0
11770
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.02.2015 00:01:00

Украинский кризис и системные ошибки политического сознания

Борис Мартынов

Об авторе: Борис Федорович Мартынов – доктор политических наук, профессор МГИМО (У) МИД РФ, заместитель директора Института Латинской Америки РАН.

Тэги: украина, война, донбасс, сми, информация


украина, война, донбасс, сми, информация В качестве движущей силы исторического процесса выступает сегодня сила вооруженная.

Постоянная загруженность российских и мировых СМИ событиями в Украине (вполне объяснимая и понятная) приводит к усталости от них перегруженного информацией обывателя. Надежд на «чудесное» решение узла украинских проблем за какой-то более или менее короткий отрезок времени практически нет, притом что былые эмоции по поводу войны Киева с собственным народом, растущей «нацификации» Украины, лицемерной позиции Запада и проч. постепенно теряют свою остроту. Но в этом есть и некоторый плюс. Хочется надеяться, что избавление от лишних эмоций позволит нам наконец беспристрастнее подойти к тому, что произошло и происходит в соседней стране, и сделать из этого более «спокойные» выводы.

Чем заполняется вакуум

Вывод первый: природа не терпит пустоты. Жаль, что приходится обращать внимание на столь затертые временем истины, но что поделаешь – классики редко ошибаются, и «разруха начинается в головах».

Когда Россия как правопреемница СССР отказалась от «государственной идеологии» (невозможной без понятной большинству народов бывшего Союза трактовки ее истории ХХ века) и даже закрепила это конституционно – тогда-то и был заложен первый камень в основу «майданного» правления в Украине. Результат: мы дожили до такого абсурда, когда, круша памятники Ленину, украинские националисты (а что с них, бедолаг, взять-то?) в своей исторической безграмотности полагают, что борются с «имперской» Россией. По всему, им бы не сносить те памятники, а ставить новые…

Вакуум в головах заполняется на раз. И если сегодня с удивительной быстротой зажигаются звезды неонацизма, терроризма и фундаментализма, то это не только «кому-нибудь нужно», но и становится следствием чьих-то системных ошибок.

Вывод второй: лучше поздно, чем никогда. Похоже, что Россия, хоть и поздновато, но все же хочет обзавестись собственной идеологией, заговорив устами президента о «консервативных ценностях». При этом – не случайно! – наблюдается попытка возврата к истории: потихоньку реабилитируются Рюриковичи, Романовы и другие ранее ошельмованные деятели, им воздвигаются памятники, их имена присваиваются новым фрегатам и подводным ракетоносцам. Однако здесь есть два серьезных «но». Первое – это стремление «примирить всех» словами о том, что и красные, которые видели в России только «трамплин для мировой революции», и белые, воевавшие за «единую и неделимую», якобы «одинаково воевали за Россию» («НГ» от 11.12.13). Непонятно, кто «купится» на эту идею: не иначе расчет на «интеллектуалов» майданного калибра. В нашей истории и так было слишком много лжи, чтобы добавлять к ней новую.

Кроме того, «консервативные ценности» появились и были сформулированы очень поздно и – увы! – не слишком внятно, поэтому говорить о появлении какой-то альтернативной системы пока не приходится. Мы, наверное, забыли, что привыкли к ясным и хорошо прописанным планам и программам (например, XXV съезда КПСС и пр.), и слабо воспринимаем их в тезисном изложении. Да и чего скромничать-то? Давайте сядем и напишем наш «кодекс консервативных ценностей» или что-то в этом роде. Он будет с пониманием встречен многими на постсоветском пространстве и в мире. «Великие войны духа», предсказанные Фрэнсисом Фукуямой в конце прошлого века, на примере событий в Украине, похоже, разгораются вовсю. А к войнам у нас принято относиться серьезно.

Очередь за гуманитарной помощью – примета времени, характерная для Украины как места.
Очередь за гуманитарной помощью – примета времени, характерная для Украины как места.

Вывод третий: не хлебом единым жив человек. Пока тот же Фукуяма (авторы, пишущие на английском языке, пользуются наибольшим авторитетом!) сам не определится, какую из «черепах», держащих на себе мир, – экономическую, политическую или военную, – поставить сверху (Ф. Фукуяма «Истоки политического порядка», Лондон, 2012), не будем торопиться и мы. Временно предположим, однако, что эти «черепахи» способны меняться местами в зависимости от того, куда и с какой силой дует ветер истории. Сегодня он дует в сторону борьбы идей, зачастую отодвигая на второй план текущие вопросы экономики, торговли и финансов. Отсюда и «неожиданный» всплеск националистических и фундаменталистских настроений в контексте констатируемого многими усиления иррациональных начал в мировой политике. Они заставляют забывать о «чисто конкретном» не только тех, кто ранее почти не пользовался благами международного разделения труда, но и – что удивительно! – некоторых признанных мэтров мировой экономики и политики: ради вожделенного геополитического ослабления России наши западные партнеры готовы идти на экономические жертвы.

Основная причина того, что Украина (большая часть ее) постепенно уходила – и таки ушла! – из сферы влияния России, – в чрезмерном экономоцентризме российских и украинских пророссийских элит. Обычно упование на автоматизм свершения чего-то подразумевает скрытое неумение или нежелание вплотную заниматься этим чем-то. Отсюда и наше традиционное небрежение вопросами «духа». К тому же многие из нас, осознанно или неосознанно, еще разделяют марксистскую идею о примате экономики над идеологией и политикой. Она же, кстати, лежит в основе и либеральной идеологии, к которой, за неимением лучшего, пристали многие вчерашние марксисты. Следует признать, однако, что ставка на «экономические реалии» и «тесные хозяйственные связи», которые якобы «не дадут возобладать центробежным тенденциям» в российско-украинских отношениях, оказалась несостоятельной.

Вывод четвертый: там хорошо, где нас нет. В своем стремлении «в Европу» украинские националисты не одиноки. Туда же устремлены взоры и части (рискнем предположить, может быть, даже большей части!) российской элиты, за долгие годы привыкшей смотреть на Запад снизу вверх. Разница в том, что в Украине это стремление приобрело характер, сравнимый с паранойей, а у нас в связи с украинской паранойей оно временно притормозилось. К тому же вес и влияние России не позволяют ей с тем же энтузиазмом, как теленок к матке, самозабвенно припасть к «спасительному» Западу. Это дает нам драгоценное время, чтобы понять: а не стремимся ли мы вскочить в последний вагон поезда, который следует в тупик?

Не могу не отметить в этой связи характерного раздрая в западной политической науке, особенно среди молодого поколения политологов, по поводу будущего Европы и «коллективного Запада» в целом. Одни, как, например, Ниал Фергюссон, предвидят смену западной цивилизации, осуществлявшей глобальное лидерство на протяжении 500 лет, более динамичными цивилизациями Востока. Эти авторы фактически солидарны с одним из видных европейских бюрократов, который в приливе откровенности однажды сказал, что «Европа скоро станет «музеем под открытым небом» и наглядной демонстрацией того, «как ею не следовало управлять». Другие же, например Ян Моррис, открыто пускаются во все тяжкие и, отметая всякую политкорректность, провозглашают войны универсальным движителем истории. Отсюда – один шаг до «прозрачного» вывода о том, что только новая война может помешать «закату Европы» и продлить глобальное лидерство Запада во главе с США (Ян Моррис, Война. В чем ее благо? Лондон, 2014).

Компенсация и здравый смысл

На Западе политически наиболее продвинутые контингенты, в отличие от тех, кто произвольно причисляет себя к таковым в России и в Украине, похоже, начинают задумываться о принципиальной конечности той системы ценностей, которая развивается пока только в количественном, но никак не в качественном отношении. Чьи права и свободы защищать дальше, если права одних приводят к ущемлению прав других? Есть ли пределы «толерантности» в обществе в целом, если ни один взятый сам по себе человек не может «терпеть» бесконечно? Системообразующий характер этих и других вопросов несомненен, так как в условиях торможения экономик большинства стран – членов ЕС «общеевропейские ценности» постулируются Брюсселем в качестве чуть ли не единственной основы развития.

Тяга компенсировать текущие экономические и социальные потери, а попутно и фактический отказ от суверенитета своих стран в пользу США вкупе со стремлением заретушировать остроту миграционных, религиозных, культурных и других проблем, включая утрату национальной идентичности и рост сепаратистских настроений, заставляют европейскую бюрократию порой игнорировать простой здравый смысл. Множащиеся на этом фоне лозунги типа «Права и свободы человека не знают границ» носят явно фундаменталистский характер.

«Фундаментализм» как таковой стал следствием усиления иррационального начала в жизни планетарного социума, которое, в свою очередь, было продуктом стихийной реакции людей на засилье рационалистического и экономоцентристского в своей основе мышления, наблюдавшегося в мире после окончания холодной войны. Если рассматривать формирующийся ныне на Западе либерал-фундаментализм именно с этой точки зрения, то он предстанет неким весьма парадоксальным в своей основе «бунтом Запада против самого себя», учитывая, что именно рационализм, материализм и прагматизм стали в свое время основой для его глобального возвышения. Не случайно по сравнению с другими ипостасями фундаментализма (исламским, иудейским, православным) либеральный, по мнению автора, отличается ни с чем не сравнимой силой саморазрушения, объясняющей многие из тех «зачем» и «почему», которые все чаще задаются на нашей планете.

В основу этой силы исподтишка прокрался парадоксальный принцип: «чем хуже – тем хуже!» Примеров ему – множество: от губительного для России «приказа № 1» правительства Керенского до конкретных последствий той «борьбы с терроризмом», которую США и некоторые их союзники по НАТО ведут на Ближнем Востоке. Сюда же относится, в частности, и пагубная затея во имя «свободы слова» продолжать – и даже приумножать! – публикацию карикатур на пророка Мухаммеда. В идейной – смертельной? – схватке двух фундаментализмов – либерального и исламского – первый заведомо оказывается в незавидном положении, потому что цивилизация Запада добровольно лишает себя своего доселе самого мощного оружия – здравого смысла и прагматизма. Похоже, что об этом не задумываются ни те, кто формирует европейское общественное сознание, ни те, кто, предавая свои национальные интересы, отчаянно рвется в Европу.

Украина есть не что иное, как дом, который разрушен. 	Фото Reuters
Украина есть не что иное, как дом, который разрушен.
Фото Reuters

Вывод пятый: терпение и труд все перетрут. Это к вопросу о том, как нам дальше выстраивать свою стратегию в отношениях с Украиной. Время – это такой же, если не гораздо более мощный политический актор, нежели короли, президенты и премьер-министры. Украине надо дать время, чтобы переболеть «национал-иррационализмом». Это примерно как дать время «остепениться» радикальному исламу, учитывая, что ислам – самая молодая из всех мировых религий (вспомним христианство в пору его молодости!). Для этого нужно терпение. Однако в формуле «терпение–труд» оно не тождественно западной «толерантности», потому что одновременно предполагает основанный на последовательной и комплексной идеологической, информационно-культурной и экономической политике труд, который нацелен на предупреждение рисков, а не просто на реагирование на уже свершившиеся факты. Применительно к иррациональному началу, которое так же присуще природе человека, как и рациональное, это предполагает каждодневный поиск меры между свободой и необходимостью, правами и обязанностями, декларациями и реальностью, патриотизмом и глобализмом, фантазиями и здравым смыслом. Функция силового подавления террористов и фундаменталистов всех мастей, разумеется, не уйдет в прошлое, но стоит помнить, что худший способ справиться с проблемой – это действовать «острием против острия» и бороться с фундаментализмом с фундаменталистских же позиций, неважно каких: экономоцентристких, либерально-догматических или авторитарных. Время для простых решений прошло, и теперь нам не обойтись без долгосрочной культурно-информационной стратегии. Для этого придется-таки разобраться с собственной историей и выработать такой ценностный код, который будет сочетать ценности демократического развития с национальной спецификой.

* * *

Перекормленные за годы советской власти агитацией и пропагандой, мы, понятно, с подозрением относимся к любому намеку на «государственную идеологию». Но понятно и другое: идеология идеологии рознь, а наступающая эпоха «великих войн духа» будет беспощадной к тем, кто вступит в нее безоружным. Понятно также и то, что для более тонкой «настройки» всех государственных и общественных структур, максимального преодоления крайностей, адекватного осмысления прошлого и творческого подхода к будущему при разработке долгосрочной стратегии нам понадобятся люди-творцы, максимально открытые новому и свободные от шаблонов и догм.

Кто и когда в нашей стране медийно, а не келейно поднял вопрос о том, что история российско-украинских отношений до 1917 года была историей не русских отдельно и украинцев отдельно, а историей фактически одного и того же «православного», как писали тогда в паспортах, народа? Что отмеченная общими радостями и горестями, она породила и общих героев, которые отдавали свои жизни за идеалы русского мира? Сегодня мы вспоминаем в этой связи почти исключительно Тараса Бульбу. Но это вымышленный персонаж, а имена многих реальных героев (взять наугад хотя бы имя адмирала Щастного, спасшего в 1918 году российский Балтийский флот и «в награду» расстрелянного Троцким) известны почему-то лишь специалистам. Но ведь как раз на этой «благостной» пустоте расцветают пышным цветом имена Бандеры, Шухевича и пр. Чему же тут удивляться?

Кто и когда системно, а не отрывочно, устами отдельных «энтузиастов» от науки, доказал тем же украинцам и Западу, который активно спекулирует на этой теме (Бжезинский, Пайпс и др.), что Россия, несмотря на 70 лет советской власти, так до конца и не приняла большевизм? Здесь стоило бы вспомнить и то, что большевики взяли власть незаконно, с помощью переворота, и проигранные ими выборы в Учредительное собрание, Гражданскую войну, уровень репрессий 30-х годов, Кронштадтский, Ярославский, Тамбовский и другие мятежи. Да взять хотя бы ту же перестройку наконец! Утверждать, что русские привержены тоталитаризму «на генном уровне», и на этом основании «путать» правопреемство России от СССР де-юре с правопреемством де-факто – такая же глупость, как, например, видеть в ФРГ продолжательницу дела Третьего рейха.

Предложенный путь таит в себе немало трудностей и не застрахован от ошибок, рецидивов старого мышления и пр. Не так давно, например, один из наших публичных политиков пожелал, чтобы российская система образования ориентировалась на формирование «не творцов, а грамотных потребителей». Хочется надеяться все же, что те, кто привык упрекать Россию в вечном «отставании от передового Запада», перестанут наконец сами активно споспешествовать таковому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1081
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
760
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
865
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
927

Другие новости