0
5045
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.11.2015 00:01:00

"Исламское государство" оказалось между двух огней

Станислав Иванов

Об авторе: Станислав Михайлович Иванов – ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

Тэги: теракт, париж, мали, египет, ливан, сирия, терроризм, исламское государство, сб оон


теракт, париж, мали, египет, ливан, сирия, терроризм, исламское государство, сб оон Сирия, 16 ноября 2015 года. Фото Reuters

Серия масштабных терактов в Ливане, Турции, Египте, Франции, Мали унесла жизни сотен людей разной национальности, в том числе 227 россиян; количество раненых и получивших увечье оказалось в два-три раза больше. Мир вновь, как и после трагических событий 11 сентября 2001 года в США, потрясен случившимся, казалось бы, созданы предпосылки к объединению усилий всех стран в борьбе с этим абсолютным злом. В Вашингтоне и Брюсселе наконец-то заговорили о необходимости более тесного взаимодействия с Россией на этом направлении.

20 ноября одобрена резолюция СБ ООН № 2249, которая призвала государства мира «принять все необходимые меры в соответствии с международным правом», в первую очередь Уставом ООН, чтобы «координировать усилия для предупреждения и пресечения новых террористических актов», а также «искоренить безопасное убежище, которое они создали на значительной части Ирака и Сирии». В резолюции отмечается, что в ближайшее время может быть утвержден дополнительный список запрещенных группировок, будут решительно пресекаться переброска в Сирию и Ирак новых боевиков-джихадистов и их финансирование за счет продажи нефти и музейных артефактов.

Как видно, гибель четверти миллиона сирийцев, увечья и ранения других сотен тысяч, миллионы беженцев и перемещенных лиц этой страны, аналогичные бедствия, вплоть до геноцида езидов, шиитов и христиан в Ираке, и последние масштабные теракты все же вынудили руководителей великих держав и других заинтересованных стран объединяться в борьбе с исламским терроризмом.

Сегодня в Сирии и Ираке с ними воюют две международные коалиции. С одной стороны, США со своими западными и региональными союзниками, отрядами сирийской вооруженной оппозиции и курдскими ополченцами, с другой – Россия во взаимодействии с Ираном, войсками Башара Асада и ливанской шиитской группировкой «Хезболлах». Формально Ирак также участвует в борьбе с ИГ, но ввиду разгрома своей регулярной армии Багдад опирается больше на отряды шиитской милиции. Можно ожидать усиления западной коалиции после того, как все 28 стран, входящих в ЕС, одобрили официальный запрос Франции об оказании ей срочной военной помощи в связи с террористическими атаками в Париже.

На таком фоне действий отдельных государств и международных коалиций боевики запрещенных в России группировок «Исламское государство» (ИГ), «Джебхат ан-Нусра» и других, более мелких, перешли к оборонительным действиям и пытаются приспособиться к воздушным ударам. Они постоянно перемещаются на значительной территории, умело маскируются, соблюдают режим радиомолчания, располагаются в подземных укрытиях, мечетях, школах, больницах, прикрываются населением как «живым щитом» (в исламском «Халифате» проживают 6–8 млн арабов-суннитов, многие из которых поддерживают исламистов).

По мнению военных экспертов, одними ракетно-бомбовыми ударами нанести решающее поражение радикальным исламистам в ближайшее время не представляется возможным. На место выбывающих из строя убитыми и ранеными боевиков прибывают новые джихадисты со всего мира, пополняют их ряды и местные жители, включая женщин и детей. Борьба с ИГ осложняется и тем, что все новые группировки за рубежом присягают ему на верность, в качестве вербовщиков, эмиссаров и смертников по всему миру разъезжаются те, кто получил боевой опыт и идеологическую закалку в «Халифате». Финансовая и материальная поддержка со стороны отдельных арабских и мусульманских государств, их неправительственных организаций и фондов, а также торговля нефтью, музейными артефактами, рабами, контрабанда оружия и наркотиков, налоги и рэкет постоянно пополняют бюджет ИГ и превращают его в передовой отряд международного терроризма.

Сегодня ИГ и другие исламистские радикальные группировки располагают значительными финансовыми и мобилизационными ресурсами, в общей сложности насчитывают в своих рядах свыше 100 тыс. вооруженных современным оружием и техникой боевиков, которым пока не в состоянии противостоять остатки правительственных войск Сирии и Ирака. Лидеры и идеологи исламистов задействуют самые современные информационные технологии для пропаганды и распространения своей идеологии по всему миру. Они прочно заняли место в социальных сетях, активно используют кибератаки и кибертерроризм в преступных целях.

Успеху исламистов способствовало то, что длительное время их деятельность не замечали и даже поощряли в Вашингтоне, Эр-Рияде, Дохе, Анкаре, Аммане, других столицах в расчете на то, что они помогут свергнуть режим Асада в Сирии, оказать давление на правительство шиитского большинства в Багдаде, станут заслоном или щитом от дальнейшей экспансии Тегерана в регионе. Монархи Персидского залива и турецкие власти посчитали новоявленных джихадистов пускай и примитивным, средневековым, грубым, но все же близким им, суннитским (салафито-ваххабитским) направлением ислама, который можно использовать в борьбе с шиитами в регионе. В результате Ирак, Сирия, Йемен стали как бы полигоном суннитско-шиитского вооруженного противостояния, в регионе воцарились хаос и насилие. В любое время эта новая псевдорелигиозная война может перекинуться на Ливан, Бахрейн, другие арабские страны, где имеются шиитские общины.

Одним из условий победы над ИГ является не только ослабление его военного потенциала, но прежде всего причин, порождающих радикальный или политизированный ислам, религиозный экстремизм. Борьба должна вестись по всем возможным направлениям – политическом, идеологическом, информационно-пропагандистском, религиозном, финансовом, экономическом и др. Было бы оправданным выявлять и привлекать к судебной ответственности на международном уровне пособников и спонсоров террористов – учредителей ваххабитских фондов, финансистов, эмиссаров, вербовщиков, снабженцев, торговцев оружием и т.п. К уличенным в пособничестве террористам странам и НПО должны применяться жесткие международные санкции. 


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
933
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1124
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1425
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1040

Другие новости