0
11465
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.04.2015 00:01:00

Корейская проблема: ищем решение

Александр Жебин

Об авторе: Александр Захарович Жебин – руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: кндр, ядерная проблема, корейский полуостров, дняо, магатэ


кндр, ядерная проблема, корейский полуостров, дняо, магатэ Страна разделена стеной. Противостояние – реальность, воссоединение – из области гаданий. Фото Reuters

В повестке дня российских и американских дипломатов – еще одна попытка реанимировать переговорный процесс по ядерной проблеме Корейского полуострова (ЯПКП). Недавний приезд в Москву специального представителя США по политике в отношении Северной Кореи посла Ким Сона связан именно с этим.

Опыт корейского урегулирования на протяжении последних 25 лет, в том числе безуспешные попытки перезапустить шестисторонние переговоры (их механизм долгое время рассматривался как прообраз новой системы безопасности в Северо-Восточной Азии), заставляет вновь задаваться вопросом: почему многолетние дипломатические усилия с участием глав государств, правительств и внешнеполитических ведомств ведущих мировых держав не дают результата?

На ум все чаще приходит максима ныне полузабытого классика революции о том, что, не взявшись за решение главного, принципиального вопроса из всего комплекса урегулирования, мы то и дело будем спотыкаться о мелкие, частные проблемы и не будем знать, как с ними справиться.

Таким фундаментальным, ключевым вопросом, который необходимо разрешить участникам будущего мирного режима в СВА, является определение приемлемого для четырех «больших стран» (РФ, КНР, США и Японии), а также КНДР и РК места, которое займет будущая объединенная Корея в региональной системе безопасности.

Стремление не замечать существования этой проблемы или отложить ее решение равносильно намерению шести бригад строителей построить один, общий для них дом, не имея согласованного и утвержденного проекта. У каждой из них скорее всего есть собственное видение этого дома, расположения его входа, количества этажей, спален и т.д.

В Вашингтоне, Токио и Сеуле уже давно видят объединенную Корею в составе трехстороннего военно-политического альянса США–Япония–РК, к которому посредством соглашений о военном сотрудничестве с этой «тройкой» уже «подвязана» Австралия. Появление такого альянса на наших дальневосточных границах было бы равнозначно созданию в регионе азиатского клона НАТО, прикрытого системой американской ПРО, развертывание которой в СВА продвинулось гораздо дальше, чем в Европе.

К сожалению, заявления президента Барака Обамы о политике США в АТР, равно как и последняя Стратегия национальной безопасности США, подтверждают, что США намерены и впредь давать приоритет своим двусторонним альянсам с Японией, РК, Австралией и некоторыми другими странами АТР как фундаменту «американского руководства» в регионе.

Многие политики и обозреватели стран региона признают, что главная задача лоббируемых США в АТР блоковых комбинаций различной конфигурации – сдерживание Китая, да и России тоже. Такие планы вряд ли встретят понимание в Москве и Пекине. Там видят, что происходит сейчас в Европе, и вряд ли захотят столкнуться с такой же ситуацией в Азии.

Так ли крамолен нейтралитет?

Тысячелетний исторический опыт должен подсказать корейцам, что дружба с одной из великих держав против другой или других не принесет мира и спокойствия Корее и уж наверняка не приблизит день ее воссоединения.

Именно поэтому нейтрализация будущей объединенной Кореи при международных гарантиях со стороны США, КНР, России и Японии может оказаться наиболее приемлемым для всех заинтересованных сторон вариантом урегулирования международных аспектов корейской проблемы. Соответствующие меры могли бы включать:

1. Государства «большой четверки» гарантируют нейтральный статус объединенной Кореи, обязуются воздерживаться от заключения с ней каких-либо военных договоров, берут друг перед другом (и корейцами) обязательства не размещать и не направлять в Корею свои войска (за исключением случаев единогласных решений СБ ООН, принятых в соответствии с Уставом ООН).

2. Со своей стороны Корея объявляет себя нейтральным государством, обязуется не заключать военных союзов с другими странами (соответствующие договоры как КНДР с КНР, так и США с РК прекращают свое действие), не приглашать иностранные войска на свою территорию, а свои направлять за рубеж только в качестве миротворческих сил по решению СБ ООН. Участие объединенной Кореи в невоенных международных и региональных организациях (АТЭС, АСЕМ, Региональный форум АСЕАН и т.п.), соглашения об экономическом, культурном сотрудничестве с другими странами приветствуются и поддерживаются.

3. Данные Севером и Югом в ряде межкорейских документов обещания добиваться объединения мирным путем должны приобрести юридическую силу и быть гарантированы «большой четверкой». Эти гарантии и связанные с ними условия должны быть приняты Сеулом и Пхеньяном. Это позволит им приступить к существенным взаимным сокращениям вооруженных сил и вооружений на полуострове, а также к выводу оттуда иностранных войск. В результате КНДР высвободит значительные средства для модернизации своей экономики, а Республика Корея – для оказания ей помощи в этой работе.

Законен вопрос: а согласятся ли сами корейцы на такие ограничения суверенитета своего будущего единого государства? На это можно ответить, что мы живем в эпоху ограниченного суверенитета. Практически все государства современного мира, в том числе и крупные, являются участниками сотен международных договоров, соглашений, различных организаций, которые ограничивают этот суверенитет для их собственного и общего блага.

Утверждения, будто нейтрализация Кореи и четко оговоренные самоограничения других стран в их политике в Корее станут «посягательством» на суверенитет корейцев или на «свободу рук» кого-либо из «четверки» великих держав в Корее, – не более чем дымовая завеса. Они призваны замаскировать попытки продавить собственные геополитические замыслы, реализовать сценарии, не имеющие ничего общего ни с подлинными интересами корейской нации, ни с задачами обеспечения прочного мира и равной безопасности для всех в регионе, где история и география свели в одной точке интересы наиболее могущественных держав современного мира.

Возможные пути урегулирования

Договоренность о нейтрализации единой Кореи в качестве конечной цели урегулирования позволит его участникам покончить с взаимными подозрениями, которые, по общему признанию, стали одной из главных причин нынешнего тупика в решении ЯПКП. Параметры возможного компромисса могли бы выглядеть, на мой взгляд, следующим образом.

1. Возвращение КНДР в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и под гарантии МАГАТЭ, включая принятие обязательств по Дополнительному протоколу, должно сопровождаться четким заявлением других участников «шестисторонки», что в этом случае страна получит возможность беспрепятственно пользоваться всеми правами и возможностями, вытекающими из ст. IV ДНЯО, то есть правом на использование мирного атома. КНДР также должна объявить о присоединении к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

2. В обмен на отказ Пхеньяна от разработки и испытаний межконтинентальных баллистических ракет Совет Безопасности ООН подтверждает право КНДР на запуски космических летательных аппаратов мирного назначения в соответствии с Договором об использовании космического пространства в мирных целях и другими международными соглашениями, регулирующими деятельность государств в этой сфере. В целом ракетные программы Северной и Южной Кореи должны иметь примерно одинаковые ограничения, для чего целесообразно присоединение двух стран к международному режиму контроля за ракетными технологиями (РКРТ).

3. Указанные выше договоренности по ядерной и ракетной проблемам КНДР могли бы быть закреплены в новой резолюции СБ ООН, которая, среди прочего, отменяла бы те санкции, которые становились бы излишними в свете указанных выше договоренностей, и устанавливала бы четкий график отмены оставшихся ограничений с учетом подтверждения и соблюдения КНДР своих обязанностей по ДНЯО, РКРТ и другим международным договорам, членом которых она является либо к которым должна присоединиться.

4. Ввиду существующего глубокого недоверия между Вашингтоном и Пхеньяном, а также известных сомнений (после Ирака и особенно Ливии) в надежности и долговременности любых двусторонних договоренностей между Западом и его бывшими противниками гарантии США в области безопасности КНДР могут приобрести необходимую степень убедительности, если Соединенные Штаты дадут их, помимо самой КНДР, также Китаю или России, или им обоим вместе. Прецедент подобных гарантий был создан еще в ходе разрешения Карибского кризиса и продемонстрировал свою действенность.

5. После получения вышеуказанных гарантий можно было бы приступить к ликвидации имеющегося в КНДР ядерного оружия. Завершение этого процесса могло бы быть увенчано соглашением о нормализации межгосударственных отношений между КНДР и США. В переходный период их отношения могли бы строиться на основе положений совместного американо-северокорейского заявления от 11 июня 1993 года и Вашингтонского совместного коммюнике США и КНДР от 12 октября 2000 года и сопровождались бы поэтапной отменой американских односторонних санкций против КНДР.

Упомянутые выше гарантии безопасности КНДР и установление дипломатических отношений могли бы стать альтернативой весьма сложной с юридической точки зрения замене «Соглашения о военном перемирии в Корее» (именно так называется этот документ) на мирный договор.

6. Нормализация межкорейских отношений могла бы быть достигнута путем подтверждения и соблюдения КНДР и РК принципов Совместного заявления Севера и Юга (1972), условий Соглашения о ненападении, примирении, обменах и сотрудничестве между Севером и Югом Кореи (1991), а также деклараций межкорейских саммитов (2000, 2007). С учетом такого подтверждения Соединенные Штаты после ликвидации северокорейского ядерного оружия и установления дипломатических отношений с КНДР могли бы заявить об уважении безъядерного статуса полуострова (не направлять в порты и воздушное пространство РК носители ядерного оружия) и начать вывод своих войск из Южной Кореи. Командование войск ООН в Корее упраздняется.

7. Экономической составляющей урегулирования ЯПКП должен стать переход от чрезвычайной гуманитарной помощи к так называемой помощи развитию, в данном случае – модернизации экономики КНДР. Процессы экономической интеграции, разворачивающиеся в СВА, открывают для этого новые возможности. Вовлечение КНДР в реализацию многосторонних энергетических, транспортных и иных экономических проектов в регионе стало бы для ее правящей элиты еще одним (наряду с гарантиями безопасности) доказательством того, что мировое сообщество и прежде всего Запад на деле встали на путь постепенной интеграции КНДР в политические, финансовые и торгово-экономические структуры современного мира вместо попыток добиться смены режима в этой стране тем или иным путем.

* * *

Одна из главных причин того, что шестисторонние переговоры не смогли решить поставленные перед ними задачи, заключается в том, что США и их союзники попутно стремились использовать этот форум для продвижения второй, официально не задекларированной повестки дня – ликвидации КНДР и превращения всего Корейского полуострова в передовой форпост морских держав – США и Японии – против континентальных – России и Китая. Именно в результате такого подхода решение ЯПКП оказалось затянуто на два с лишним десятилетия (первый кризис вокруг ядерных программ КНДР разразился в 1992 году). Если и впредь использовать проблематику нераспространения как инструмент реализации своих геополитических замыслов, то ожидать полноценного многостороннего сотрудничества по предотвращению распространения оружия массового уничтожения не приходится.

Предлагаемые подходы к решению ЯПКП и определению места Кореи в будущей системе безопасности в СВА, на мой взгляд, позволяют поставить проблему с головы на ноги и содержат внятное объяснение того, почему дело топчется на месте. Увы, ситуация вновь и вновь подталкивает к выводу о том, что именно отсутствие согласованной конечной цели, общего для «большой четверки» и двух корейских государств видения места единой Кореи в будущей архитектуре безопасности в СВА не позволяет разработать согласованную «дорожную карту» для решения как внутренних, так и международных аспектов урегулирования в Корее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
349
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
408
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
275
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
297

Другие новости