателей, РЭУ занимает пятое место. РЭУ – четвертый в списке российских вузов по числу покинувших их стены участников списка богатейших бизнесменов Forbes: из 200 богатейших людей России РЭУ окончили восемь человек.

Усилия университета по подготовке высоковостребованных специалистов не остались вне зоны внимания не только национальных, но и международных рейтингов. В рейтинге QS Stars University Ratings в 2015 году РЭУ стал первым и на тот момент единственным российским вузом, получившим оценку «4 звезды». Именно «трудоустройство» было одной из трех категорий, по которым мы получили высшую оценку «5 звезд», причем по всем трем параметрам – «репутация у работодателей», «доля трудоустроившихся в течение года после выпуска» и «сервис по поддержке карьеры» – университет получил максимально возможные баллы.

В международном рейтинге агентства QS по трудоустройству QS Graduate Employability Rankings – 2017 РЭУ занял позицию 151–200 в мире и 3–4-е места в России, причем в категории «Партнерство с работодателями» РЭУ занимает 14-е место в мире, опережая многие российские вузы, а по позиции «успешность выпускников» – 85-е место в мировом рейтинге. В мае 2016 года университет получил награду шведской компании Universum как «Лучший университет России 2016 года» за вклад в развитие партнерских взаимоотношений с работодателями.

Трудоустройство выпускников РЭУ в течение года после выпуска на данный момент составляет свыше 75%, по специальности работают 87% от общего числа трудоустроенных выпускников. Это очень хороший показатель для России и в целом в мире. Плехановский университет гордится карьерными успехами своих выпускников и с радостью принимает высокие оценки качества прикладных знаний и навыков выпускников, их способности эффективно работать на управленческих и административных позициях, возможности карьерного роста и способности приобретать новые знания и навыки, которые дают выпускникам Плехановки российские и иностранные работодатели.

Это все вроде бы сухая статистика. Но за ней – реальные люди, реальные жизненные траектории.

Чтобы быть привлекательным для абитуриентов и для сотрудников, университет должен вести передовые научные исследования и использовать их в учебном процессе. Как с этим обстоят дела в РЭУ?

– Российский экономический университет имени Плеханова – это крупный научный центр, сотрудники которого выполняют широкий спектр исследований для государственных, муниципальных и корпоративных заказчиков. Наиболее перспективными направлениями ученые университета считают развитие предпринимательства, участие государства в экономике, региональную экономику и региональную политику, информационные технологии, управление образованием и экономику образования, качество и безопасность потребительских товаров и услуг.

Фундаментальными исследованиями и преподавательской деятельностью в университете занимались и занимаются такие известные ученые, как доктора наук, профессора, академики РАН Д.С. Львов и Н.Я. Петраков, член-корреспондент РАН Р.И. Хасбулатов, заслуженные деятели науки А.М. Бирман, Г.Г. Жарикова, Г.П. Журавлева, М.Я. Иоффе, Ш.М. Мунчаев, Ю.Г. Одегов, В.А. Слепов и многие другие. 

Научная стратегия университета – достижение лидерства на основе повышения качества научных работ, выполняемых по заказам партнеров в государственном и корпоративном секторах. А также позиционирование РЭУ как центра прикладных, практикоориентированных исследований широкого спектра, базирующихся на современных достижениях фундаментальной науки и многолетнем опыте решения прикладных экономических и технических задач.

На базе РЭУ сформирована мощная научная инфраструктура, обеспечивающая регулярное повышение компетенций преподавательского состава и научных школ: 9 научных лабораторий, 11 научно-исследовательских институтов, 5 образовательно-научных центров, бизнес-инкубатор, входящий в пятерку лучших по стране, бизнес-акселератор, который признан лучшим университетским акселератором России 2016 года по версии мировой аналитической компании UBI Global и Российской венчурной компании. Их усилиями в университете сформирован пул инновационных проектов, готовых к внедрению в промышленности и торговле.

Каковы задачи ключевых научных подразделений университета?

– Цель Лаборатории облачных технологий и аналитики больших данных – решение социально-экономических задач с помощью использования технологии больших данных (BigData) – одно из ключевых направлений компьютерной науки XXI века, открывающее новые перспективы для исследований в сфере анализа и извлечения полезных знаний из больших объемов данных различной природы.

Научная задача Лаборатории социально-демографической статистики – формирование на основе системы Countur-BI так называемых OLAP-кубов, содержащих обезличенную первичную информацию по условиям жизни населения, бюджетам домашних хозяйств, экономической активности, занятости, безработице, труду мигрантов и прочим показателям, а также разработка методологии формирования хранилища данных и метаданных по социально-экономической тематике – статистического портала.

Ситуационный центр выполняет задачи анализа и визуализации распределенной по уровням административно-территориального управления исходной и расчетно-аналитической информации. Специалисты центра применяют авторские методики по формированию сводных индексов, характеризующих развитие субъектов РФ по основным направлениям федеральной и региональной политики социально-экономического развития. Здесь широко применяются современные высокоэффективные методы пространственного моделирования и прогнозирования.

Более 400 монографий и 8 тысяч статей преподавателей и научных сотрудников университета ежегодно публикуются в российских и зарубежных научных изданиях. В научных мероприятиях университета в 2016 году приняли участие свыше 3 тысяч человек, а в научных мероприятиях, организованных студенческим научным обществом (семинары, конференции, кейс-чемпионаты), – свыше 1500 студентов.

Крупнейшие научные мероприятия проводятся совместно с Российской академией наук, Советом Федерации Федерального собрания РФ, Главным контрольным управлением Москвы, Вольным экономическим обществом, Республиканским научно-исследовательским институтом интеллектуальной собственности и другими партнерами. Сегодня Плехановка – это место научной дискуссии ученых по широкому спектру вопросов, место, где встречаются наука и практика.

Важное направление развития России сегодня – экспорт образовательных услуг. В технические и медицинские вузы России иностранные студенты идут охотно. А можно то же самое сказать про вузы экономического профиля?

– Правительство РФ полагает, что конкурентоспособность российской системы образования может быть достигнута на основе реализации эффективной стратегии экспорта образовательных услуг. Для многих стран это является прибыльной отраслью экономики, важным направлением политики и показателем социального и культурного развития.

За свою более чем столетнюю историю РЭУ имени Плеханова накопил богатый опыт международной деятельности. Еще в первые годы своей работы Московский коммерческий институт стал налаживать связи с зарубежными учебными заведениями. Дореволюционные профессора переписывались с иностранными коллегами, ездили на стажировки за границу.

Сегодня международное сотрудничество университета находится на совершенно другом уровне: университет имеет около 130 двусторонних соглашений с университетами и исследовательскими институтами из более чем 40 стран, работает по трем проектам европейской программы международного сотрудничества Erasmus, реализует программы двойного диплома с 20 европейскими университетами, в основном из Германии, Франции, Нидерландов и Скандинавских стран. В университете обучается свыше 900 иностранных граждан, из которых примерно 600 человек – по основным программам, а еще около 300 человек приехали к нам по программам обмена.

Закончившийся 2016 год был характерен значительным ростом приема на первый курс иностранных студентов – на 34% больше по сравнению с 2015 годом. Имидж и репутацию РЭУ за рубежом в 2016 году во многом формировали 44 образовательные программы, которые прошли международную аккредитацию, что в полтора раза больше, чем в предыдущем году. В вузе успешно реализуются 32 англоязычные, англо-русские и русско-английские программы.

РЭУ в 2016 году вошел в первый интерактивный навигатор от МИА «Россия сегодня» и Россотрудничества для иностранных абитуриентов «Лучшие университеты России: выбери свой» и был включен в перечень из 22 российских университетов, признанных лучшими для получения образования иностранными студентами – «самые дружелюбные университеты». Так что и экономический вуз имеет очень хорошие шансы привлекать иностранных студентов.

Но не только студентам интересно обучаться в России. За прошедший год несколько десятков иностранных преподавателей посетили наш университет с гостевыми курсами, около 30 наших преподавателей были приглашены для чтения лекций за рубежом. С этого года у нас также начинают активнее разворачиваться международные научные проекты с университетами и научными центрами стран СНГ.

А если говорить в целом: какие перспективы вы видите в развитии российского экономического образования?

– Я полагаю, что качество и престиж российского образования в сфере экономики и управления, так же как, впрочем, в других сферах, будут неизменно повышаться. На это нацелены и государственные программы, и проекты, и устремления самих вузов.

Современная административная реформа и реформа образовательной системы, проводимые в России, побуждают учебные заведения использовать механизмы внебюджетного привлечения финансовых ресурсов и выстраивать эффективное взаимодействие с местным сообществом, интегрируя органы местного самоуправления, бизнес-среду, общественные организации и гражданское общество. Привлечение финансово-производственных ресурсов и трансформация современных университетов, особенно в регионах, в открытые по отношению к местному сообществу системы могут значительно ускорить процесс становления вузов как институциональной базы развития гражданского общества и молодежного сообщества на локальном уровне. Поэтому для эффективного развития социально-экономической системы Российской Федерации необходимо осуществить разработку и внедрение механизмов инфраструктурного социального проектирования, а также интегрированного образования.

Сейчас рассматриваются вопросы повышения эффективности целевого приема и целевого обучения. Плехановский университет, изучив успешную практику Министерства образования Российской Федерации и комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, по использованию моделей государственно-частного партнерства, муниципального заказа социальных услуг у частных поставщиков, запустил первые в России программы высшего образования подготовки социальных предпринимателей.

Мы готовы предложить использовать опыт Плехановского университета для оказания поддержки в реализации совместных целевых программ. Это не только оптимизирует расходы на администрирование программ и выделение бюджетных мест, но и обеспечит создание нового поколения молодежи, способной пополнить интеллектуальную и бизнес-элиту России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1001
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1358
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1031
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
859

Другие новости