0
4869
Газета Идеи и люди Интернет-версия

16.09.2016 00:01:00

В ожидании флагмана

Тэги: рыбная отрасль, рыбопромысловый флот, законы, инвестиции, квоты, вылов


рыбная отрасль, рыбопромысловый флот, законы, инвестиции, квоты, вылов Фото пресс-службы Росрыболовства

Российским рыбакам вообще-то не стоит жаловаться на недостаток внимания со стороны властей и законодателей. Не так давно они наконец-то получили долгожданный закон о стимулирующей инвестиции в строительство новых судов в системе выделения квот на вылов. Специалисты так и называют его – «квоты под киль». Не осталась без внимания рыболовная отрасль и на завершившемся на днях во Владивостоке Восточном экономическом форуме, где отмечалось, что сам по себе закон без серии дополнительных правовых актов может и не сработать. Так, те же инвестиционные квоты выделять и закреплять за определенным объектами (на сегодня читай – за строительством первого «флагманского» судна) можно только на основании правительственных постановлений, которые у нас всегда идут в «комплекте» с целой серией уже ведомственных актов. Примерно так же обстоит дело и с распределением объемов работ по российским и зарубежным фирмам и с размещением заказов по верфям.

А ведь несмотря на рекордные уловы и отменные финансовые показатели, российская рыболовная отрасль уже фактически подошла к тому рубежу, после которого масштабный кризис может стать просто неизбежным. Ни для кого не секрет, что отечественный рыболовный флот на сегодня – это в основном устаревшие и даже вовсе давно готовые к списанию корабли, на что, выступая на Восточном экономическом форуме, обратил внимание замминистра сельского хозяйства, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Да, рыболовных судов в строю пока еще много, все они не только старые и очень разные, но самое опасное, что при чуть худшей, чем ныне, конъюнктуре они уже не смогут конкурировать ни с кем, даже с полулегальными ловцами.

До 2030 года российским рыбакам остро нужны как минимум 90 новых судов, причем обязательно крупных. Все дело в том, что мелкими судами, которые вообще-то несложно купить за границей, пусть даже подержанными, современный уровень улова сохранить вряд ли удастся. Только на крупных судах можно обеспечить производство всей линейки продукции глубокой переработки: филе, фарша, сурими, жира и муки, а также обеспечить максимальное использование выловленного сырца. Крупные суда, для которых базовыми являются вылов и переработка минтая и сельди – самого массового океанского ресурса, могут при этом легко переключаться и на другие его виды. Они могут работать практически в любых широтах, и наконец только на крупных судах можно гарантировать нормальные современные условия для работы экипажей.

На постройку такого большого флота потребуются поистине гигантские инвестиции. По оценкам Росрыболовства, которые привел Шестаков, вложения в сумме до 400 млрд руб. способны обеспечить 55-процентное обновление флота. Показательно, что в отрасли уже нашлись те, кто подтверждает готовность к реализации крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, где, напомним, сосредоточено до 70% мощностей отечественного рыбопромыслового флота. Так, глава «Русской рыбопромышленной компании» Андрей Тетеркин заявил о готовности построить шесть крупнотоннажных траулеров. Объявили о таких намерениях и другие крупные компании.

В том, что строить свой флот надо, кажется, не сомневается уже никто. В то же время нельзя не признать тот факт, что с этой стройкой в России уже явно запоздали. После того как многие годы отечественные верфи простаивали, не приходится ожидать, что они, даже при наличии 100-процентного финансирования, смогут оперативно спустить на воду десятки судов. Складывается ситуация, когда просто необходимо вести речь о налаживании серийного производства крупных рыболовных судов. Наподобие того, что сделали в годы Второй мировой войны американцы, штампуя для атлантических конвоев однотипные суда «Либерти» сразу на нескольких верфях по единому лекалу, почти как на конвейере.

И вот тут появляется необходимость признать как данность тот факт, что ни в коем случае нельзя при этом играть в ложный патриотизм и пренебрегать иностранной помощью. Да, сейчас время санкций и контрсанкций, однако взаимовыгодный бизнес предпочитает такие ситуации не просто игнорировать, а разворачивать себе на пользу. Начать отрабатывать современные технологии, методики сборки, обучить персонал, в конце концов адаптировать всю производственную цепочку под собственные нужды можно уже сегодня, не дожидаясь пресловутой нормативной базы. Тем более что значительная часть средств на это в распоряжении рыболовецких компаний есть уже сейчас, а желающие кредитовать такие масштабные проекты на достойных условиях обязательно найдутся. Не случайно, выступая на том же форуме во Владивостоке, заместитель председателя Дальневосточного банка Сбербанка РФ Марина Перебейнус заверила, что финансовая организация готова работать с заказчиками флота по приобретению судов через лизинговые схемы.

Ну а первые из долгожданных инвестиционных квот на вылов тех же минтая и сельди, наверное, лучше всего было бы сразу выписать тем, кто первым решится на строительство того самого флагмана – нового российского крупнотоннажного сейнера с рыбзаводом на борту. Даже если его сумеют быстрее построить на какой-то из иностранных верфей.  


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
642
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1081
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
789
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
414

Другие новости