0
6041
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.07.2015 00:01:00

На что пойдут деньги из казны?

Ольга Богачева

Об авторе: Ольга Викторовна Богачева – руководитель центра бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института; Дмитрий Геннадьевич Бычков – ведущий научный сотрудник центра бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института.

Тэги: бюджет, целевые доходы, расходы, субсидии, кредиты, внешние займы, инвестиции, автодороги, строительство, экологические налоги, аналитика


бюджет, целевые доходы, расходы, субсидии, кредиты, внешние займы, инвестиции, автодороги, строительство, экологические налоги, аналитика Этот снимок был сделан в Адлере во время подготовки к Олимпиаде. Но и без подобных поводов дороги, как и прочая инфраструктура, требуют постоянных расходов. Фото Reuters

В основе функционирования бюджетной системы России лежит принцип универсальности: доходы и источники финансирования дефицита должны покрывать все расходы, то есть в общем случае не должны быть привязаны к определенным тратам. Однако действующий Бюджетный кодекс (ст. 35) возможность такой привязки в некоторых случаях все же предусматривает. Эта норма, в частности, касается субсидий и субвенций (из федерального бюджета в региональные), которые должны расходоваться на заранее определенные цели, и добровольных пожертвований граждан в местные бюджеты, идущих на благоустройство муниципальных образований. Сюда же относятся и иностранные кредиты, за счет которых финансируются проекты, включенные в правительственную программу внешних заимствований. Наконец, целевое назначение также могут иметь отдельные неналоговые доходы – например, поступления от аренды и приватизации государственного имущества, если это установлено законом о бюджете.

Нормы о целевых поступлениях в бюджет есть и в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Конкретные примеры будут приведены ниже. Пока же отметим, что целевые доходы теоретически могут послужить для избирателя-налогоплательщика, живущего в развитой демократической стране, гарантией предоставления заданного набора услуг. Помимо этого, они могут предотвратить необоснованное разрастание тех или иных статей расходов, как это нередко происходит в случае покрытия государственных трат всеми видами поступлений. Бюджет, имеющий целевые доходы, уместно сравнить с подводной лодкой, разделенной на изолированные отсеки: течь в одном из них не создает угрозы для других отсеков и для субмарины в целом. На практике же целевые доходы применяются в основном для строительства дорог, проведения мероприятий по охране окружающей среды и реализации инвестиционных программ – в рамках как государственно-частного партнерства, так и долгового финансирования. Остановимся на этих направлениях расходов поподробнее.

Строительство автодорог

Оплата услуг дорожного хозяйства его пользователями – такой принцип лежит в основе финансирования дорог в ряде развитых и развивающихся государств. Под действие этого принципа, в частности, подпадают сборы за использование платных автомобильных трасс, акцизы на горюче-смазочные материалы и налоги на регистрацию транспортных средств. В некоторых странах эти сборы идут в специализированные дорожные фонды. Так, например, обстоит дело в США, где в 1956 году был создан дорожный траст-фонд, существующий по сей день. Сейчас он формируется за счет акцизов на бензин (18,4 цента за галлон), дизельное топливо (24,4 цента за галлон), газохол (13 центов за галлон) и специальное топливо (18,4 цента за галлон). Другими источниками пополнения дорожного траст-фонда служат налоги на продажу шин и грузовиков, штрафные взыскания с автовладельцев и сборы за использование тяжелых грузовиков. Средства фонда направляются на финансирование автомобильных и железных дорог, а также общественного транспорта.

В других развитых странах дорожные фонды отсутствуют. Например, в Германии ремонт и содержание федеральных автомобильных трасс финансируются из федерального бюджета за счет доходов общего характера. В Канаде строительство национальных автодорог относится к расходным полномочиям провинций, которые для этой цели используют общие доходы своих бюджетов. Исключение в этой стране составляют Новая Шотландия (где был создан дорожный фонд, пополняющийся за счет провинциального налога на бензин, а также штрафных и регистрационных сборов с автовладельцев) и Онтарио (где провинциальные налоги на автомобильное топливо и сборы с пользователей дорог покрывают до 90% ежегодных расходов на дорожное хозяйство). В Австралии ответственность за возведение дорог несут штаты, которые используют для этого как собственные целевые доходы (налог на регистрацию автомобилей и гербовый сбор на них), так и трансферты федерального правительства, предоставляемые в рамках специализированных программ.

Во Франции полномочия по строительству дорог распределены между национальными, региональными и муниципальными властями, в то время как в Италии возведение автомобильных трасс преимущественно относится к компетенции центрального правительства. Однако и в том и в другом случае целевые доходы на содержание дорожного хозяйства отсутствуют. В России же де-факто они есть: акцизы на бензин, сборы за использование федеральных автодорог и причинение им вреда поступают на единый счет бюджета РФ, после чего идут на финансирование Федерального дорожного фонда. Последний был в 2001 году упразднен, но 10 лет спустя его воссоздали. Тогда же в Бюджетном кодексе была введена статья 179.4, установившая, что средства Дорожного фонда покрывают расходы на содержание автодорог общего пользования и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. Дорожные фонды существуют и на региональном уровне: в субъектах РФ они финансируются за счет транспортного налога и трансфертов из федерального бюджета.

Экологические программы

В ряде стран ОЭСР существуют целевые экологические налоги: их введение обосновывается принципом оплаты услуг по защите окружающей среды теми, кто ее загрязняет. В некоторых государствах такие налоги поступают в специальные фонды. Так, в США с 1980 года действует Суперфонд, источником пополнения которого служат налоги на нефтепродукты и продукты химической промышленности. В большинстве же развитых стран экологические налоги (сборы на энергетические товары и на автомобили, а также на промышленные и бытовые отходы) являются прямым источником финансирования специальных правительственных программ – по повышению экологичности строительства автодорог, утилизации отходов и очистке территорий от загрязнений. В России после ликвидации Федерального экологического фонда (2001) единственным видом экоплатежей остался сбор за загрязнение окружающей среды, который при этом не носит целевого характера и распределяется между Центром и регионами в пропорции 20:80.

Инвестиционные проекты

За рубежом бюджетные инвестиции в инфраструктуру нередко делаются за счет доходов целевого характера. В первую очередь это касается стран, в которых используется отдельное бюджетирование капитальных и текущих расходов в рамках единого бюджета (примерно две трети государств ОЭСР). Как правило, целевыми доходами бюджета капиталовложений являются налоги на имущество и наследство, амортизационные отчисления и поступления от приватизации. Реализация инфраструктурных проектов зачастую проходит в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Наиболее широко эта практика применяется в Португалии, где расходы на ГЧП до глобального финансового кризиса составляли 9,4% ВВП. Одна из самых распространенных форм ГЧП – контракты жизненного цикла: компания за счет собственных средств проектирует и возводит тот или иной объект (например, платную автомобильную дорогу), а затем получает из бюджета регулярные выплаты за его использование.

Инфраструктурные проекты также реализуются за счет целевого выпуска государственных ценных бумаг. Например, в США муниципальные образования прибегают к использованию доходных облигаций: средства от их размещения идут на строительство аэропортов, больниц и электромагистралей, доходы от услуг которых затем направляются на возмещение процентов и основной суммы долга. В России пока целевые государственные займы не распространены, но зато применяются механизмы ГЧП: на федеральном уровне они используются в деятельности Инвестиционного фонда, существующего с 2006 года, и особых экономических зон. На региональном же уровне ГЧП применяется на основе контрактов жизненного цикла, аренды с инвестиционными обязательствами и концессионных соглашений; при этом, согласно данным Центра развития ГЧП, одна половина проектов реализуется в социальной сфере, а вторая половина – в коммунальной, транспортной и энергетической.

* * *

Если подвести итоги, то выходит, что целевые доходы наиболее целесообразны в тех случаях, когда за их счет финансируются проекты, которые в дальнейшем могут послужить источником постоянных сборов, как это происходит при строительстве аэропортов или платных автодорог в рамках ГЧП. Целевое финансирование уместно и для некоммерческих проектов, важных для устойчивого развития экономики: в первую очередь это касается охраны окружающей среды. Однако в данном случае важен высокий уровень проработки регуляторного законодательства: в России вводить целевые платежи за загрязнение природы преждевременно до тех пор, пока не сформируется детализированная система экологических платежей. То же самое касается и целевого долгового финансирования: в США одним из его инструментов являются бюджетные кредиты, идущие на поддержку конкретных инфраструктурных проектов. В России же пока бюджетные кредиты номинально не носят целевого характера, хотя в кризис их формат целесообразно было бы пересмотреть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
502
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
622
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
530
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
435

Другие новости