Творческие поиски продолжаются.
Отечественное гербостроение работает неустанно. Другая Россия. Художник Валентин Горелов по эскизу автора |
29 ноября 2016 года российские СМИ включили в число главных новостей событие исключительной важности: Кремль отреагировал на предложение Хирурга изменить герб РФ! Главный байкер страны предложил дополнить двуглавого орла золотыми колосьями, солнцем и пятиконечной звездой. Это, по его мнению, означало бы объединение традиций дореволюционного и советского периодов отечественной истории. Разберемся с нашими традициями: ведь они могут быть далеко не лучшими.
Россия «новая», герб старый
Долгое время у нас бытовала византийская версия появления двуглавого орла: Софья Палеолог, племянница последнего ромейского императора Константина XI, привезла этот символ в качестве приданого. Константинополь – Второй Рим – как бы передавал эстафету Москве.
Позднее появилась немецкая версия: российский орел о двух головах возник в пику германскому. Первый рейх носил пышное название «Священная Римская империя германской нации». Гербовой фигурой империи был черный двуглавый орел. Поселив в России аналогичную птицу, цари как бы говорили кайзерам: Третий Рим – Москва, а не Вена (на трон Священной Римской империи традиционно выбирали австрийских Габсбургов). Вместо католического распятия на груди страшноватой птицы появился всадник (святым Георгием его начали именовать только с XVIII века). Впоследствии в России продолжили копировать традиции германской геральдики: на крыльях священно-римского орла располагались гербы германских земель, и подобное стали практиковать в российском императорском гербе.
Когда Наполеон положил конец Священной Римской империи, Габсбурги провозгласили империей Австрию (до того она была лишь эрцгерцогством) и оставили в качестве ее эмблемы двуглавого орла. Его можно увидеть также в гербе Королевства сербов, хорватов и словенцев (довоенной Югославии), Сербии, Албании. Однако он нигде не стал птицей счастья: Византию завоевали османы, Священную Римскую империю упразднил Бонапарт, империя Габсбургов распалась, Российская империя рухнула, королевская Югославия пала, Сербию разбомбили. Появилось, правда, второе албанское государство, но и Албанию, и Косово не причислишь к процветающим странам. В чем причина фатальных неудач двуглавого орла?
Многоголовость, многорукость и т.д. – черта доисторического мышления, иногда всплывающая у детей (вспомните Бяку-закаляку с десятью ногами, с десятью рогами у Корнея Чуковского). В античных мифах архаические существа, наследие первобытного сознания, терпели поражения от молодых богов и героев: Зевс убил 100-главого змея Тифона, Геракл победил трехтелого великана Гериона, сбил палицей все девять голов Лернейской гидре. Аналогично и государства с архаическим мышлением, выраженным в их символике, становились анахронизмом, не выдерживали конкуренции с более молодыми жизнеспособными странами. «Двуглавые» державы всегда обнаруживали черты косности, отсталости, неспособности к развитию. Нужно ли было «новой России» цепляться за древнее наследство? Впрочем, людям нужна не старая и не новая Россия, а Россия прекрасная и премудрая, где принимались бы умные решения по всем вопросам, в том числе геральдическим.
Без девиза – значит, без идеи
А можно ли переделывать гербы, причем кардинально? Конечно – кроме России до неузнаваемости менялись гербы Франции, Италии, Испании. Наоборот, британский герб последние века мало изменился, потому что изначально оказался удачен и демократичен, при всем том, что Великобритания была и осталась монархией. В гербе Соединенного Королевства (гербоведы говорят «в гербе», а не «на гербе») соединены символы основных частей страны. Три «идущие льва настороже» означают Англию, красный лев, поднявшийся на задние лапы, – Шотландию (собственно, только такой царь зверей и называется в гербоведении львом, а лев, идущий на четырех лапах, – это «леопард»). Наконец, арфа символизирует Северную Ирландию. Тут же ботанические символы: роза (Англия), чертополох (Шотландия), клевер или трилистник (растение святого Патрика, Ирландия). Внизу – девиз Dieu et mon Droit, «Бог и мое право». Эти слова произнес по-французски еще Ричард Львиное Сердце, и они оказались пророческими: Британия не только уповала на Всевышнего, но и создала классическое правовое государство. Наконец, в гербе – лента ордена Подвязки, посвященного святому Георгию, небесному покровителю Англии.
Вернемся к девизу, который хоть и не присутствует в гербах всех стран, но является своеобразным «знаком качества», знаменуя законченность эмблемы и наличие у страны-носителя объединяющей идеи. Так, девиз в гербе США – E pluribus unum, «Из многих одно» (вариант: «При разнообразии едины»). Подтверждением тому служат звезды над белоголовым орланом – их число соответствует количеству изначальных штатов.
Важный вывод: современный российский герб создан не в лучших международных традициях. Более того, он знаменует отказ от традиций отечественных. Во-первых, в гербах и Российской империи, и Советского Союза (а РФ объявила себя правопреемницей СССР) имелись символы составных частей государства. Во-вторых, гербы Российской империи, СССР и РСФСР имели девиз. Так, в Большом государственном гербе империи стоял девиз «С Нами Бог». Обратите внимание: слово «Нами» – с заглавной буквы, так писали о себе цари («Мы, Николай Вторый»). Имелось в виду, что Бог не со страной, а с монархом.
Откровенно монархическую идею несет и современный российский герб: прежде всего потому, что содержит атрибуты царской власти – скипетр и державу. Для сравнения: американский орлан держит в одной лапе пучок стрел, в другой – оливковую ветвь. Это означает, что в зависимости от ситуации Америка решает проблемы то военными, то мирными средствами. А ведь нечто подобное было и у нас: гербовый орел Александра I, который возглавлял Россию во время Наполеоновских войн, нес в лапах соответственно громовые стрелы и лавровый венок. Почему в государственном гербе не возобновили эту славную традицию?
Наконец, при двух головах у нашего орла целых три короны, и не условные, а императорские до натурализма. Причем короны и держава украшены крестами. Как все это согласуется с Конституцией РФ? Там четко сказано: Россия – демократическое федеративное правовое светское государство с республиканской формой правления.
Святое начальство
Как уже было сказано, средневековые кайзеры повесили на грудь своего гербового орла распятие: мол, покровитель нашей страны – сам Христос. Почему бы и нет, если немецкое государство именовалось тогда Священной империей? (По-немецки Heiliges, по-латыни Sacrum – «сакральная».) «А на российском орле – покровитель Святой Руси, Георгий Победоносец», – гордо скажут многие. Ой ли? В современном описании герба эта фигура осторожно названа всадником, поражающим копьем дракона. Воин, борющийся со змеем или драконом, появился на печати великого князя Московского и всея Руси Ивана III в 1497 году. При Иване Грозном всадник перекочевал на грудь двуглавого орла. Но лишь при Анне Иоанновне он был официально назван святым Георгием. До того это был всего лишь «ездец», то есть наездник. Впрочем, не «всего лишь», ибо на вопрос иностранцев, кто изображен на гербе «Московии», «московиты» отвечали: «Сам наш великий государь на аргамаке». Дело доходило до того, что всаднику придавали портретное сходство с правителем.
Вообще с покровителями России – полная путаница: то ли это Великомученик и Победоносец Георгий, то ли Андрей Первозванный, то ли Николай Чудотворец. Интересно, а что писали о небесных патронах России не где-нибудь, а в нормативных изданиях – отечественных энциклопедиях? Обнаруживаются удивительные вещи. В дореволюционном «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» (два тома, 1200 с лишним страниц) о святом Георгии, например, говорится лишь как о покровителе… скота. В статье о святом Николае ни слова о покровительстве России или русскому народу. В статье о святом Андрее – то же самое. Складывается впечатление, что дореволюционные богословы упорно уходили от прямого ответа на вопрос.
В мае 2012 года, когда праздновалось 60-летие царствования
британской королевы Елизаветы II, мастер Дэвид Ивенс вычищал и доводил до блеска карету, изготовленную в 1902-м. Все как тогда, и герб тоже. Фото Reuters |
Более ответственно и смело подошли к проблеме в светской энциклопедии Брокгауза и Ефрона. В статье о святом Георгии он назван покровителем Москвы – не всего государства. Святой Николай – покровителем моряков и детей. Наконец, в статье о святом Андрее читаем: «Кроме России и Шотландия чтит этого апостола как патрона своей страны».
Казалось бы, все встает на свои места: небесный покровитель России – Андрей Первозванный. Не тут-то было! Откроем издающуюся с 2000 года «Православную энциклопедию». Ее готовят под редакцией Святейшего патриарха Московского и всея Руси в церковно-научном центре Русской православной церкви. В энциклопедии говорится об апостоле Андрее как покровителе не России, а Петра I…
Попробуем подойти к вопросу о небесном покровителе России с другой стороны. Латинское слово patronus переводят на русский как «патрон, защитник, покровитель». На Западе покровителей называют патронами или патронессами. Но patronus не имеет отношения ни к щиту («защитник»), ни к покрову, покрывалу («покровитель»). Слово восходит к латинскому pater – «отец». Кто, по идее, является покровителем России? Да тот, точнее, та, которая, согласно мнению православных иерархов, держит над нашей страной покров, – Пресвятая Богородица. Главная, патрональная, покровительственная икона России – не «Чудо Георгия о змие», не образ Андрея Первозванного (кстати, вы видели такой?), а Владимирская Богоматерь, хранившаяся до революции в Успенском соборе Московского Кремля.
Однако сколько я ни искал, так и не нашел в материалах Церковных соборов, в патриарших и синодальных указах решения признать кого бы то ни было покровителем России. Может, плохо искал? Но ведь такое не должно быть тайной за семью печатями. Не в том ли одна из причин исторических успехов англичан, что среди их национальных черт – верность однажды принятому (и удачному) решению? Посчитали своим патроном святого Георгия – и на протяжении столетий не изменили ему. И разве не является одной из причин наших неудач византийское лукавство, двуличие? Ярким символом этого является неопределенность с покровителем.
Другое дело, что у нас всегда молились на начальство. Так и в нынешнем гербе угодливый художник придал головам золотой птицы портретное сходство с бывшим орлом нашим Борисом Николаевичем. Странно, что всаднику в центре герба не придали сходство со славным наездником нашим Владимиром Владимировичем.
Светит незнакомая звезда
Байкер Хирург (Александр Залдостанов) предлагает ввести в герб РФ пятиконечную звезду как символ Победы. Такая звезда (пентаграмма) последнее время не в чести, особо зашоренные патриоты называют ее масонским, а то и вовсе сатанинским символом. Таким горе-патриотам стоит познакомиться со знаками различия царской армии. Потому что у дореволюционных и белых офицеров – от прапорщиков до штабс-капитанов, у подполковников, генерал-майоров и генерал-лейтенантов – на погонах светились пятиконечные звездочки. Что же, все они были масоны?
В Третьяковской галерее выставлена икона Андрея Рублева «Преображение Господне». Христос изображен на фоне… пятиконечной звезды, причем опрокинутой. Что же, иконописец, причисленный Русской православной церковью к лику святых, был сатанист?
Чем больше человек знает, тем меньше он боится. На самом деле пентаграмма – один из древнейших символов человечества, считавшаяся оберегом от злых духов. Эллины звали ее пентальфа, то есть «состоящая из пяти букв альфа». Философы-пифагорейцы верили, что такая звезда – символ благополучия, и часто рисовали ее в посланиях друг к другу вместо слов «Будь здоров». При царе Соломоне, носившем, по преданию, перстень со звездой, зодчий Хирам возвел Иерусалимский храм. Может быть, поэтому в Средние века пентаграмма становится любимым символом архитекторов и каменщиков, наносивших ее на строившиеся здания. Отсюда пятиконечная звезда проникает в символику тайных обществ франкмасонов, в переводе с французского – «вольных каменщиков». Сегодня слово «масон» у российских суперпатриотов стало бранным. Но ведь и Кутузов, спаситель отечества, стоял во главе масонской ложи «К трем ключам». Впрочем, не сомневаюсь, что, узнав об этом, «патриоты» тут же возненавидят великого полководца. У них это, увы, на уровне рефлексов.
Отделение России от государства
Спросят: почему в 1990-х не предлагали ничего, кроме старого герба? Как это не предлагали? Например, я предлагал: в 1993-м разработал альтернативный герб и выступил в нескольких газетах и журналах. Герб даже показывали по телевидению. Золотые колосья символизировали уважение к труду и способность обеспечить населению достаток, березовые листочки – заботу об экологии, звезды на небе (число которых можно было бы соотнести с числом субъектов Российской Федерации) – гарантию прав составных частей страны (и одновременно то, что она – ведущая космическая держава). Ключевыми фигурами были белая лебедь и Богоматерь, которую можно было рассматривать и как символ Матери-родины. Задолго до принятия федерального конституционного закона о государственной символике показал свою работу академику Юрию Полякову, председателю Геральдической комиссии РАН. Тот в целом одобрил, но сказал: «Тут у вас Богородица. А ведь Россия – светское государство».
Что верно, то верно. Немногим позже указом президента Ельцина был восстановлен орден Святого апостола Андрея Первозванного: Россия – светское государство. Государственная дума не задумываясь приняла закон, возвращающий на флот Андреевский флаг, носящий имя христианского святого: Россия – светское государство. В государственном гербе – кресты, в центре герба (если не по описанию, то хотя бы по внешнему виду) – святой Георгий: Россия – светское государство. В одной из строк нового текста гимна – слова «хранимая Богом родная земля»: Россия – светское государство. «А можно Богородицу на герб?» – «Нельзя». – «Почему?» – «Россия – светское государство». В таком случае у нас лицемерное государство.
Впрочем, в парламенте пытались возражать против крестов в предлагаемом гербе. На это Георгий Вилинбахов, главный герольдмейстер всея Российской Федерации, ответил: это не кресты, а солярные, сиречь солнечные знаки. Что ж, можно сказать и так: фигуры представляют собой четыре луча, расширяющиеся от центра, – похоже на солнышко. Только имевшая аналогичную форму знаменитая награда называлась все-таки «Георгиевский крест», а не «Георгиевский соляр».
Неужели Хирург надеется, что его предложения будут учтены и герб изменят, раз он обратился к самому президенту? «Блажен, кто верует». Лично я уверен, что мой проект никогда не будет принят к рассмотрению. Дело даже не в Богородице. И не в том, что белая лебедь стала в России персоной нон грата. Кстати, это иллюстрирует скверную отечественную традицию – готовность смешать с грязью то, на что молились вчера. Главное в том, что герб добрый, а государство российское этим качеством не обладает. И вообще: такое – на печатях и купюрах? При жизни Улановой хотели выпустить монету с ее изображением в образе лебедя. Великая балерина была в шоке: «Я – на деньгах?!»
Многие россияне в душе убеждены, что государство наше – неправедное, что оно – зло. Но свято верят, что Россия – добро. Они несут свой крест и при этом верят в неугасимую звезду своей родины. Еще верят в доброго царя и президента. Потому и обращаются к нему по всем вопросам: и дорогу починить, и герб подправить…