0
8429
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.12.2015 00:01:00

Системная безалаберность чиновника

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток).

Тэги: чиновники, бюрократия, коррупция, халатность, уголовные дела, госуправление, протестные настроения


чиновники, бюрократия, коррупция, халатность, уголовные дела, госуправление, протестные настроения Эти петербуржцы вышли протестовать на Марсово поле. Материальный ущерб, который они понесли, переходит в политическое недовольство. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

В условиях продолжающегося экономического кризиса чиновники всех уровней должны работать слаженно и дисциплинированно, четко выполняя решения высшей законодательной и исполнительной власти. Однако низкая исполнительская дисциплина и высокая коррумпированность отечественных чиновников негативным образом сказывается на качестве госуправления в целом.

Беззаботная бюрократия

Россия опережает большинство стран, в том числе имеющих сопоставимый уровень экономического развития и географически сходных, по численности чиновников, при этом расходы на них за последние 15 лет выросли более чем на треть. Так, в 2014 году на 10 тыс. человек населения приходилось 108 госслужащих. Для сравнения: в Индии этот показатель составляет 29, в Казахстане – 51, в Китае – 72, а в развитых странах (США, Германии и Испании) – 100–110. За 2000–2014 годы расходы на государственное и муниципальное управление в абсолютном выражении возросли на 37,4%. Причем если в 2000 году в рейтинге качества государственного управления Россия занимала 149-е место среди 196 стран, то в 2013 году – 120-е место среди 210 стран, что не позволяет говорить о какой-либо положительной динамике.

Сегодня на каждую тысячу россиян приходится до девяти региональных чиновников. Этот показатель особенно высок в малонаселенных или зависимых от Центра регионах. По данным Росстата, больше всего чиновников на душу населения приходилось в 13 субъектах РФ. В то же время региональные власти озабочены чрезмерным количеством федеральных чиновников на местах: их 420,9 тыс. человек, а региональных 173,4 тыс. человек, что не отражает пропорции распределения полномочий между Федерацией и регионами. С другой стороны, уровень заработной платы региональных чиновников в среднем в 1,5 раза выше, чем в территориальных управлениях федеральных органов (54,1 тыс. руб. и 36,5 тыс. руб. соответственно). Есть регионы, где чиновники получают вдвое больше, чем федеральные (например, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Несмотря на большую численность и стабильное финансирование, «в прошлом году 80% указов и поручений президента России остались нереализованными в полной мере», – заявил в ноябре сопредседатель Общероссийского народного фронта (ОНФ) Александр Бречалов. За год ОНФ проконтролировал качество исполнения 131 поручения: 40 из них касались майских указов, 41 – других важных решений, а 50 были даны по итогам встреч главы государства с активом ОНФ. Как оказалось, в 40% случаев поручения были выполнены частично, в 25% – не были выполнены, а в 6% – выполнены лишь формально. В частности, из 38 экономических поручений были выполнены лишь пять. Между тем средства на эти цели выделяются немалые. В 2016 году объем бюджетных ассигнований на реализацию майских указов составит 676,1 млрд руб., что на 2,2% больше текущих затрат.

Кипит наш разум возмущенный…

Согласно августовскому опросу Левада-Центра, относительное большинство россиян (42%) не верит в то, что высокопоставленные чиновники говорят правду, в том числе президенту, описывая положение дел в экономике, здравоохранении, борьбе с преступностью и других сферах государственного управления. А по мнению 14%, правду от президента вообще скрывают. Официальная статистика у россиян вызывает чуть большее доверие, чем сообщаемая чиновниками информация: 23% верят в ее правдивость, 32% – нет, 41% – отчасти доверяют, отчасти нет.

На карте России краска социальной тревоги – отдельными пятнами. Пока.	Инфографика автора
На карте России краска социальной тревоги – отдельными пятнами. Пока. Инфографика автора

Отсюда и рост протестных настроений в ряде регионов России. Недавно Центр экономических и политических реформ (ЦЭиПР) провел исследование «Год санкций и дешевой нефти», оценив протестную активность россиян с сентября 2014 года по октябрь 2015-го. Исследователи выяснили, чем чаще всего недовольны митингующие, и составили рейтинг протестности регионов. Как оказалось, наиболее резонансные акции касались социально-экономических проблем. Однако в условиях усугубления экономической нестабильности у демонстрантов появляются политические лозунги и требования – как общего характера (против коррупции и произвола властей), так и конкретные (с требованием отставки тех или иных чиновников). Большая доля протестующих – это бюджетники и работники госпредприятий, по которым больше всего бьет сокращение социальных расходов. Но и формально независимые от государства предприниматели не чураются участия в протестных акциях. В числе регионов с высокой протестной активностью оказались Москва, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Пермский край, Нижегородская, Саратовская, Самарская, Новосибирская, Свердловская и Челябинская области. Среди регионов со средним уровнем протеста наибольшая активность в Кировской области, Татарстане, Забайкальском крае, Иркутской, Воронежской, Волгоградской, Ивановской областях, Карелии. По мнению экспертов, в случае усугубления экономической ситуации можно ожидать размывания «сакральности» образа президента, который «не знает о бездействии чиновников».

Осенью Институт развития избирательной системы РФ обнародовал «Рейтинг регионов России по уровню потенциала протестного голосования на выборах в Госдуму РФ 2016 года». В ходе исследования были проанализированы данные о потенциале протестного голосования в 83 регионах страны. Рейтинг определялся по шкале от 0 до 10, где ноль –  полное отсутствие протестной активности, а 10 – победа оппозиции. Балл рассчитывался из комбинации нескольких факторов: численности избирателей, явки на думских выборах 2011 года, численности тогда же проголосовавших за любую партию, кроме «Единой России», численности городского населения (традиционно считающегося наиболее политически активным и потенциально оппозиционным), коэффициента административного давления на выборы, а также уровня внутриэлитных конфликтов и политической конкуренции. В итоге высокий протестный потенциал (6–10 баллов) был зафиксирован лишь в 25 регионах (в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске и Приморье), средний (4–5 баллов) – в 24, низкий (1–3 балла) – в 27, а нулевой – в 7 регионах.

С учетом продолжающегося кризиса и нарастания социальных проблем не следует ждать общественного спокойствия и в 2016 году. Социально-экономический характер протестной повестки в следующем году гарантирует широкую социальную базу для крупных протестных акций.

Смертельное бездействие

Как показывает практика, у чиновничьей халатности есть куда более тяжкие последствия, чем неисполнение указов. По данным Генпрокуратуры России, основной причиной лесных пожаров является халатное отношение чиновников и лесопользователей к соблюдению мер пожарной безопасности. В результате огонь уничтожает огромные площади лесов во многих регионах. Так, в апреле СК по Республике Хакасия возбудил пять уголовных дел в связи с пожарами, оставившими без крова 6,5 тыс. человек. В результате пожаров пострадали 38 населенных пунктов в шести районах республики, сгорели 1,5 тыс. домов, погибли тысячи голов скота, были уничтожены запасы зерна и семян. Причиненный ущерб оценивается в 7 млрд руб. Все это, как полагает следствие, стало результатом халатности ответственных лиц. Впоследствии был арестован начальник отдела противопожарной службы Ширинского района: зная о вспыхнувших пожарах, он не только не поехал на место возгорания, но даже не запросил дополнительной помощи у республиканского управления. Результатом этого стали жертвы среди населения (погибли 14 человек) и большой имущественный ущерб.

Есть и еще более вопиющие факты. Так, в августе 2013 года Абинский райсуд Краснодарского края вынес приговор в отношении бывших главы администрации Крымского района, главы города Крымска, главы Нижнебаканского сельского поселения и исполняющего обязанности руководителя управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты. Все они были признаны виновными в халатности. Как установил суд, они, получив в июле 2012 года штормовое предупреждение, не приняли необходимых мер защиты и не оповестили об этом население. После выпадения большого количества осадков и разлива рек, затопления вследствие этого низменной части города Крымска, а также подтопления станиц Неберджаевской и Нижнебаканской чиновники вовремя не ввели режим чрезвычайной ситуации. Это привело к гибели 153 человек, исчезновению двух и причинению тяжкого вреда здоровью пяти местных жителей. После этого чиновники дали указания своим подчиненным подготовить фиктивные документы о своевременном совершении всех необходимых действий. Такими документами они отчитались перед вышестоящим руководством. Для незаконного получения компенсационных выплат в сумме 50 тыс. руб. один из них внес свое домовладение, не находившееся в зоне затопления, в список пострадавших домов. Однако так ничего и не получил, поскольку его действия пресечены.

Остается добавить, что подобных уголовных дел о чиновничьей халатности, повлекшей за собой тяжкие последствия, в следственно-судебной практике предостаточно. Однако осужденные чиновники зачастую отделываются условными сроками или штрафами.

Ответственности не избежать

Федеральный закон № 265-ФЗ от 13.07.15 дополнил ст. 293 УК РФ (халатность) новой частью, согласно которой неисполнение или ненадлежащее исполнение чиновником своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее причинение особо крупного ущерба, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода за период от года до трех лет, с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Если это деяние привело – по неосторожности чиновника – к причинению тяжкого вреда здоровью или к смерти человека, то виновному грозит наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с новой редакцией примечания к данной статье крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн руб., а особо крупным – 7,5 млн руб.

Остается надеяться, что принятые поправки не будут нивелированы правоприменительной практикой и чиновники понесут заслуженное наказание.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
622
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
790
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
672
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
537

Другие новости