0
11473
Газета Идеи и люди Интернет-версия

21.08.2015 00:01:00

"Эхо Москвы" как эпоха

Тэги: эхо москвы, алексей венедиктов


эхо москвы, алексей венедиктов За 25 лет Алексей Венедиктов принял на «Эхе» немало известных персон. Фото Михаила Джапаридзе/ТАСС

Завтра радиостанции «Эхо Москвы» исполняется 25 лет. Сами журналисты между тем не спешат подводить даже промежуточные итоги, предпочитая думать только о будущем. О том, как все начиналось, какие вызовы стоят перед коллективом и что общего у «Эха» с домом Ланнистеров, обозревателю «НГ» Велимиру РАЗУВАЕВУ рассказал главный редактор радиостанции Алексей ВЕНЕДИКТОВ.

Алексей Алексеевич, прежде всего позвольте поздравить вас с юбилеем. Все-таки 25 лет – это как минимум три эпохи…

– И две страны…

И вот прошла четверть века. Если сегодня сказать кому-нибудь: «Эхо Москвы», то свой ассоциативный ряд он начнет выстраивать с вас.

– Это специально. Я жертва маркетинга. Седые кудри, клетчатые рубашки и сумасшедший взгляд.

Как пилоты «Формулы».

– Точно. Оттуда все и свистнули.

Вы как-то рассказывали о своей первой работе на «Эхе», как сидели под столом с трубкой…

– Да, очень хороший и правильный миф.

Так вот: чем для вас – журналистов того времени – было «Радио-М»? Была какая-то миссия?

– Наверное, скажу банальность, но мои друзья создавали это радио для себя. Они работали на другом радио, которое их не устраивало. Если вам не нравится дом – вы строите другой. Огромная заслуга Михаила Горбачева в том, что он дал возможность строить свой дом: он дал удочку, а не рыбу. Корзун, Бунтман, Игнатов, Фонтон – четыре Сергея – они строили все для себя. Воплотили то, чего у них не было на другой работе, – для самоудовлетворения.

А я пришел по дружбе. Радио не слушал, кроме «Голоса Америки». 

Это как избушка для друзей – никакой миссии, тусовка и возможность для школьного учителя познакомиться с массой интересных людей – Горбачевым, Ельциным, Хасбулатовым. Как? Только став вполне рядовым корреспондентом, раскрыв новый для себя мир. У меня до сих пор нет сознания миссии. У моих журналистов – да, у меня – нет. Чистый фан.

Люди, долго работающие на одном месте, начинают своеобразно относиться к своей работе. Трудоголики любят ее как женщину, кто-то мыслит ее как дом, а кто-то – как каторгу. Что сегодня «Эхо» для вас?

– Дом тоже может быть каторгой. У меня тут много работ. Трудоголик – да. Но я получаю удовольствие, решая задачи. Под каждую задачу ты ищешь инструмент, а под каждый инструмент – задачу. Так говорит Тайвин Ланнистер в «Игре престолов». Мне это интересно – решать задачи, которые никто до меня не решал. Такие радиостанции, как «Эхо», существуют в каждом крупном городе Западной Европы и Америки. Это радио общего формата – дискуссии, мнения и новости в разных пропорциях.

Но проблема в том, что во всех этих крупных центрах радиостанции всегда проигрывают музыкальным. Мы должны были войти в столичную пятерку – это была моя задача. В Москве 49 радиостанций – 12 разговорных и 37 музыкальных. Нужно было доказать, что радио общего формата может быть интересным. И это сделано. Да, когда взрывы, войны и потрясения – то все, конечно, слушают разговорное радио. Но задача в том, чтобы держаться в числе слушаемых радио, когда ничего не происходит, когда сытая и спокойная жизнь. Удержаться. И это было весело. Мы доказали миру, что это возможно.

У «Эха», если провести аналогию с человеком, были этапы взросления?

– О, мы по-прежнему нахальные подростки. Не взрослеем. И это является причиной для упрека со стороны известных и знаменитых людей. Марк Захаров, театральный режиссер, классик советской эпохи, сказал мне как-то: «Вот тебе уже 60, а вы ведете себя как нахальные подростки». Я ответил: «Во-первых, мне 25. Во-вторых, мы и есть нахальные подростки». И это правильно. У нашей радиостанции немедленная реакция на то, что происходит. Причем такие упреки к нам и у лидеров оппозиции, и у лидеров государства. Может, мне это не нравится – но концепция сохраняется, и когда приходят новые молодые сотрудники и ведут себя как нахальные подростки, они отлично вписываются в систему.

Возвращаясь к вызовам: как удалось выстоять в конкуренции 90-х, когда радиостанции открывались одна за другой?

– В период революций – мы это видим и сейчас в Украине – можно заметить, как СМИ расходятся по партиям, поддерживают кандидатов, а журналисты идут в парламенты, становятся министрами и т.д. Наша задача с самого начала заключалась в том, чтобы быть профессиональными журналистами, а не политиками или лоббистами. Да, мы радио, обладающее влиянием, и мы оказываем его, но не участвуем в политических историях. Даже в нашем уставе есть абсолютно антиконституционное и противозаконное требование к журналистам, запрещающее быть членом любой партии.

Когда наш самый блистательный комментатор Андрей Черкизов при Ельцине вошел в правительство – он был вынужден уйти со станции. Когда пришла Ира Воробьева и захотела вести программы – она была членом молодежного «Яблока». Пришлось ей уйти из «Яблока». Это принципиальная позиция. Когда я говорю, что не хожу голосовать с 1998-го, когда стал главным редактором, – это демонстрация. Это позиция равноудаленности не от политики, а от партийных структур. Хождение на политические митинги – та же история. Я говорю ребятам: вы журналисты, идете рассказывать о событии, а не выступать. Хотите пойти как граждане? Спросите для начала меня – и я решу, можно или нет. Да, ограничиваю.

«Эхо Москвы» может участвовать только в одном митинге – в защиту свободы слова. Думаю, что именно эта позиция позволила нам быть свободными. Нас не воспринимают как прокремлевское, газпромовское или госдеповское радио. Все-таки основная масса наших слушателей, в том числе в Кремле или среди лидеров оппозиции, воспринимает нас как профессиональное радио. Это мы пытаемся сохранить. Это наш гандикап.

Или идеология?

– Нет, это циничная позиция: нельзя – потому что нельзя. Когда на выборах мэра Москвы я увидел, что мои некоторые утренние ведущие праймовских программ не очень явно, но начинают поддерживать Алексея Навального, я пригласил Сергея Доренко на этот период, который поддерживал Сергея Собянина. Создал противовес.

А как быть с давлением? Наверняка ведь осуществляется – и снизу, и сверху…

– Отовсюду и всеми. И слушателями, и лидерами оппозиции, и Кремлем, и моими собственными журналистами, и коллегами по цеху. Это – нормально. Мое дело – хранить принципы. И я – такой друид с посохом, хранитель принципов. Если что – посохом по башке.

Или ключник.

– Абсолютно точно. Двери можно открывать, а можно закрывать.

То есть «Эхо» подстраивается технологически под время, но не под персоналии?

– Мы подстраиваемся, но – да, не под персоналии. Скажем, самое классическое изменение XXI века. В начале нулевых радио было информационным – новости каждые 15 минут. Но по мере развития Интернета стало понятно, что слушатели набирают новости уже оттуда, а мы становимся вторичными. Поэтому я принял решение изменить формат и вывести на более значимые позиции мнения, сделав ставку на них. И теперь самые рейтинговые передачи «Эха» – это не новостные программы, а именно так называемые мнения. «Особое мнение» или «Утренний разворот». Это было не так просто – найти людей с мнением.

К примеру, когда мы развивали питерское «Эхо», то искали там спикеров. Деятелей культуры – полно. Скажем, Михаил Пиотровский. Но если искать в политической плоскости – мама родная… Александр Невзоров и Дмитрий Губин. Все. Я ходил и встречался с людьми, спрашивал их – и все называли эти фамилии. Все остальные – люди культуры. Все ждут мнения начальника, а свое высказывать не хочется. Что делать дальше – не знаю.

Так что все-таки будете делать?

– Нет, я действительно не знаю. Искать. Есть люди, которые слушают «Эхо» и болеют за него как за продукт. Им интересно, хотя они нас не любят. И вот они говорят: «А почему у вас везде оппозиционеры – Альбац, Шендерович, Сванидзе, Ремчуков?». То есть они всех записали в оппозицию. Я говорю: «Во-первых, включите мозги. Во-вторых, а кто у вас яркие спикеры, выражающие мнение?» Вот Максим Шевченко, вот Сергей Шаргунов. Дайте людей, я готов! Аудитории «Эха Москвы» нужна не только риторика, как на федеральных каналах, – нужны смыслы, нужны люди, берущие тренд и осмысляющие его. Болтунов много, а спикеров нет.

Это диагноз обществу?

– Конечно. Выжженная земля.

Вы считаете, интеллектуальный ресурс исчерпан?

– Люди, может, и есть. Но не хотят проблем. Я вижу: есть блистательные личности, парадоксально и интересно формулирующие мысль. Я говорю – давай! Они – нет.

Боятся?

– Опасаются. Это вызов сегодняшнего дня. Я был в Штатах, изучал их СМИ – люди излагают мнение, аудитория слушает, никто не боится.

А какие еще вызовы стоят перед «Эхом»?

– Очень много сложностей с пониманием, какой продукт нужен. Потакать аудитории – или стоять на базовых принципах, что все значащие точки зрения должны быть представлены? Давление большое – самое большое – от слушателей. Ядро аудитории хочет слушать то, что совпадает с его взглядами.

Отвлекусь: у вас на стене висит герб дома Ланнистеров… Принципы применяете в редакции?

– Конечно. Семья прежде всего – раз. Семья всегда платит долги – два. Инструменты и задачи – три. Все Ланнистеры разные – Тайвин, Джейми, Тирион, Серсея. А вот Старки все одинаковы. Ценность дома Ланнистеров в том, что, хоть они и разные, но их объединяет то, что я сказал.

Смены поколений и того, что принципы будут забыты, не боитесь?

– Нет, я не боюсь смены поколений. Я ее стимулирую. Мы, люди с прежними подходами, должны подкрепляться сейчас, а потом передавать все новым поколениям, которые владеют новыми технологиями и не боятся авторитетов XX века. Чтобы двигать миссию – это должны быть люди, которым сейчас 25–30 лет. Я всем говорю, что следующий главный редактор будет из этой поросли – это должна быть не просто смена поколений. Нужны люди в два раза младше нас. Они, те, кто умеет слышать новые звуки, поведут этот пиратский корабль. Мои помощники и часть заместителей – молодые, вроде Тани Фельгенгауэр и Леси Рябцевой. Средний возраст корреспондента «Эха» – 28 лет. Это правильно. Я их не понимаю, мне это не нравится, и это не мое, но такое ведение фирмы – мое.

Иначе не выживешь?

– Дело не в этом. Можно бороться и не замечать новых вызовов, а можно применять их и вмонтировать в нашу систему. Они нормальны и естественны, а потому нормально – применять их. Хотя они обижаются, когда я их называю инструментами. Но это действительно так.

Вы сказали, что пришлось адаптироваться к эпохе Twitter. А куда дальше?

– Сейчас моя главная задача – понять, каким образом через 10 лет, когда я уже точно не буду главным редактором, социальные сети интегрировать в радио. Я слежу за этим – езжу по миру, встречаюсь с руководителями СМИ и проектов, в том числе с Павлом Дуровым. Он мне рассказал, кстати, что название VK произошло от «отбивки» «Эха»: «В полном контакте с информацией». Я ему – не может быть. Он: «Клянусь!» Так что у нас теперь обязательство перед ним и новым поколением – двигаться в этом направлении.

Хотя оно непонятно. Нужно понять, какое будет потребление, насколько оно индивидуализируется? Как дать человеку возможность самому собрать свое «Эхо Москвы». Да, люди подписываются на разные передачи – но это уже вчера. Мне вчера не интересно.

Это все напоминает не столько технологический, сколько архитектурный процесс.

– Да, а еще смысловой. Как говорил мне Михаил Лесин, «Интернет – это почта». Это правда, но не вся. Другая сторона в том, что соцсеть – это еще и вызов, превращающий отправителя письма в почтальона. Все почтальоны, и среди них много дезинформаторов. Вопрос отбора куда важнее вопроса нахождения. А нам нужна платформа – чудовище, монстр, осьминог – «Эха Москвы», заходя на который, люди бы находили то, что им нужно.

Один режиссер сказал, что если бы знал, какая у него получится сцена, то наверняка бы завалил ее. У вас представление о будущем «Эха» есть?

– Очень сумеречное. Все большее будет влияние Интернета и соцсетей. Хотя нет, не так. Я близоруко вглядываюсь в будущее. Мне и представлять скучно.

А если оглянуться на пройденный путь? Вы подводите итоги – что удалось, что нет?

– Ничего нам не удалось. И ничего не закончилось. Когда меня просят как историка оценить личность Путина или Обамы, я говорю: постойте, они еще такого наворотят... Мы тут смотрим на мир как в песне Высоцкого «Канатоходец» – прошли четверть пути, осталось три четверти. Никаких итогов. Ничто не фотография, все – кино, меняется и движется.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1531
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1317
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1211
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
846

Другие новости