Символы денежных единиц – в нашем поле зрения... Фото Reuters
Рассуждая о том, как нам быть в условиях экономического кризиса, надо не терять здравый смысл и учитывать два очевидных обстоятельства.
1. Сегодняшний кризис – это системный кризис глобального финансового капитализма, опирающегося на мировую эмиссионно-кредитную систему, которая находится в руках США. Россия была вовлечена в нее через радикальную декапитализацию хозяйства, долларизацию экономики, приватизацию с политическими целями.
2. Экономическое укрепление России неизбежно будет приводить к ожесточенному внешнему противодействию. Агрессия будет как политической, так и экономической, включая мероприятия по «смене режима».
Как так получилось, что страна, победившая во Второй мировой войне, страна, которая была политическим гарантом мировой стабильности, страна, которая была крупнейшим экономическим субъектом (20% в мировом совокупном доходе), – стала экономическим и политическим аутсайдером?
Не разобравшись в этом, невозможно поставить адекватные современной ситуации цели.
Выйдя из СССР как из политического договора, Россия добровольно оказалась в роли побежденного и сдалась на милость победителя. Были созданы механизмы внешнего управления страной: за счет кредитов МВФ и «демократизации». Был реализован проект имени Егора Гайдара и его либерально-экономического кружка, суть которого сводилась к следующему:
1. Сбросить с России «хомут» и перестать «кормить» союзные республики (Украину тоже);
2. Не тратиться на вооружение и сдаться на милость мирового гегемона без каких-либо условий;
3. В промышленности ограничиться добывающим сектором, сосредоточенным в руках нескольких человек.
В результате Россия в «мировом распределении труда» превратилась в ресурсную провинцию.
Сегодня сторонники и наследники такого проекта развития России по-прежнему имеют большинство в правительстве. От них напрасно ждать сущностных изменений. Они бенефициары старого проекта. Они в принципе не могут быть авторами новой программы экономического развития. Поэтому в соответствии с принципом политической ротации, который сами же и провозглашают как символ политической веры, они должны уйти с политической сцены. И из-за сцены, кстати, тоже.
Любые экономические проекты, сколь угодно благие, могут быть реализованы только в пределах действительных интересов правящей элиты. Смена правящей элиты неизбежна, ее состав должен быть радикально расширен за пределы сотни олигархических семей – до как минимум 5–10% населения. В эту новую элиту должны войти не только активные люди, готовые работать сами на себя в сферах реальной экономики, но и профессиональные элиты, рабочая аристократия. Это люди, которые готовы не зависеть от социальных гарантий и претендуют на большее, чем средняя заработная плата, но ни в коем случае не являются финансовыми спекулянтами, стремящимися к мгновенной сверхприбыли.
Новая элита, нацеленная на накопление в физических активах, а не на мгновенные финансовые сверхдоходы с последующим вывозом за пределы страны, не станет ни предателем, ни воровским сообществом. Да, она не будет нравиться левому электорату. Но эта новая элита – обязательный катализатор роста, необходимый компонент национального социального сплава, русской стали.
...и в картине мира, которая возникает в воображении среднего россиянина.
Фото Reuters |
Новая элита требует для себя не личной вседозволенности за ширмой «рынка», а как раз права наконец-то воспользоваться рыночными механизмами для массовой экономической деятельности, сломать ограничения кланового монополизма старой элиты, который сегодня гораздо сильнее сдерживает экономический рост, нежели пресловутое «вмешательство государства в экономику». Новая элита требует свободы продуктивной экономической деятельности и прекращения свободы старолиберального грабежа.
Сама идея экономического суверенитета старой элите и большинству правительства по этой причине глубоко чужда. Свои сверхдоходы они могли легализовать только за рубежом, в рамках глобального порядка финансового капитализма. Национальное богатство в принципе, а тем более понимаемое как реальная экономика на территории России, никогда целью этих кланов не являлось.
Современная историческая ситуация, в которой мы должны принять ответственные политические решения, очень непроста. Очевидно, что мы стоим перед необходимостью ускоренной модернизации.
Соблазн избрать для модернизации репрессивно-насильственный механизм мобилизации ресурсов и командно-административный метод управления достаточно силен. Сторонники такого выбора пытаются убедить нас, что это единственная возможность выстоять в условиях развязанной против нас необъявленной войны. С другой стороны, лагерь пораженцев, состоящий из либерально-демократических представителей 90-х годов, спектр позиций в котором – от уверенности, что нам ни в коем разе не выстоять в борьбе с настолько превосходящим нас соперником и потому надо сдаться и все отдать, до того, что наша политика в области хозяйства абсолютно правильная, только надо как-то (но неизвестно как) слезть с нефтяной иглы и переждать года два, а там само все нормализуется.
Обе эти позиции неверны.
Модернизация нам нужна, без нее нам действительно не выжить, но эта модернизация должна порождать пространство подлинной свободы экономической деятельности для многих, а не для избранных.
При этом мы решительно отбрасываем мифы либералов 90-х годов о том, что государство должно полностью уйти из сферы хозяйства и его участие должно быть минимизировано во всех других сферах. Этот миф нужен был для создания системы обогащения немногих в антиконкурентной, монополизированной узкими группами и кланами среде.
Мы не можем считать текущее положение временными трудностями, которые сами собой рассосутся. Так называемые санкции не имеют никакого естественного ограничения, поскольку направлены на сдерживание, а в пределе – на деструкцию нашей страны. Следует исходить из того, что экономическая агрессия под видом санкций будет расширяться и усиливаться. И в этих условиях наше правительство принимает якобы антикризисный пакет мер, в котором нет никакого содержания, направленного на радикальное изменение сложившейся ситуации. Ознакомившись с этим планом, можно сказать, что призывы председателя правительства Дмитрия Медведева «наконец-то слезть с нефтяной иглы» являются ритуальным речеговорением и не подкреплены никакими действиями. Выступление первого вице-премьера Игоря Шувалова в Государственной думе – открытая демонстрация неспособности решать государственные задачи, формировать и реализовывать государственную экономическую политику.
Нам нужна проектная и организационная работа правящих политических сил. Ничто не появляется само собой. Любые экономические системы есть результат проектного подхода и последовательной реализации планов.
В современных условиях действенная государственная экономическая политика должна иметь следующие направления.
1. Переход от финансового капитализма к промышленному. Мы должны в принципе вернуть к жизни все производство средств производства: станкостроение, точное машиностроение, промышленные роботы. Нужно понимать, что так называемая капитализация – фетиш спекулянтов, финансистов, вкладывающихся в ее быстрый рост, требующий затем продажи и переноса будущих убытков на конечного покупателя. Во всем мире промышленный капитал задавлен финансовым – в этом и причина кризисов. Кто первым из этого выйдет, тот и выиграет.
2. Настоящая, а не декоративная либерализация малого и среднего бизнеса. Должна быть предоставлена максимальная свобода для таких направлений, как сельскохозяйственное производство и переработка, машиностроение (в том числе специальное и точное), фармакология и фармацевтика, строительство. Они должны быть не только освобождены от налогов минимум на семь лет, но и получить проектное финансирование и быть защищеными специальной антимонопольной политикой.
3. Предельно жесткое управление крупными государственными проектами, государственными корпорациями и монополиями. Прежде всего в сырьевой и энергетической отраслях. Либерализм в этих сферах приводит только к масштабному воровству. Тут нужны жесткие планы и жесткий контроль. Это главная сфера для деофшоризации, искоренения схем «налоговой оптимизации», коррупции. Эти отрасли хозяйства уже сегодня приносят прибыль – ее необходимо максимизировать в пользу государства и публичного использования.
4. Однозначная суверенизация финансовой системы. Это не должно казаться недостижимым мероприятием, хотя внешнюю долларовую систему с доминированием США это в принципе не устроит. И дело не только в нашей собственной расчетной системе, которая, безусловно, должна появиться. Прежде всего нам нужны деньги (финансовые инструменты), в которых мы можем совершать длительные накопления и сохранять капитал (инвестировать в собственном смысле слова).
Нам никуда не уйти от натурального производства, от хлеба насущного. Фото Reuters |
Мировая финансовая система заведомо несправедлива, поскольку она служит не делу сбалансированной международной торговли, взаимных инвестиций, развития кооперационных цепочек, а является механизмом мирового управления и средством изъятия ресурсов в пользу игрока, контролирующего эту систему.
Необходимо создать собственную мультивалютную систему. Ведь современные деньги (и все инструменты, от них производные) давно и определенно стали номинальными, их реальное обеспечение принципиально ограничено, они функционируют за счет навязывания-доверия. Нам нужно найти в себе и теоретическую, и практическую смелость и перейти на национальную мультивалютную систему по типу «рубль накопительный/ рубль инвестиционный/ рубль внешнеэкономический/ рубль расчетный». СССР пользовался такой системой достаточно эффективно, но не мог себе позволить рыночных курсов, связывающих разные рубли. А мы можем. Эти курсы будут колебаться, но все эти валюты будут нашими, и колебания будем, по крайней мере отчасти, регулировать мы сами.
5. Нужно резко увеличить скорость всех обменных процессов в экономике – транзакционных, транспортных, информационных. Это подлинная цель для макроэкономической политики не в жанре формального регулирования, а в качестве организационно-проектной инициативы. Это означает развитие инфраструктуры в широком смысле, превращение ее в элемент длительного общенационального инвестиционно-накопительного цикла. Если мы хотим реально использовать потенциал АТР для своего роста, мы должны физически к этому региону присоединиться. Так Петр I строил Санкт-Петербург для связи с регионом Балтийского моря – промышленной и торговой зоной Западной Европы. Сегодня мы гораздо быстрее должны создать восточный коннект – русский мегаполис, связывающий нас с цивилизациями Тихого океана.
6. Нужно использовать «энергетический допинг» самим, вместо того чтобы продавать его за доллары – за них мы и до санкций не могли купить ничего, кроме товаров народного потребления, которые должны производить сами. Кроме того, монетизированная энергетическая рента легко утекает во внешний, не национальный контур обращения и вывозится.
Мы – правые патриоты, голос новой политэкономической элиты, ставим перед собой задачу сформировать новую экономическую политику, соответствующую изложенным целям и задачам. Это предмет специальной политической работы, а не просто естественный процесс «самозарождения» новых производительных сил, который нам обещали и продолжают обещать старые либералы, но которые так и не проявились.
Старые либералы по-прежнему предлагают только примитивную формулу «деньги сами идут туда, где выгодно, главное – дать им такую возможность». Эта формула в принципе не допускает инвестиционного цикла, направлена на поиск мгновенной спекулятивной сверхприбыли, продажу ресурсов и откровенное воровство. Может показаться парадоксом, но именно старые либералы злейшие враги всякой системной, справедливой – то есть для всех участников экономической деятельности – экономической свободы. Сегодня это стало совершенно очевидно.
Если мы хотим реального, а не утопического экономического развития, экономического роста, обеспеченного структурным прогрессом, а не распределением сырьевой ренты из одного кармана в другой, то новой, национально ориентированной экономической элите требуется реальная доля власти, представительство ее интересов на всех уровнях. «Гражданская платформа» будет последовательно этого добиваться.