РАО поддерживает джазовые фестивали, которые организует народный артист России Анатолий Кролл. Фото РИА Новости
Общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) опубликовала годовой отчет за 2014 год на своем сайте www.rao.ru. Документ интересен с той точки зрения, что в последнее время общество, которое является крупнейшим в России по управлению авторскими правами на коллективной основе, подвергается в некоторых СМИ нападкам. Причем зачастую критика в адрес РАО не подтверждается никакими официальными данными. Кроме того, все чаще появляются предложения реформировать и саму систему защиты авторских прав. Чтобы прояснить ситуацию, попробуем объективно разобраться, какую деятельность осуществляет РАО.
Согласно обнародованному отчету, на протяжении последних лет сборы авторских вознаграждений, которые получает РАО, только растут. За пять лет они увеличились почти в два раза и в прошлом году составили 4,6 млрд руб. Это на 5% больше, чем в 2013 году, с учетом резкого спада в российской экономике, переживаемого с лета 2014 года. Причем в сферу защиты интеллектуальной собственности включается все большее число участников. Возросли авторские сборы в регионах – на 200 млн руб., до 1,7 млрд руб. На 10% увеличились поступления от предприятий общественного питания и торговли. В 2014 году РАО заключило еще 5,6 тыс. договоров с правообладателями, то есть теперь общество насчитывает 28 тыс. членов. Однако это капля в море по сравнению с сотнями тысяч авторов, чьи интересы организация также защищает.
РАО представляет интересы абсолютно всех авторов музыкальных произведений. Это соответствует действующему законодательству в области охраны интеллектуальной собственности. За основу организация, как и многие другие, ей подобные, чтобы не изобретать велосипед, берет методику работы западных коллег. И цифры отчета являются, по мнению экспертов, одними из доказательств эффективности сложившейся системы, соответствующей передовой зарубежной практике. Поэтому специалисты, среди которых Министерство культуры РФ, не поддерживают инициативу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ кардинально поменять систему.
Напомним, ведомство фактически хочет обязать правообладателей заключать договоры с общественными организациями, которые занимаются коллективным управлением авторскими правами. Сейчас такие общества собирают отчисления в пользу всех авторов вне зависимости от наличия договора. Ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец называет намерение Минкомсвязи «непродуманным, противоречащим российскому и международному законодательствам, международной практике и сложившимся традициям».
Весьма вероятно, что претензии к РАО и системе защиты авторских прав рождает элементарное незнание особенностей деятельности авторских обществ.
Скоропортящиеся хиты
Один из наиболее распространенных упреков РАО – неэффективная работа общества. СМИ приводят жалобы отдельных авторов на то, что при многомиллиардных сборах они получают считаные рубли вознаграждений. Такой аргумент, как утеря популярности на произведения, авторами отчего-то отметается сразу. Особенную обиду на РАО таят маститые отечественные авторы, которые не верят, что их песни, сделавшие им имя, сегодня никто со сцены не поет. В то время как общеизвестно: популярная песня – товар скоропортящийся. Даже если наиболее удачные композиции и переходят в разряд ретро, ожидать пожизненного стабильно высокого дохода от их исполнения не приходится: когда-то их снова перестанут петь, а главное, слушать. Но сотрудники РАО, получая ежедневно массу подобных претензий, каждый раз терпеливо объясняют, что их задача – не популяризация музыкальных произведений и не сбор гонораров за исполнение, а защита интересов авторов, чьи права регламентированы законом.
Чтобы это понимать, нужно знать, как общество функционирует, в чем конкретно заключается его деятельность. Прежде всего РАО – это правопреемник существовавшего в советское время Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП) и других организаций, которые стояли на страже интеллектуальной собственности. Рыночные отношения внесли свои коррективы в законодательство и в деятельность общества, но и сегодня РАО управляет правами авторов на коллективной основе как уполномоченное государством, которое выдало ему соответствующую аккредитацию. Причем представляет интересы всех правообладателей – и тех, кто заключил с ним договор, и тех, кто вообще не знает о существовании организации.
С последними бывают сложности. Они заключаются только в том, что не всегда с первого раза можно идентифицировать, кто написал, к примеру, песню с таким популярным названием, как «Любовь моя». Проще это сделать, когда произведение исполнено на концерте конкретным исполнителем: организатор мероприятия обязан предоставить список композиций и перечислить в РАО авторский сбор. Или когда телеканалы и радиостанции, с которыми общество подписало договоры, присылают подробные отчеты со списком композиций, количеством их звучаний в эфире и хронометражем, не забывая, естественно, присовокупить к ним авторские отчисления.
Труднее с предприятиями общепита, кафе и ресторанами. Да, у них тоже есть с РАО договор, но транслируемая в их помещениях музыка – это фон для развлечения посетителей, которые в первую очередь наслаждаются трапезой и общением друг с другом. Владельцы кафе и не в курсе, что у них звучит из динамиков. На помощь приходит статистика о том, какие произведения в данный отчетный период крутили музыкальные радиостанции и телеканалы и какие исполнители находились в ротации. И тогда вознаграждение распределяется между авторами пропорционально рейтингу их композиций.
Диаграмма из годового отчета РАО за 2014 год. |
Пока есть выбор
Суммы с кафе и ресторанов могут быть и небольшими, поскольку ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений учитывают множество факторов, начиная с того, в какой точке России заведение расположено (разным населенным пунктам соответствуют свои понижающие коэффициенты) и работает ли оно круглый год или только летом, заканчивая количеством в нем столиков. Это может быть и 35 руб. с одного посадочного места. Даже если в месяц набегает 1000 руб., авторы могут быть спокойны: свои пять копеек они с этого кафе получат непременно. Все отчисления отражены в отчетах, которые получают правообладатели. Они также могут запросить у РАО подробную детализацию. Это касается не только российских авторов, но и иностранных. Общество с советских времен состоит членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК/CISAC). На сегодня у РАО заключено 189 соглашений о взаимном и одностороннем представительстве интересов со 119 иностранными авторскими обществами в 68 странах мира. За 2014 год организация перечислила почти 350 млн руб. вознаграждений партнерам из западных стран и около 58 млн руб. – из стран СНГ.
Вообще у правообладателей огромный выбор. Например, помимо РАО можно заключить договор с музыкальными издательствами или заключить соглашение напрямую с исполнителями и пользователями, однако если в случае театральной постановки это сделать проще, то радио- и телекомпании и тем более рестораны вряд ли пойдут на то, чтобы с каждым автором подписывать отдельные договоры. Могут расторгнуть договоры со всеми и все равно получать вознаграждения, но только от одного РАО как аккредитованной организации.
В случае если инициатива об обязательной договорной основе приживется, правообладатели этого права выбора лишатся. Известный джазовый пианист Даниил Крамер не против законодательного регулирования таких организаций, как РАО, «но это не значит, что надо полностью отменять бездоговорное управление, ведь есть артисты, у которых нет времени заключать со всеми отдельные договоры, и их текущая система управления правами вполне устраивает». Переход только на договорное управление, по его мнению, приведет к «полному хаосу, как это было в 1990-е годы». Сам музыкант признался, что получает вознаграждения от РАО регулярно.
Грамотные пользователи
Жалуются не только авторы, но и пользователи, то есть те, кто использует музыкальные произведения в коммерческих целях, но платить за это авторам не хочет. Задача РАО – донести до них, что, отказываясь отчислять авторские, они нарушают закон. Ведь тот же ресторан с пониманием относится к требованиям законодательства получать лицензию на продажу алкогольных напитков. А интеллектуальная собственность – вроде как ничья. Отсюда возмущенные возгласы «общественности»: мол, РАО требует деньги с хора ветеранов за исполнение песен о войне в День Победы. Но когда выясняется, что это был не праздник Победы, а торжественное мероприятие по случаю юбилея района в одном из российских регионов, на проведение которого местная администрация потратила деньги, вопросов к РАО уже не должно возникать. По закону общество обязано потребовать от администрации как организатора мероприятия заплатить авторские.
У РАО солидная сеть филиалов и представительств, которыми охвачена практически вся страна (для сравнения – закон требует присутствия общественной организации не менее чем в 50% субъектов Федерации). Так что тем, кто использует музыкальные произведения в коммерческих целях, достаточно обратиться в ближайшее отделение – приедет сотрудник РАО и привезет договор. В противном случае нарушителя авторского права ждет суд.
Чаще всего юристам по защите авторских прав, которые составляют примерно половину сотрудников РАО, приходится отстаивать иски о дебиторской задолженности – когда пользователь не платит правообладателю по лицензионному договору. Бывает, что пользователи вообще отказываются заключать договор. Нередки ситуации, когда автор сам замечает, что его права нарушены, и просит общество быть его представителем в споре.
В прошлом году в производстве юридической службы РАО находилось более 1,5 тыс. таких дел, а в 2013-м – еще больше. Почти 90% из них всегда решаются в пользу авторов. Так, за трансляцию музыкальных произведений интернет-провайдер «АКАДО» по суду заплатил 11 млн руб. Организатору концертов ООО «С.А.Т. маркетинг» пришлось выплатить более 5,7 млн руб., чтобы Земфира, авторы песен групп «Браво» и «Король и Шут», композиций, звучавших на концертах MAXIDROM 2013 и «Чартова дюжина», и другие получили свои вознаграждения. Противоречия здесь нет: исполнители, одновременно являющиеся авторами, тоже имеют право на вознаграждение, поскольку часть прибыли от концерта получает организатор. Поэтому выгоднее заключить договор с РАО, чем платить потом сверх авторских штрафы и пени.
Таких юридически грамотных пользователей в стране становится все больше. Многие уже знают не только свои обязанности, но и права. Например, организаторы концертов могут не перечислять в РАО вознаграждения, если правообладатели не возражают против этого, но они должны письменно уведомить об этом авторское общество. Или если мероприятие является знаковым событием, как Олимпийские игры. Олимпийский комитет России перед проведением Игр в Сочи в 2014 году предусмотрительно обратился в РАО с просьбой снизить размер отчислений. Авторский совет организации эту просьбу удовлетворил. Уже много лет вообще освобождаются от сборов паралимпийская сборная России и фестиваль «Кинотавр», при этом каждый раз они дисциплинированно обращаются в РАО.
От бумаги…
Еще один традиционный камень преткновения, когда речь заходит о деятельности авторских обществ, – расходы. Упрекают в том, что организации, собирая авторские вознаграждения, удерживают чуть ли не большую часть собранного и тратят ее непонятно на что. При этом забывают, что это, по сути, профессиональные объединения, созданные на общественных началах и не занимающиеся коммерческой деятельностью. Такие структуры могут существовать за счет грантов, спонсорской помощи или членских взносов. В случае РАО роль таких взносов в некотором смысле играют комиссии, которые в организации называют «отчислениями на покрытие расходов по осуществлению деятельности по управлению авторскими правами», поскольку слово «комиссия» в юридической практике относится к договорам по предоставлению услуг. Так, в 2013 году они составили 1 млрд руб. из общих сборов – 4,3 млрд руб., а в прошлом году собрали больше, но из них обществу досталось около 856 млн руб. Эти отчисления пропорциональны вознаграждениям каждого автора, но их размеры, так же как в случае со ставками вознаграждений, зависят от многих факторов.
Расходы РАО ежегодно утверждает авторский совет. Весь год организация работает на основании этой сметы. Ничего неординарного: зарплата, свет, отопление, услуги банков, куда перечисляются сборы, материальная помощь, новые компьютеры. Самая внушительная статья – оплата труда, что понятно: в РАО работают только штатных сотрудников 660 человек, не считая многочисленных представителей по всей стране. Хозяйственные расходы тоже немалые. В 2014 году на эти нужды, включая коммуналку, РАО потратило 96 млн руб. Но нужно содержать штаб-квартиру в Москве, обширную региональную сеть – 12 филиалов и 33 представительства. Вот только недоброжелатели упорно называют расходы на представительства и представителей «представительскими».
Наконец, канцелярия. Такие организации, как РАО, ежегодно расходуют значительную часть бюджета на обычную бумагу. И это не потому, что они не могут наладить электронный документооборот, а по той причине, что российские суды принимают только бумажные версии документов. Оплата судебных издержек – одна из самых впечатляющих статей расходов общества.
В прозрачности деятельности РАО убедились и налоговики, когда у них вызвала сомнение статья расходов «направление средств на покрытие убытков, возникших в предыдущие годы». Дело в том, что РАО, как и вся российская система защиты авторских прав, имеет относительно недавнюю историю. При этом организация некоммерческая и не может брать кредиты на развитие. Денег на все – создание базы данных, поиск авторов, открытие представительств и т.д. – на первом этапе не хватало, вот и возникла задолженность у организации перед собой же. Налоговые органы сначала записали этот долг в прибыль общества, а когда разобрались, сняли претензии к РАО.
…до джаза
Когда речь заходит о расходах РАО, как-то сразу забывается о том, какие средства общество тратит на благотворительность – поддержку культурных и просветительских проектов. Для этого три года назад РАО совместно с Российским союзом правообладателей создало Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП). В 2014 году фонд организовал более 50 фестивалей и конкурсов. В первую очередь он помогает молодежным музыкальным, кино- и театральным фестивалям. Кроме того, фонд вручает множество поощрительных премий.
РАО участвует в проектах НФПП только с согласия авторского совета. Одно из самых известных мероприятий, проходящих при его поддержке, – Международный фестиваль современной музыки «Московская осень». В прошлом году в его рамках прошло 47 концертов. Вход на фестиваль, кстати, бесплатный. Благодаря конкурсу «Молодые таланты» свои вокальные способности смогли показать воспитанники московских детских домов. Фестиваль «Наш джаз», прошедший в крымском Коктебеле, за два дня посетило более 10 тыс. человек. При поддержке НФПП прошел XXXIV Международный студенческий кинофестиваль ВГИК, на котором в течение недели было показано более 50 студенческих работ из 25 стран мира.
РАО поддерживает и джазовые фестивали народного артиста России, дирижера, пианиста, композитора и аранжировщика Анатолия Кролла. Один из них – «Российские звезды мирового джаза» – пройдет в ноябре этого года. «Я показываю не себя, а все лучшее, что есть в отечественном джазовом искусстве, но ничего бы не смог сделать без такой надежной опоры, как Российское авторское общество и Национальный фонд поддержки правообладателей», – сказал музыкант. По словам Кролла, без поддержки фестивали не могли бы быть столь масштабными, а условия для исполнителей – комфортными.
К этому списку стоит добавить ежегодное участие РАО в Днях интеллектуальной собственности в России – общество организует площадку, где можно обсудить проблемы в сфере интеллектуальной собственности. Отдельная забота организации – уникальная фонотека старейшей в России фирмы звукозаписи «Мелодия». В свое время общество помогло предприятию выйти из кризиса, а сегодня РАО поддерживает проект по созданию фонохрестоматии, которая безвозмездно раздается детским музыкальным школам по всей стране.
Средства на это тоже берутся из комиссии. И если правообладатели заинтересованы в том, чтобы авторские сборы росли, чисто из меркантильных соображений, то для РАО увеличение комиссии означает, что в том числе будет расширяться список поддерживаемых им проектов и программ. Сейчас тенденция к повышению сборов прослеживается, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию. Причем РАО в отличие от иностранных авторских обществ выплачивает вознаграждения ежемесячно, что тоже немаловажно. Не случайно эксперты называют российскую систему защиты авторских прав одной из самых прогрессивных и говорят, что если и нужно что-то менять в законодательстве, то для того, чтобы ее совершенствовать.